Модель врума-джаго
Виктор Врум и Артур Джаго разработали модель участия сотрудников в принятии решений 14. Модель включает в себя три основных блока: стили руководства, набор диагностических вопросов для анализа ситуации, в которой принимается решение, и набор правил принятия решений.
СТИЛИ РУКОВОДСТВА.В модели выделяются пять уровней участия подчиненных в принятии решений, от предельно автократического до предельного демократичного (см. табл. 9.3). Автократические стили руководства обозначаются как AI и АИ, консультативные — KI и КП, групповой стиль обозначается буквой Г. В каждой конкретной ситуации менеджер должен выбрать один из них, наиболее адекватный (принять самостоятельно решение (AI), сделать свой выбор после консультаций с подчиненными (KI) или согласиться с коллективным решением (Г)).
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ.Как менеджеру определить наиболее адекватный ситуации стиль руководства? Степень участия сотрудников в процессе принятия
Таблица 9.3.Пять стилей принятия решения
Стиль принятия решения | Описание | |
Предельно автократический | AI | Менеджер анализирует ситуацию, используя всю имеющуюся информацию, и принимает самостоятельное решение |
АИ | Менеджер получает от подчиненных необходимую информацию и принимает самостоятельное решение | |
KI | Менеджер в частном порядке обсуждает проблему с компетентными в данном вопросе подчиненными, выслушивает их идеи и предложения, а затем принимает решение | |
КП | Менеджер знакомит группу подчиненных с проблемой, выслушивает идеи и предложения коллектива, а затем принимает решение | |
Предельно Демократичный | Г | Менеджер знакомит группу подчиненных с проблемой, выполняя главным образом роль председателя собрания. Он не пытается навязать группе «свое» решение и готов принять любой выбор группы |
Обозначения: А — автократический стиль руководства, К — консультативный, Г — групповой стиль. |
Источник: Victor H. Vroom and Arthur A. Jago, The New Leadership: Managing Participation in Organizations, Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1988.
Часть 3. Планирование
Глава 9. Принятие управленческих решений
решения зависит от ответов на восемь диагностических вопросов относительно самой проблемы, необходимого уровня качества решения и важности вовлечения подчиненных в процесс.
1. Требования к качеству (ТК): Как оценивается значение качества этого решения? Если
для достижения желаемых результатов необходимо высококачественное решение
лидер должен принимать активное участие в процессе выбора.
2. Требования к участию (ТУ): Насколько важноучастие подчиненных в принятии реше
ния? Еслт реализация решения требует участия работников в его принятии, руково
дитель обязан привлечь сотрудников к процессу выбора.
3. Имеющаяся у лидера информация (ИЛ): Достаточным ли для принятия высококаче
ственного решения объемом информации располагает лидер? Если руководитель ощу
щает недостаток информации или опыта, он должен подключить к процессу приня
тия решения подчиненных.
4. Структура проблемы (СП): Хорошо ли структурирована проблема? Если проблема
сформулирована расплывчато, лидеру необходимо обменяться информацией со сво
ими сотрудниками, чтобы уточнить проблему и определить возможные решения.
5. Поддержка решения (ПР): Еслименеджер примет самостоятельное решение, поддер
жат ли его сотрудники? Если подчиненные беспрекословно выполняют распоряже
ния руководителя, их участие в процессе принятия решения не имеет особого значе
ния.
6. Согласованность целей (СЦ): Разделяют ли сотрудники цели организации, на достиже
ние которых направлено устранение проблемы? Если работники не разделяют общеор
ганизационных целей, лидер не имеет права оставлять решение на усмотрение груп
пы.
7. Конфликт между подчиненными (КП): Возможноли возникновение конфликта между
сотрудниками относительно предпочтительного варианта решения? Разногласия ра
ботников можно разрешить, позволив им участвовать в обсуждении решения и его
принятии.
8. Доступ подчиненных к информации (ИП): Достаточно ли у подчиненных информации,
чтобы принять высококачественное решение? Если да, менеджер может предоставить
им дополнительные полномочия по принятию решения.
Возможно, вам покажется, что предложенные авторами модели вопросы излишне детализируют управленческую ситуацию, но ответы на них позволяют быстро сузить число доступных менеджеру вариантов и выявить наилучший уровень участия подчиненных в процессе принятия решения.
ВЫБОР СТИЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ.На рис. 9.3 представлена диаграмма, позволяющая окончательно определить стиль участия менеджера в процессе принятия решения. Начинать следует с левой части диаграммы, т. е. с ответа на вопрос ТК: как оценивается значение качества решения? Если оно имеет высокую значимость, менеджер переходит к вопросу ТУ: как оценивается участие подчиненных в принятии решения? Если оно имеет большое значение, осуществляется переход к вопросу ИЛ: позволяет ли имеющаяся у менеджера информация принять высококачественное решение? В случае положительного ответа менеджер переходит к вопросу ПР, так как вопрос СП в данном случае будет неуместен. Научиться использовать эту модель и адаптировать свой стиль лидерства к каждой конкретной ситуации очень просто.
Нередко ситуация складывается таким образом, что одинаково приемлемыми оказываются несколько стилей принятия решения. В таких случаях В. Врум и
А Джаго рекомендуют учесть, что автократические стили позволяют сэкономить время, при этом качество решения остается высоким. С другой стороны, многие 1аботники стремятся к большей степени вовлеченности в процесс принятия решений, поэтому менеджерам следует по возможности привлекать подчиненных к участию в управлении.
Представленное дерево решений, безусловно, далеко от идеала; вместе с тем это полезный инструмент для всех, кто принимает решения15. Число сторонников этой модели продолжает пополняться16. Одно из первых «крещений боем» модель Вру-ма—Джаго прошла в компании Barouh-Eaton Allen.