Правовые основы государственного регулирования цен
Правовую основу государственного регулирования цен составляют международные договоры, российское законодательство и подзаконные нормативные правовые акты.
Договорно-правовую базу Таможенного союза[582] составляют заключенные сторонами международные договоры и соглашения. Среди соглашений, содержащих нормы ценового регулирования, назовем Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции (Москва, 9 декабря 2010 г.). В соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах конкуренции, государственное ценовое регулирование — установление органами государственной власти и органами местного самоуправления Сторон (Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация) цен (тарифов), надбавок к ценам (тарифам), максимальных или минимальных цен (тарифов), максимальных или минимальных надбавок к ценам (тарифам) в порядке, установленном законодательством Сторон.
В силу ст. 17 Соглашения введение Сторонами государственного ценового регулирования на товарных рынках, не находящихся в состоянии естественной монополии, осуществляется в исключительных случаях, к которым относятся в том числе чрезвычайные ситуации и стихийные бедствия, соображения национальной безопасности, при условии, что возникшие проблемы невозможно решить способом, имеющим меньшие негативные последствия для состояния конкуренции.
В качестве временной меры Стороны могут вводить государственное ценовое регулирование на отдельные виды социально значимых товаров на отдельных территориях на определенный срок в порядке, предусмотренном законодательством Сторон. Общий срок применения предусмотренного настоящим пунктом государственного ценового регулирования по одному виду социально значимого товара на отдельной территории не может превышать 90 дней в течение одного года (с возможностью продления). О введении государственного ценового регулирования Сторона уведомляет Евразийскую экономическую комиссию и Стороны. Порядок оспаривания действий Сторон по введению государственного ценового регулирования определен ст. 18 Соглашения[583].
Данные правила не применяются к случаям государственного ценового регулирования на товары, указанные в приложении к Соглашению (природный газ, сжиженный газ для бытовых нужд, электрическая и тепловая энергия, водка, ликеро-водочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28% (минимальная цена), лекарственные препараты и др.).[584]
Положения ст. 17 Соглашения также не применяются к государственному ценовому регулированию на услуги, включая услуги субъектов естественных монополий, а также к сфере государственных закупочных и товарных интервенций. Нормы ценового регулирования деятельности субъектов естественных монополий содержатся в иных Соглашениях ТС, в числе которых Соглашение о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий (Москва, 9 декабря 2010 г.), Соглашение о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики (Москва, 9 декабря 2010 г.), Соглашение о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики (Москва, 9 декабря 2010 г.).
Согласно п. «ж» ст. 71 Конституции РФ основы ценовой политики отнесены к ведению РФ. Несмотря на такое конституционное установление, в настоящий момент в нашей стране нет единого федерального закона, регулирующего основы ценовой политики.
Положения о ценах заключены в ряде иных законодательных актов РФ, регулирующих отдельные аспекты хозяйственной деятельности. Так, в силу п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В определенных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
НК РФ содержит правила ценового регулирования в целях налогообложения.
Нормы исследуемого института содержатся в КоАП РФ (ст. 14.6 «Нарушение порядка ценообразования»).
Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электро-энергетике»[585], определяет основы государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике; Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении»[586] — в сфере теплоснабжения.
Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»[587] устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса.
Согласно ст. 60 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»[588] государственное регулирование цен на лекарственные препараты осуществляется посредством:
— утверждения перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее — Перечень)[589];
— утверждения методики установления производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в Перечень;
— государственной регистрации установленных производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в Перечень;
— ведения государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в Перечень;
— утверждения методики установления органами исполнительной власти субъектов РФ предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в Перечень;
— установления предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в Перечень, и др.
В силу ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ»[590] хозяйствующие субъекты при организации торговой деятельности и ее осуществлении самостоятельно определяют цены на продаваемые товары, за исключением случаев, если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров. Если в течение 30 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта РФ или территориях субъектов РФ рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит 30% и более, Правительство РФ в целях стабилизации розничных цен на данные виды товаров имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них на территории такого субъекта РФ или территориях таких субъектов РФ на срок не более чем 90 календарных дней. Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. № 530[591] утверждены: Правила установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости; Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»[592] меры государственного воздействия на уровень цен табачной продукции осуществляются посредством установления минимальных розничных цен такой продукции. Минимальная розничная цена табачной продукции представляет собой цену, ниже которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями. Минимальные розничные цены устанавливаются на уровне 75% от максимальных розничных цен, определяемых в порядке, установленном НК РФ. Реализация табачной продукции по цене, которая ниже минимальных розничных цен и выше максимальных розничных цен, запрещена.
Нормы ценового регулирования содержатся в антимонопольном законодательстве. Так, Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», определяя понятия монопольно высоких (ст. 6) и монопольно низких (ст. 7) цен, устанавливает, что применение их субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, является одной из форм злоупотребления им своим положением и трактуется как монополистическая деятельность (ст. 10) и др. Статья 6 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»[593] в качестве одного из методов регулирования деятельности субъектов называет ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.
Главную роль в регулировании ценовой сферы в настоящее время играют подзаконные нормативные правовые акты. Правовые основы современного рыночного государственного регулирования цен были заложены Указом Президента РФ от 3 декабря 1991 г. «О мерах по либерализации цен»[594]. В настоящее время основы государственного регулирования цен установлены Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»[595] и постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»[596]. Данными актами определена государственная ценовая политика. Она направлена на дальнейшую либерализацию ценообразования при сохранении государственного регулирования цен в основном в сфере естественных монополий. Регулируемые государственные цены применяются всеми организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Правительством РФ утверждаются перечни товаров (работ, услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат государственному регулированию.
Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 утверждено три перечня.
1. Перечень продукции, товаров, услуг, по которым государственное регулирование цен осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти. Сюда включены, например, продукция ядерно-топливного цикла; продукция оборонного значения; транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; отдельные услуги почтовой и электрической связи; перевозки железнодорожным транспортом; водка, ликеро-водочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28%, производимая на территории РФ или ввозимая на таможенную территорию РФ; протезно-ортопедические изделия; лекарственные средства, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и др.
2. Перечень продукции, товаров, услуг, по которым государственное регулирование цен осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ. Это топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению; перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском (включая метрополитен) и пригородном сообщении; предельные оптовые и предельные розничные надбавки к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные средства, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и др.
3. Перечень товаров и услуг, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. Это, к примеру, перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях; транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта; торговые надбавки к ценам на продукты детского питания; наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях и др.
Давая оценку права органов исполнительной власти РФ осуществлять государственное регулирование цен, Высший Арбитражный Суд РФ[597] указал следующее: В настоящее время Федеральный закон, устанавливающий порядок государственного регулирования цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального уровней) не принят. Постановление № 239 в установленном порядке также не признано утратившим силу. При таких обстоятельствах изданный до введения в действие Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» нормативный акт Правительства РФ по вопросам, которые, согласно закону, могут регулироваться только федеральными законами, действует впредь до принятия соответствующих законов. Суд полагает, что вопрос регулирования цен и торговых наценок на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания при учебных заведениях, о которых возник спор, должен быть урегулирован на законодательном уровне.
Верховный Суд РФ[598] также определил, что положения абзаца 8 Перечня услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утвержденного постановлением Правительства РФ № 239, соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий органа государственной власти и не нарушают права юридических лиц на осуществление предпринимательской деятельности.
Следует отметить, что субъекты РФ в полной мере реализуют предоставленные им в данной сфере права. Так, постановлением Правительства Москвы от 29 сентября 2009 г. № 1030-ПП «О регулировании цен (тарифов) в городе Москве» утверждены, в том числе:
— Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые право регулирования цен (тарифов) в соответствии с правовыми актами РФ предоставлено Правительству Москвы и осуществляется Региональной энергетической комиссией г. Москвы;
— Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые право регулирования цен (тарифов) в соответствии с правовыми актами РФ предоставлено Правительству Москвы и осуществляется Департаментом экономической политики и развития г. Москвы;
— Порядок разработки и утверждения регулируемых цен (тарифов) на продукцию, товары, работы и услуги в г. Москве;
— Перечень товаров, работ и услуг, цены (ставки, тарифы, надбавки) на которые утверждаются постановлениями Правительства Москвы.
Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. № 950[599]> утверждено Положение об участии органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля.
Государственное регулирование цен на входящие в перечни товары (услуги) осуществляется специальными нормативными правовыми актами. Приведем примеры.
Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 г. № 1075[600] утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения; Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. № 1178 утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике; Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.
Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2009 г. № 643[601] утверждено Положение о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок.
Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2008 г. № 293[602] утверждено Положение о государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 г. № 865[603] утверждены Правила установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в субъектах РФ.
Большой массив источников ценового регулирования составляют нормативные акты органов исполнительной власти (Федеральной службы по тарифам[604], Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка и др.), принятые в соответствии с их компетенцией.