Факторы, влияющие на стоимость бизнеса
Главным фактором, влияющим на цену бизнеса, является, бесспорно, приносимый доход. Имеется в виду чистый доход или, так называемый, предпринимательский, то есть та сумма, которую ежемесячно получает владелец предприятия после выплаты всех налогов, заработной платы и прочих обязательных выплат.
Немаловажный фактор – наличие у предприятия собственной недвижимости. В случае если предприятие продается вместе с принадлежащей ему недвижимостью, его цена равна сумме доходов за 2-5 лет. Если же предприятие работает на арендованных площадях, его цена составляет сумму доходов за 0,5-1,5 года, в исключительных случаях цена может равняться сумме доходов за 1,5-2,5 года.
Также следует выделить следующие основные факторы, влияющие на цену:
1. Тип бизнеса. Те предприятия, для управления которыми не нужны специальные навыки стоят дороже, нежели узкоспециализированные компании, рынок сбыта которых ограничен.
2. Наличие активов, которые являются определяющими при получении чистого дохода. К ним можно отнести наличие специализированного оборудования, клиентской базы, обученного персонала и т.п.
3. Соотношение спроса и предложения. Цена предприятия будет существенно выше, если оно работает в сфере, в которой невелико количество компаний-конкурентов при наличии устойчивого спроса.
4. Наличие рисков. К примеру, предприятие работающее с «белой» бухгалтерией будет стоить дороже такого же предприятия, работающего с «серой», хотя доход у него будет существенно ниже.
5. Мотивация продажи. Всегда следует обращать внимание на причину продажи бизнеса, ведь не исключено, что компания продается из-за того, что на рынок вышел серьезный конкурент.
К прочим немаловажным факторам, влияющим на стоимость бизнеса, можно отнести известность компании, деловую репутацию, гарантию сохранения клиентской базы и прочее.
В соответствии с установленными целями и источниками дохода выбираем необходимую нам группу видов стоимости бизнеса:
1. Стоимость предприятия по активам. Виды стоимости этой группы предполагают, что предприятие будет ликвидировано. Мы получим единовременный доход от продажи элементов (активов) предприятия.
2. Стоимость действующего предприятия. Виды стоимости этой группы предполагают, что предприятие продолжает действовать и приносить прибыль. Мы будем получать доход от результатов деятельности фирмы в течение некоторого времени.
Любой вид стоимости бизнеса, в не зависимости, от того в какую группу он попадает, представляет собой текущую ценность ожидаемого будущего потока доходов (прибыли) от использования предприятия тем или иным образом. Вот наиболее часто применяемые виды стоимости бизнеса:
· Ликвидационная стоимость – рыночная цена продажи активов предприятия за вычетом долговых обязательств и затрат на продажу. Относится ко 1ой группе видов стоимости.
· Восстановительная стоимость – стоимость воссоздания аналогичного по структуре активов предприятия. Относится ко 1ой группе видов стоимости.
· Балансовая стоимость – разница между стоимостью активов и суммой долговых обязательств (по данными баланса). Относится ко 1ой группе видов стоимости.
· Рыночная стоимость – текущая рыночная стоимость уже состоявшейся сделки. Может отражать как 1ую, так и 2ую группу видов стоимости.
· Обоснованная рыночная стоимость – наиболее вероятная цена, по которой мы можем продать предприятия. Относится к 2ой группе видов стоимости.
· Инвестиционная стоимость – обоснованная стоимость предприятия для конкретного предполагаемого покупателя. Учитывает прирост прибыли от применения новым владельцем своих ноу-хау, технологий, планов реорганизации и т.д. Относится к 2ой группе видов стоимости.
25 Рентабельность активов: сущность, показатели и методы анализа.
Рентабельность активов - это показатель эффективности оперативной деятельности предприятия. Он является основным производственным показателем, отражает эффективность использования инвестированного капитала. С точки зрения бухгалтерской отчетности этот показатель связывает баланс и отчет о прибылях и убытках, то есть основную и инвестиционную деятельность предприятия, поэтому он является весьма важным и для финансового управления (виды деятельности предприятия мы подробно рассмотрим в следующей главе).
Финансовый рычаг (леверидж).
Данный показатель отражает структуру капитала, авансированного в деятельность предприятия. Он рассчитывается как отношение всего авансированного капитала предприятия к собственному капиталу.
, где
- авансированный капитал,
- собственный капитал.
Уровень финансового левериджа можно трактовать, с одной стороны, как характеристику финансовой устойчивости и рискованности бизнеса, и с другой стороны, как оценку эффективности использования предприятием заемных средств.
Прежде чем перейти собственно к факторному анализу, сделаем ряд важных оговорок, касающихся сферы применения модели Дюпон.
Анализируя рентабельность собственного капитала в пространственно-временном аспекте, необходимо учитывать три важные особенности этого показателя, существенные для формулирования обоснованных выводов.
Первая связана с временным аспектом деятельности коммерческой организации. Коэффициент рентабельности продаж определяется результативностью работы отчетного периода; вероятный и планируемый эффект долгосрочных инвестиций он не отражает. Например, когда коммерческая организация совершает переход на новые перспективные технологии или виды продукции, требующие больших инвестиций, показатели рентабельности могут временно снижаться. Однако если стратегия была выбрана верно, понесенные затраты в дальнейшем окупятся, и в этом случае снижение рентабельности в отчетном периоде не означает низкой эффективности работы предприятия.
Вторая особенность определяется проблемой риска. Одним из показателей рисковости бизнеса является коэффициент финансовой зависимости – чем выше его значение, тем более рисковым с позиции акционеров, инвесторов и кредиторов является данный бизнес.
Таким образом, необходимо учитывать взаимосвязи между факторами, которые прямо не отражены в модели Дюпон. Например, исходя только из математической формулы модели, может показаться, что бесконечное увеличение финансового рычага будет приводить к столь же бесконечному увеличению рентабельности собственного капитала. Однако при увеличении доли заемных средств в авансированном капитале возрастают и выплаты за пользование кредитами. Вследствие этого уменьшается чистая прибыль и повышения рентабельности собственного капитала не происходит. Кроме того, нельзя не учитывать финансовый риск, сопровождающий использование заемных источников.
Третья особенность связана с проблемой оценки. Числитель и знаменатель коэффициента рентабельности собственного капитала выражены в денежных единицах разной покупательной способности. Прибыль – динамичный показатель, он отражает результаты деятельности и сложившийся уровень цен на товары и услуги в основном за истекший период. В отличие от прибыли, собственный капитал складывается в течение ряда лет. Он выражен в учетной оценке, которая может сильно отличаться от текущей рыночной стоимости.
Кроме того, учетная оценка собственного капитала не отражает будущих доходов предприятия. Далеко не все может быть отражено в балансе, например, престиж фирмы, торговая марка, новейшие технологии, высокая квалификация персонала не имеют адекватной денежной оценки в отчетности (если речь не идет о продаже бизнеса в целом). Таким образом, рыночная цена акций предприятия может сильно превышать учетную стоимость, и в этом случае высокое значение рентабельности собственного капитала не означает высокой отдачи на инвестируемый в фирму капитал. Поэтому следует принимать во внимание рыночную стоимость фирмы.
Назначение модели Дюпон – выявить факторы, определяющие эффективность функционирования бизнеса, оценить степень их влияния и складывающиеся тенденции в их изменении и значимости. Эта модель используется и для сравнительной оценки риска инвестирования или кредитования данного предприятия.
Всем факторам модели и по уровню значимости, и по тенденциям изменения присуща отраслевая специфика, которую аналитик должен учитывать. Так, показатель ресурсоотдачи может иметь относительно невысокое значение в высокотехнологичных отраслях, отличающихся капиталоемкостью, напротив, показатель рентабельности хозяйственной деятельности в них будет относительно высоким. Высокое значение коэффициента финансовой зависимости могут позволить себе фирмы, имеющие стабильное и прогнозируемое поступление денег за свою продукцию. Это же относится к предприятиям, имеющим большую долю ликвидных активов (предприятия торговли и сбыта, банки). Следовательно, в зависимости от отраслевой специфики, а также конкретных финансово-хозяйственных условий, сложившихся на данном предприятии, оно может делать ставку на тот или иной фактор повышения рентабельности собственного капитала.