Сопоставление данных инвентаризации с данными бухгалтерии
Результаты инвентаризации определяются путем сопоставления фактических данных, отраженных в инвентаризационных описях, с данными аналитического учета (складские карточки) и бухгалтерии.
Результаты инвентаризации определяются путем сопоставления фактических данных, отраженных в инвентаризационных описях, с данными аналитического учета (складские карточки) и бухгалтерии.
Для выявления результатов инвентаризации необходимо:
- произвести проверку точности запасов, отраженных в карточках складского учета и остатков проинвентаризированных ценностей из бухгалтерского учета. Обнаруженные ошибки должны быть исправлены;
- сопоставить количество ценностей, записанных в инвентаризационных описях, с данными аналитического учета по каждой позиции в отдельности;
- отразить позиции с разницами в Сличительной ведомости по инвентаризации собственности;
- получение инвентаризационной комиссией письменных объяснений (Объяснительная записка) от материально ответственных лиц по выявленным недостачам, излишкам и порче ценностей, а также по потерям, связанным с пропуском сроков исковой давности дебиторской задолженности или по другим причинам;
- установить на основании полученных объяснений и документов характер выявленных недостач, потерь, порчи, а также излишков;
- подготовить предложения о порядке регулирования расхождений между фактическим наличием ценностей и данными бухгалтерского учета, выявленных после инвентаризации;
- зарегистрировать в бухгалтерском учете излишки и недостачи, с целью согласования данных бухгалтерского учета с данными инвентаризации по проинвентаризованным активам и пассивам.
Расхождения, полученные при инвентаризации, регламентируются следующим образом:
a) излишки ценностей и суммовые разницы, полученные при зачете недостач излишками, подлежат оприходованию и отнесению на увеличение доходов;
b) недостача ценностей относится на расходы периода;
c) недостача ценностей сверх установленных норм естественной убыли, а также потери от порчи ценностей взыскиваются с виновных лиц по рыночным ценам на момент выявления недостачи;
d) когда конкретные виновники недостачи не установлены, недостача материальных ценностей и потери от порчи ценностей сверх норм естественной убыли относятся на расходы периода.
По результатам инвентаризации отражаются следующие бухгалтерские проводки:
1) Излишки - превышение фактического остатка ценностей над учётным.
Излишки, выявленные в результате инвентаризации, относятся на доходы (в зависимости от вида деятельности) :
- излишки долгосрочных активов
Дебет 111 «Нематериальные активы»,
Дебет 121 «Незавершенные нематериальные активы»,
Дебет 122 «Земельные участки»,
Дебет 123 «Основные средства»
Кредит 621 «Доходы от инвестиционной деятельности»
- излишки по текущим активам
Дебет 211 «Материалы»,
Дебет 212 «Животные на выращивании и откорме»,
Дебет 213 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы» ,
Дебет 215 «Незавершенное производство»,
Дебет 216 «Продукция»,
Дебет 217 «Товары»,
Дебет 229 «Прочая краткосрочная дебиторская задолженность»,
Дебет 241 «Касса»,
Дебет 246 «Денежные документы»,
Кредит 612 «Другие операционные доходы».
2)Недостача - превышение учётных остатков ценностей над фактическими.
Недостачи подразделяются в зависимости от назначения актива (расходы предприятия по долгосрочным активам - это расходы инвестиционной деятельности; расходы по текущим активам- расходы по операционной деятельности).
-по долгосрочным активам
Дебет 721 «Расходы инвестиционной деятельности»,
Кредит 111 «Нематериальные активы»,
Кредит 121 «Незавершенные нематериальные активы»,
Кредит 122 «Земельные участки»,
Кредит 123 «Основные средства».
-по текущим активам
Недостачи текущих активов классифицируются:
а) недостача в пределах норм естественной убыли:
- недостача, выявленная в цехах или других производственных подразделениях, относится в состав КПЗ:
Дебет 813 «Косвенные производственные затраты»
Кредит 211 «Материалы»,
Кредит 213 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы»,
Кредит 215 «Незавершенное производство»,
Кредит 216 «Продукция»
- недостача, выявленная на предприятиях торговли, относится в состав других операционных расходов:
Дебет 714 «Другие операционные расходы»
Ккредит 211 «Материалы»,
Кредит 213 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы»,
Кредит 217 «Товары»
б) недостача сверх норм естественной убыли относится в состав других операционных расходов:
Дебит 714 «Другие операционные расходы»
Кредит 211 «Материалы»,
Кредит 212 «Животные на выращивании и откорме»,
Кредит 213 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы»,
Кредит 215 «Незавершенное производство»,
Кредит 216 «Продукция»,
Кредит 217 «Товары»,
Кредит 241 «Касса»,
Кредит 246 «Денежные документы».
В отдельных случаях в учете может быть открыт счет управленческого учета 827 - «Недостачи и потери материальных ценностей». На данном счете накапливаются суммы недостачи:
Дебет 827 «Недостачи и потери материальных ценностей»,
Кредит 111 «Нематериальные активы»,
Кредит 121 «Незавершенные нематериальные активы»,
Кредит 122 «Земельные участки»,
Кредит 123 «Основные средства»,
Кредит 211 «Материалы»,
Кредит 212 «Животные на выращивании и откорме»,
Кредит 213 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы»,
Кредит 215 «Незавершенное производство»,
Кредит 216 «Продукция»,
Кредит 217 «Товары»,
Кредит 241 «Касса»,
Кредит 246 «Денежные документы.
Закрытие данного счета:
Дебет 714 «Другие операционные расходы»
Кредит 827 «Недостачи и потери материальных ценностей».
Виновное лицо возмещает недостачу по рыночной стоимости недостающего объекта, включая НДС:
а) отнесение сумм недостач по рыночным ценам на виновное лицо:
Дебет 227 «Краткосрочная дебиторская задолженность персонала»
Кредит 612 «Другие операционные доходы», - рыночная стоимость без НДС
Кредит 621 «Доходы от инвестиционной деятельности»
б) отражение суммы НДС от рыночной стоимости:
Дебет 227 «Краткосрочная дебиторская задолженность персонала»
Кредит 534.2 «Обязательства по налогу на добавленную стоимость»
Возмещение денежными средствами:
- в кассу:
Дебет 241 «Касса»
Кредит 227 «Товары»,
- в счет заработной платы:
Дебет 531 «Обязательства персоналу по оплате труда»
Кредит 227 «Товары».
Виновное лицо так же может возместить недостачу внесением аналогичного объекта.
Сумма НДС отражается в учете, независимо от обнаружения виновного лица, так как налоговый кодекс не разрешает относить в зачет суммы НДС по активам, которые не используются в предпринимательских целях. [2.2 (89-103стр.)]
Примеры результатов инвентаризации на основе данных А.О. «TERMOCOM» в двух случаях:
1)На предприятии А.О. «TERMOCOM» (в центральном секторе распределения) произведена инвентаризационная опись в форме ИНВ-1 (приложение17). Инвентаризационная опись включает в себя проверку фактического наличия основных средств, материалов, малоценно и быстроизнашивающихся предметов(МБП) с данными бухгалтерского учета. В инвентаризационную комиссию вошли: Бабичь В.(председатель комиссии); Димитриу Л.; Дончак Е.; Канду О.; Звягин Е.
Результаты инвентаризации:
На конец месяца, а именно на 31.05.2011г. инвентаризационная опись показала, что фактическое наличие обьектов совподает с бухгалтерским учетом. Данное подтверждение(ИНВ-1) было подписано бухгалтером Канду О. и кладовщиком Звягин Е.
2) На предприятии А.О. «TERMOCOM», а точнее в центральном секторе распределениябыла произведена инвентаризация запасов основных средств при смене материально ответственного лица(МОЛ) в форме ИНВ-2 (приложение18). На основе приказа №142, требовалось узнать количество и стоимость запасов основных средств. В состав инвентаризационной комиссии входили: Бабичь В.(председатель комиссии); Димитриу Л.; Дончак Е.; Канду О.; Звягин Е.
Материально ответственное лицо передающее обьекты: Комаров М.
Материально ответственное лицо принимающее обьекты: Булейко А.
Результаты инвентаризации:
Проведенная инвентаризация показала, что на конец месяца (в результате смены МОЛ) фактическое наличие запасов основных средств совподает с учетом в бухгалтерии предприятия.
Если же была выявлена недостача основных средств, то их стоимость была бы списана на расходы инвистиционной деятельности. Если же было доказана причастность МОЛ к недостачи основных средств, то соотведственно, возмещение производилось по определенной последовательности бухгалтерских операций(об этом упоминалось выше).
Заключение
В данной работе было рассмотрены одни из важных элементов бухгалтерского учета документация и инвентаризация.
От оперативности и четкости обработки и движения документов зависит быстрота и эффективность принятия решений. Поэтому на любом предприятии документообороту уделяется большое внимание, особенно в бухгалтерии, где несвоевременная и неточная обработка финансовых документов может привести к негативным экономическим последствиям.
В первой главе было рассмотрено общая характеристика предприятия: организационно-правовая форма, история создания, организационная структура и сфера деятельности.
Во второй главе «Документирование хозяйственных операций» рассматривалось классификация документов и документооборот. Классификация было произведено с соответствующими примерами по анализируемому предприятию АО «TERMOCOM». Произведен анализ финансовой отчетности. На предприятии А.О. «TERMOCOM» используется автоматизированная система бухгалтерского учета(АСБУ) – это показано на примере движения документов по учету рабочего времени и зароботной платы.
В третьей главе были достаточно глубоко рассмотрены способы проведения инвентаризации и определения ее результатов. Наибольший акцент автор сделал на примеры результатов инвентаризации исследуемого предприятия АО «TERMOCOM».
Актуальность практики заключается в том, что документ, как носитель информации, выступает в качестве непременного элемента внутренней организации любого учреждения, предприятия, фирмы, обеспечивая взаимодействие их частей. Информация является основанием для принятия управленческих решений, служит доказательством их исполнения и источником для обобщений, а также материалом для справочно-поисковой работы.
Библиография
I.Законодательные и нормативные акты:
1.1 Закон Республики Молдова « О бухгалтерском учете » от 27 апреля 2007 годаN113-XVI с последующими изменениями и дополненениями.
1.2 Национальные стандарты бухгалтерского учета в Республике Молдова, К.: Contabilitate şi audit. 2005.
1.5«Положение о порядке проведения инвентаризации» утвержденное Министерством финансов Республики Молдова от 05.03.2001 г.
II.Учебники, монографии и статьи периодических изданий :
2.1 «Инвентаризация как метод бухгалтерского учета» Соколов Я. В., Быков В. А., Бухгалтерский учет №4, 2005г.,(217стр.).
2.2«Когда обязательно проведение инвентаризации», Главная книга.№22. Заграничная Т.Г.,(289стр.).
2.3«Принципы бухгалтерского учета», Виорел Цуркану ,Евдокия Бажерян , Кишинев 2004г., (344стр.)
2.4«Финансовый учет», А.Недерица, ASEMChisinau, ACAP, 2003г.,(701стр.).
Приложения