Банковские системы и их виды
В современной экономике банковские операции осуществляются не только банками, но и другими кредитными организациями. Большое разнообразие видов банковских и небанковских кредитных организаций, занимающихся банковской деятельностью, значительная национальная специфика их состава и организации функционирования в разных странах затрудняет определение понятия банковской системы и ее структурирование.
Так, в настоящее время в экономической литературе не существует единого толкования понятия «банковская система». Применяется широкое и узкое понимание этого термина. В широком смысле банковская система рассматривается как совокупность функционирующих в данной стране кредитных, расчетных и других отношений, а также форм и видов кредитования, в которых участвуют банки. Но чаще используется более узкое понимание: банковская система трактуется с институциональной точки зрения ― как совокупность банков (или кредитных организаций) государства в их взаимосвязи в определенный исторический период. При этом одни авторы включают в состав банковской системы только банки, другие ― банки и небанковские кредитные организации, поскольку последние осуществляют те или иные виды банковской деятельности. Представляется, что в последнем случае смешиваются понятия банковской и кредитной систем.
К р е д и т н а я с и с т е м а включает все кредитные организации страны и является более широким понятием, чем банковская система. В одну кредитную систему банки и небанковские кредитные организации объединяются вследствие того, что все они в той или иной степени выполняют посреднические функции в денежно-кредитной сфере: аккумулируют временно свободные денежные средства одних субъектов экономики и перераспределяют их во временное пользование другим путем проведения операций рыночного характера (на основе купли-продажи). Однако небанковские кредитные организации, в отличие от банков, не имеют права выполнять всю совокупность банковских операций и специализируются на выполнении отдельных их видов, не имея статуса банка. Сферой их деятельности являются, как правило, относительно узкие сегменты финансового рынка страны, где требуются достаточно специфичные знания и технологии проведения операций (например, рынки ипотечного, лизингового кредита и т.д.).
В последние десятилетия для большинства развитых стран характерна тенденция размывания границ между банками и небанковскими кредитными организациями. С одной стороны, развивается процесс универсализации банков, в первую очередь крупных, проникновения их в сферу деятельности небанковских кредитных организаций (если отсутствуют законодательные ограничения). Универсализация осуществляется как прямо – путем расширения спектра услуг клиентам, так и косвенно – посредством расширения участия банков в операциях небанковских кредитных организаций, установления контроля за ними или учреждения дочерних небанковских кредитных организаций. С другой стороны, происходит быстрое развитие небанковских кредитных организаций, которые все активнее осуществляют традиционные банковские операции. Таким образом, сферы деятельности банковских и небанковских кредитных организаций во многих развитых странах нередко тесно соприкасаются: при проведении отдельных операций они могут сотрудничать или конкурировать друг с другом.
Данная тенденция хотя и затрудняет четкое структурирование кредитной системы, тем не менее не привела к полному нивелированию различий между двумя этими типами кредитных организаций. Многие небанковские кредитные организации отличаются от банков не только спецификой деятельности, но и тем, что имеют двойное подчинение. В связи с этим более правомерно рассматривать банковскую систему как часть кредитной системы государства.
Этот подход реализован в белорусском законодательстве. Хотя в Банковском кодексе Республики Беларусь отсутствует четкое определение банковской системы, она рассматривается как составная часть финансово-кредитной системы страны. Последняя, помимо банков, включает в себя небанковские кредитно-финансовые организации. Таким образом, можно дать следующее определение.
Б а н к о в с к а я с и с т е м а представляет собой организованную совокупность банков страны, функционирующих во взаимосвязи и взаимодействии друг с другом.
Не любая совокупность банков является системой ― ее элементами банки становятся в результате формирования горизонтальных и вертикальных связей между ними. Взаимосвязь банков как элементов банковской системы обусловлена общностью целей, прав и обязанностей, единой законодательной базой и единым порядком регулирования банковской деятельности. Отношения между банками строятся в основном на договорной основе, объектом этих отношений выступают деньги, ценные бумаги, драгоценные металлы и другие ценности. Взаимодействие банков в процессе их функционирования в банковской системе осуществляется в процессе проведения безналичных расчетов юридических и физических лиц через корреспондентские счета, открытые ими друг у друга; межбанковских операций на депозитно-кредитном, валютном, фондовом и других финансовых рынках; при участии в совместных проектах и т.д.
Объединение банков в единую систему осуществляется государством, которое в законодательных актах устанавливает организационные основы банковской системы, ее структуру и принципы функционирования. Государство регулирует деятельность банков посредством государственной регистрации и лицензирования, установления нормативов безопасного функционирования, запретов и ограничений, а также банковского надзора. При этом вмешательство государства в деятельность банков ограничено законодательно установленными пределами и банки самостоятельны в своей деятельности. Государство не отвечает по обязательствам банков, если это не предусмотрено законодательством или оно само не приняло на себя такие обязательства. Банки также не отвечают по обязательствам государства.
Банковская система страны находится в постоянном развитии: меняется количество функционирующих банков, их состав, организация их взаимодействия, структура банковской системы. Это обусловлено действием следующих основных факторов:
степень зрелости рыночных отношений в стране: чем выше уровень развития рыночного хозяйства, тем большая часть национального богатства вовлекается в рыночный оборот, становится объектом денежных и кредитных отношений;
развитие денежных отношений в стране. На функционирование банков непосредственное влияние оказывает не только объем денежного оборота, в том числе во внешнеэкономической сфере, но также виды денег и других финансовых активов, используемых в обменных и других операциях;
темпы экономического роста, уровень концентрации и централизации капитала в промышленном секторе. Банки являются финансовыми посредниками, их основным назначением является аккумулирование и перераспределение на кредитной основе средств юридических и физических лиц. В связи с этим потенциал роста банковской системы тем выше, чем большими темпами развивается экономика;
степень жесткости государственного регулирования банковской системы. В 20 веке в развитых странах использовалось два основных подхода: строгий законодательный запрет на осуществление банками нетрадиционных банковских операций[63] и отсутствие законодательных ограничений на проведение всеми кредитными организациями, включая банки, любых операций на финансовых рынках. Второй подход позволяет банкам универсализировать свою деятельность, предоставлять клиентам полный набор современных услуг, постоянно расширять их спектр, что дает гораздо больше возможностей для развития банковской системы;
научно-технический прогресс в области коммуникаций и информационных технологий.
Банковская система является одним из центральных звеньев рыночной экономики, ее функционирование оказывает существенное воздействие не только на общественное хозяйство страны в целом, но и на деятельность каждого хозяйствующего субъекта и благополучие граждан.
Важная макроэкономическая роль банковской системы заключаются в том, что она:
· предоставляет общественному хозяйству расчетно-платежные средства в объеме, необходимом для обслуживания экономических и социальных процессов;
· обеспечивает взаимосвязь экономических субъектов в процессе воспроизводства и его непрерывное функционирование посредством проведения расчетных, кредитных и других банковских операций;
· аккумулирует свободные денежные средства юридических, физических лиц и государства для инвестирования в развитие экономики;
· воздействует на величину и направление денежных потоков в стране в соответствии тенденциями и целями развития общественного хозяйства.
Значение банковской системы проявляется также в том, что ее устойчивость оказывает существенное влияние на эффективность экономики страны, темпы экономического роста.
Однако роль банковской системы в обеспечении деятельности государства, хозяйствующих субъектов и граждан зависит от типа экономической системы, специфики экономического развития страны и действующего законодательства. Так, в административно-командной экономике функционирование банковской системы носило подчиненный характер: банковская деятельность планировалась и жестко регулировалась, была направлена на решение основной задачи ― выполнение народнохозяйственных планов. В рыночной экономике банковская система играет более самостоятельную и активную роль, однако степень ее влияния на экономическое развитие отдельных государств существенно различается в зависимости от исторически сложившихся условий, места в кредитной и финансовой системах, а также национального законодательства, регулирующего банковскую деятельность.
Финансирование экономики в развитом рыночном хозяйстве осуществляется путем перераспределения денежных накоплений не только через банковскую систему, но и рынок ценных бумаг. До недавнего времени в ряде стран существовало достаточно жесткое разделение функций по финансированию экономики между банковской системой и рынками ценных бумаг.
В странах со сравнительно низким уровнем развития рынка ценных бумаг главную роль в аккумуляции денежных ресурсов и кредитовании промышленных предприятий играет банковская система. Значительная часть кратко- и долгосрочных кредитных ресурсов сосредотачивается в банках и последние законодательно почти не ограничиваются по направлениям их размещения. В таких странах в силу большого значения деятельности банковской системы государство часто оказывает банкам существенную поддержку и контролирует их деятельность, там относительно высока доля государственных банков. Это было характерно ряда для континентальных стран Западной Европы и Японии вплоть до середины 90-х годов.
В странах, где существует высокоразвитый фондовый рынок с широким спектром финансовых инструментов, значительная часть инвестиционных ресурсов, в том числе сбережений населения, направляется в производство на основе операций с акциями, облигациями и другими ценными бумагами. Банковская система аккумулирует и перераспределяет главным образом краткосрочные ресурсы, ее роль в долгосрочном кредитовании экономики незначительна. При этом для банков существуют законодательные ограничения по операциям на финансовых рынках и, в частности, на рынке ценных бумаг, ― то есть деятельность банков сосредоточена на традиционных операциях. Так, в США с 1933 года действовал федеральный закон, согласно которому коммерческим банкам было запрещено проводить операции с акциями и корпоративными облигациями. В то же время государство практически не вмешивается в деятельность банков, регулируя ее в основном методами и инструментами денежно-кредитной политики. Такой тип банковской системы характерен для США и Великобритании.
В последнее десятилетие в развитых странах разделение функций между банками и рынками ценных бумаг утрачивает силу. В качестве источника финансирования предприятия все чаще используют не банковские кредиты, а эмиссию ценных бумаг ― акций и облигаций. Банки, в свою очередь, широко проводят различные операции с ценными бумагами, в том числе занимаются секъюритизацией своих активов (то есть трансформацией банковских кредитов в ценные бумаги, свободно обращающиеся на рынке). В связи с этим происходит изменение роли банковской системы в кредитовании экономики, она все больше интегрируется в систему финансовых рынков (фондового, валютного и других). Банковский кредит перестает быть основным источником внешнего финансирования предприятий.
Однако страновые особенности, касающиеся места и роли банковской системы в финансировании экономики, сохраняются. Например, в Германии, Турции и ряде других стран банковский кредит продолжает оставаться основным источником ресурсов для предприятий.
Интеграция национальных финансовых рынков в процессе глобализации ставит страны с недостаточно развитым рынком ценных бумаг в неравные конкурентные позиции со странами, где функционируют мощные финансовые центры. В связи с этим государства принимают меры по стимулированию развития рынка ценных бумаг, повышению его конкурентоспособности.
В экономической литературе обычно выделяют следующие виды банковской системы (рис. 13.1).
Рис.13.1. Виды банковской системы.
Централизованнаябанковская система существовала в условиях командно-административной экономики. Ее характерной чертой являлась государственная монополия на банковское дело: государство выступало собственником банков и отвечало по их обязательствам, планировало и жестко регулировало их деятельность. Структура банковской системы была суперцентрализована ― по сути, в стране функционировал один или несколько государственных банков с множеством отделений на местах. Они выполняли функции центрального и коммерческих банков и подчинялись правительству. На счетах этих банков автоматически аккумулировались все свободные денежные средства предприятий и часть денежных сбережений населения. Средства распределялись в соответствии с кредитными планами, базирующимися на планах социального и экономического развития страны. Взаимосвязи между банковскими организациями осуществлялись на основе централизованного управления их деятельностью и директивных планов аккумулирования и перераспределения ресурсов.
Рыночная банковская система основана на различных формах собственности на банки. Для нее характерна децентрализованная система управления и разграничение ответственности между банками и государством по их обязательствам. Функционирует множество банков, различающихся организационной формой, спецификой операций и т.д. За банковской деятельностью осуществляется надзор, ее регулирование осуществляется преимущественно экономическими методами. Банки проводят свои операции на рыночной основе (в целях получения прибыли), конкурируя друг с другом за клиентов и позиции на финансовых рынках.
Одноуровневая банковская система функционирует, если входящие в нее банки находятся на одной иерархической ступени, между ними не существует разделения функций и отношений соподчинения, а взаимодействие осуществляется на основе только горизонтальных связей. Такая система была характерна, например, для исторического этапа развития, когда в странах действовали только коммерческие банки, которые выполняли все банковские функции, включая эмиссионную. Однако следует отметить, что нерегулярный и слабый характер взаимодействия между коммерческими банками дает основание некоторым экономистам отрицать наличие в тех условиях банковской системы в том значении, которое вкладывается в это понятие в современных условиях. К одноуровневой банковской системе относят также централизованную банковскую систему, функционировавшую в командно-административной экономике ― здесь действовал практически один банк-монополист, выполнявший функции центрального банка и расчетно-кредитное обслуживание экономических субъектов через свою филиальную сеть.
Двухуровневая банковская система существует в настоящее время в большинстве стран мира. Она включает центральный банк, который образует первый, верхний уровень системы, и коммерческие (деловые) банки, составляющие второй, нижний уровень. В такой системе банки разных уровней различаются целями деятельности, выполняемыми функциями и ролью в экономике. Взаимоотношения между банками разных уровней организованы по вертикали: хотя банки второго уровня юридически не подчинены центральному банку, он законодательно наделен полномочиями по контролю и надзору за их деятельностью, ее регулированию. В связи с этим отношения между центральным и другими банками строятся не только на договорных началах, но и административно-властных. Между банками второго уровня (коммерческими банками) взаимодействие осуществляется по горизонтали ― на основе равноправного партнерства и конкуренции. Отношения между ними носят исключительно договорной характер, а взаимосвязь осуществляется в процессе координации деятельности. Банки этого уровня равны перед законом и должны иметь равные конкурентные возможности.
Центральный банк является в системе особым банковским институтом, который осуществляет свою деятельность на макроэкономическом уровне. Его клиентами как банка являются главным образом коммерческие банки и правительственные структуры. Центральный банк не всегда находится в государственной собственности, но осуществляет свои функции, руководствуясь только общенациональными, государственными интересами. Проводимая им денежно-кредитная политика является одним из важнейших составляющих государственного регулирования экономики.
Коммерческие банки осуществляют свою деятельность на микроуровне, непосредственно обслуживают юридических и физических лиц, предоставляя им депозитные, кредитные, расчетные и другие банковские услуги на платной основе.
Второй уровень банковской системы во многих развитых странах, а также в странах с переходной экономикой[64], имеет сложную структуру. Банки этого уровня в зависимости от особенностей страны можно разделить на группы, которые существенно различаются спецификой деятельности и ролью в экономике. В частности, в разных странах в зависимости от национальных особенностей выделяют группы банков по признаку собственности (государственные банки, в которых контрольным пакетом акций владеет государство, и частные), по величине активов (группа крупнейших банков и группа мелких и средних банков), по направлениям деятельности (группа специализированных банков и группа универсальных банков) и т.п. Во многих развитых странах и странах с переходной экономикой, например, наряду с универсальными коммерческими банками существуют группы специализированных банков (сберегательных, инвестиционных и др.).
С одной стороны, многообразие видов банков второго уровня позволяет полнее удовлетворять спрос на банковские услуги со стороны различных экономических субъектов, расширять спектр этих услуг и обеспечивать равный доступ к ним независимо от региона страны, повышает устойчивость банковской системы, способствует снижению системного риска ликвидности. С другой стороны, такое строение второго уровня банковской системы затрудняет равноправную конкуренцию, которая должна развиваться между входящими в его банками, дает конкурентные преимущества отдельным группам.
Классификация видов банковской системы на основе выделения ее различных уровней в современной экономической литературе является предметом дискуссий. Многие экономисты считают, что банковские системы можно рассматривать только как одноуровневые или двухуровневые. В то же время ряд экономистов наряду с одно- и двухуровневой банковской системой выделяет трех-, четырех- и пятиуровневые системы. Чаще всего в дополнительные уровни выделяют:
· группы банков, объединенные по какому-либо признаку (специализированные банки, уполномоченные банки и т.п.);
· специализированные кредитно-финансовые организации, выполняющие отдельные банковские операции.
При выделении в отдельный уровень банковской системы специальных кредитно-финансовых организаций происходит смешение понятий банковской и кредитной систем. Отнесение же на разные уровни различных типов коммерческих (деловых) банков обычно мотивируется значительной спецификой их деятельности и необходимостью вследствие этого дифференцированного подхода к регулированию их деятельности и установлению нормативных требований. Однако исходя из общепринятого критерия соподчиненности банков можно выделить лишь один или два уровня банковской системы, при этом второй уровень в зависимости от особенностей страны может иметь достаточно сложную структуру, включать несколько групп банков с ярко выраженной спецификой деятельности.
Особенности исторического и экономического развития страны определяют своеобразие ее банковской системы. Это касается банков как первого, так и второго уровней. Так, например, центральные банки могут быть организованы в форме унитарных государственных банков (Великобритания, Франция, ФРГ, РФ и т.д.) и акционерных банков (Швейцария, Япония и др.), в том числе в виде системы независимых банков, в совокупности выполняющих функции центрального банка (США). Еще большей спецификой характеризуется структура второго уровня. В одних странах существует множество коммерческих банков, преимущественно небольших (например, в США, Японии), в других ― их количество относительно невелико и в основном это сравнительно крупные банки (Канада, ФРГ и др.); для одних стран характерно преобладание универсальных банков (ФРГ, Турции и т.д.), для других ― специализированных.
Одной из проблем развития национальных банковских систем в современных условиях глобализации является проблема участия в них иностранного капитала. В целом ряде стран его доля в совокупных активах национальной банковской системы в настоящее время достигает 70-80 % (например, в Венгрии, Польше). С одной стороны, снятие ограничений на деятельность нерезидентов в банковской сфере усиливает конкуренцию на внутреннем рынке банковских услуг и на основе использования передового мирового опыта способствует распространению новых банковских технологий и повышению уровня менеджмента банков, а также расширению спектра и росту качества банковских услуг, предоставляемых хозяйствующим субъектам и населению. С другой стороны, при недостаточной развитости банковской системы страны большинство национальных банков не в состоянии конкурировать с иностранными, а центральные банки постепенно теряют часть контроля за банковской системой.