Вопрос 2. Особенности управления ВЭД

Лекция 1

Тема: Организация и управление внешнеэкономической деятельностью и внешнеэкономическими связями на международной арене

План:

1. Внешнеэкономические связи (ВЭС) и внешнеэкономическая деятельность (ВЭД)

2. Особенности управления ВЭД

3. Формы ВЭС

Термины: ВЭС, ВЭД, внешнеэкономические операции, контрагент, страхование грузов, инжиниринг, агентские операции, брокерские операции, брокер, фьючерские сделки, операции хеджирования, международный торг.

Вопрос 1. Внешнеэкономические связи (ВЭС) и внешнеэкономическая деятельность (ВЭД)

Понятие ВЭД в нашей стране появилось в 1987 г. в связи с необходимостью изменения системы управления и началом осуществления внешнеэкономических реформ. Суть их сводилась к децентрализации внешней торговли и переход от межправительственных ВЭС к ВЭД на уровне предприятий. В результате в процессе проведения внешнеэкономических реформ сложилось два понятия: ВЭС и ВЭД, последнее из которых изменило существующее ранее значение и характер ВЭС.

Внешнеэкономические связи представляют собой формы реализации межгосударственных отношений в части научно-технического, производственного, торгового сотрудничества и валютно-финансовых отношений.

На основе ВЭС осуществляется МРТ, позволяющее добиться экономии общественного труда в процессе рационализации производства и обмена её реализации между различными странами.

Содержание ВЭС состоит в обеспечении экспортных поставок для федеральных государственных нужд и межгосударственных экономик, в т.ч. финансово-кредитных обязательств и межправительственных торговых соглашений России, достигнутых в рамках международной специализации и кооперации. Планирование объемов ВЭС и определение перечня номенклатуры товаров и услуг осуществляется федеральными структурами, т.е. на правительственном уровне по стратегически важным позициям через систему государственного заказа и лимитов с централизованным обеспечением материалами и валютными ресурсами организации определенных в качестве государственных заказчиков по экспорту с функцией периода исполнения государственного заказа.

Государственный заказ является директивным планом, включающий контрольные цифры на производство экспортной продукции за счет государственных средств.

Выдавая государственный заказ, государственное ведомство (т.е. Министерство) берет на себя обязательство полностью оплатить его в обусловленный срок. Государственные заказы реализуются через договор (соглашение), который заключается с предприятием – производителем экспортируемой продукции, предполагая взаимную материальную и финансовую ответственность сторон.

Главная привлекательность госзаказа состоит в 100 %-ой гарантии оплаты исполняемого предприятием обязательства. Такая гарантия позволяет размещать госзаказы на конкурентной основе, предъявлять жесткие требования к заданным параметрам качества и срокам исполнения. К госзаказам приближаются региональные заказы, финансируемые за счет регионального бюджета.

Для наибольшего экономического эффекта необходимо экспортировать наукоемкую продукцию, позволяющую получать максимальную валовую выручку на единицу затрат труда.

Внешнеэкономическая деятельность представляет собой совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и оперативно-коммерческих функций экспортно-ориентированных предприятий с учетом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера.

ВЭД предприятия – это предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами и услугами, перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов.

Исходным принципом ВЭД предприятия служит коммерческий расчет на основе хозяйственной и финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учетом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей. Особое значение имеет принцип валютной окупаемости, которая обеспечивается за счет валютных поступлений от экспортных продаж на внешнем рынке. Сосредоточенные на текущем валютном счете валютные поступления образуют валютный фонд участника ВЭД.

Формы ВЭД предприятия

 
  Вопрос 2. Особенности управления ВЭД - student2.ru

ВЭД в отличие от ВЭС осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий, объединений и т.д.) с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнера, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортно-импортных сделок, в определении цены и стоимости контракта, объемов и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и зарубежными партнерами.

ВЭД и ВЭС не следует рассматривать как две раздельные формы функционирования и государственного регулирования. Характер внешнеэкономической политики государства существенно определяет стратегию ВЭД, отраслевых министерств, ведомств, отдельных предприятий, объединений. Выбор формы ВЭД зависит от конкретных направлений деятельности предприятий, его финансового положения, государственного регулирования и органов управления ВЭД, условий хозяйствования предприятий различных форм собственности.

Вопрос 2. Особенности управления ВЭД

ВЭД представляет процесс реализации внешнеэкономических операций, включающих торговлю, совместное предпринимательство, оказание услуг и т.д. При этом ВЭД существенным образом оказывает влияние на решение экономических проблем на разных уровнях народного хозяйства в целом, отдельных регионов или предприятий.

Внешнеэкономические связи – комплекс основных внешнеторговых операций по обмену и вспомогательных операций по транспортировке, страхованию, расчетом между продавцом и покупателем.

Ответственность за результаты ВЭД лежит на самом предприятии не только в области экспортных поставок, но и импортных закупок для развития экспортного производства, технической реконструкции.

Экспортная стратегия предприятия, как и формы его присутствия на внутреннем рынке реализуется через виды ВЭД.

Виды ВЭД:

· внешнеторговая деятельность;

· производственная кооперация;

· международное инвестиционное сотрудничество;

· валютные и финансово-кредитные операции.

Наиболее распространенной формой ВЭД являются внешнеторговые операции. Различают 4 вида операций:

1. Экспортная операция (продажа товара с вывозом за границу);

2. Импортная операция (покупка товара с ввозом из-за границы);

3. Реимпорт (приобретение с ввозом из-за границы ранее экспортированного, но не подвергавшегося там обработке товара);

4. Реэкспорт (перепродажа с вывозом за границу ранее импортированного, но не подвергавшегося переработке товара)

Внешнеторговая деятельность – это предпринимательство в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности.

Осуществление внешнеторговой сделки предприятия с зарубежным партнером:

1. Решается вопрос, какие товары или услуги предприятие может предложить на внешнем рынке; особое внимание уделяется перспективам сбыта на внешнем рынке.

2. Выбор партнера: важно получить из независимых источников информацию о его добросовестности при исполнении обязательства, какое положение он занимает на данном рынке (посредник или самостоятельный производитель), насколько прочно его финансовое положение.

3. Установление делового контакта с выбранным партнером (переговоры). В процессе переговоров должны быть решены все вопросы касающиеся сделки; результатом переговоров является внешнеторговый контракт.

К результатам развития ВЭД относят:

1. Углубление МРТ;

2. Интенсивный и рациональный обмен результатами труда;

3. Укрепление политических, научных, технических, культурных и др. связей;

4. Усиление роли ТНК;

5. Расширение стран достигших конвертируемости валюты

Вопрос3. Формы ВЭС

В качестве традиционных форм ВЭС рассматриваются:

- торговля;

- совместное предпринимательство, которое может быть в с/х, науке, образовании, медицине, промышленности и т.д.;

- оказание услуг: банковских, посреднических, биржевых, страхование, туризм, международные перевозки;

- сотрудничество в разных сферах.

В международной практике различают следующие критерии классификации внешнеторговых операций:

1. По направлениям торговли (импортная, экспортная, реимпорт, реэкспорт);

2. По видам товаров и услуг (продукция промышленного назначения, сырьевые товары, продовольственные и потребительские товары, научно-техническая продукция; услуги: консалтинговые, инжиниринговые, финансовые, туристические и т.д.);

3. По степени самостоятельности (прямые, обменные, посреднические);

4. По предмету сделки (товары и продукция, сырье и результаты интеллектуальной деятельности, работы и услуги);

5. По формам организации торговли (ЗАО, ООО, государственные и коммерческие).

В международной практике существует 2 метода торговли:

§ прямой (экспорт, импорт);

§ косвенный (экспорт, импорт).

Прямой метод предполагает установление прямых связей между производителем и потребителем товаров (услуги) минуя посреднические звенья. В данном случае экспортер сам находит рынок для своего товара и выходит на него напрямую без посредников. Этот метод дает возможность установить прямой контакт производителя с конечным потребителем и гарантировать стабильные договора, как на сбыт своей продукции, так и на поставку сырья для собственного производства. Этот метод сокращает издержки.

Косвенный метод – совершение международной сделки (торговой) через посредника (через другую фирму в стране базирования). Этот метод применяется, например, когда товар пользуется массовым спросом, т.е. потребителей много и производитель самостоятельно не в состоянии выйти на оптимального потребителя.

Агентские операции осуществляется посредничеством торгового агента, который выступает на рынке от имени и за счет поставщика товара. Это означает, что он действует на рынке по поручению своего заказчика. Такие операции совершаются за счет многолетних агентских соглашений, в которых стороны оговаривают свои права и обязанности.

Брокерские операции осуществляются брокером, т.е. лицом, содействующее сбыту или приобретению товара, но не считающийся стороной договора, ни с одной страны (позиции продавца) ни с другой. Брокеры работают по конкретным товарным группам, их задача свести стороны контракта друг с другом и содействовать подписанию контракта.

Международные товарные биржи являются коммерческими посредниками, которые сами не участвуют в сделках, но содействуют их заключению. На бирже совершаются операции трех видов:

1. Сделка на реальные товары. Они завершаются действием перехода товара от продавца в собственность покупателя.

2. Фьючерские сделки. Результатом является не передача реального товара, а уплата (получение) разницы между ценой товара в день заключения контракта и ценой товара в день его поставки. Такие сделки заключаются на несуществующий товар и совершаются с целью спекуляции.

3. Операции хеджирования – страхование операций на реальный товар через фьючерские сделки. Хеджирование страхует владельца товара от потерь в случае его обесценивания, а также изымает возможную прибыль в случае повышения цен.

Аукционная операция заключается в том, что она на аукционах продаются только реальные товары с индивидуальными особенностями.

Электронная торговля – интернет.

Международный торг представляет собой особый метод продажи специфического товара путем заключения договоров купли-продажи или размещения заказа на условиях покупателя.

Объектами торговли бывают чаще машины и оборудование, выполнение научных и объективных работ. Организаторами торгов выступают государственные организации и учреждения. Они создают тендерные комитеты, которые осуществляют организационную работу по проведению торгов. Фирма-заказчик путем размещения информации о предстоящих торгах привлекает к установленному сроку предложения от заинтересованных фирм.

Международное производственное сотрудничество выступает в следующих формах:

1. Международная специализация и кооперирование производства;

2. Совместное производство продукции на двух и многосторонней основе, при котором отельные страны участвуют в выпуске того или иного вида конечного продукта, сборка которого из агрегатов и узлов происходит в одной из них.

3. Сотрудничество в области капитального строительства, которое оказывает наибольшее влияние именно на территориальную структуру хозяйства. Оно выражается в сооружении крупных промышленных и др. объектов в одних странах при экономическом и техническом взаимодействий других стран. Как правило, такие объекты остаются собственностью той страны, где они построены.

4. Совместные предприятия.

Мотивы создания:

§ разделение риска;

§ доступ к новейшей технологии и передовому менеджменту;

§ экономия на масштабах производства;

§ использование сбытовой сети партнера и известных в мире торговых марок.

Международная торговля инженерно-консультационными услугами получила особое развитие под влиянием НТР и связана с концентрацией капитала в области инженерной деятельности.

Различают следующие виды инжиниринга:

- комплексный инжиниринг предполагает предоставление заказчику полного набора услуг и поставок, необходимых для строительства и ввода в эксплуатацию нового объекта;

- консультационный инжиниринг заключается в выполнении заказов на технико-экономические исследования, связанные с обоснованием проектов новых производств, сооружений или реконструкций промышленных объектов;

- технологический инжиниринг предполагает передачу заказчику на основе договора производственного опыта и знаний, технологии, оказание помощи в эксплуатации и ремонте того или иного объекта, в разработке проектов по энергоснабжению, водоснабжению, транспорту;

- строительный инжиниринг выражается в том, что соответствующая сторона берет на себя роль генерального поставщика и генерального подрядчика при поставках комплектного оборудования и сооружении объектов.

Международные перевозки. В процессе осуществления международных экономических связей транспорт обеспечивает перемещение грузов, пассажиров и багажа, которое и составляет предмет международной транспортной операции.

Этапы транспортного обслуживания:

- подготовка товара к перевозке;

- доставка его к магистральным видам транспорта;

- погрузочно-разгрузочные работы в пунктах отправления, транзита и назначения продукции; перемещение товара;

- раскредитование перевозочных документов;

- сдача груза получателю;

- розыск груза;

- ведение претензий.

Процесс доставки товара включает: перевозку товара внутри страны-экспортера до пограничного пункта (порта) данной страны; перевозку товара от пограничного пункта (порта) страны-импортера до пункта его потребления внутри страны; транзитную (через третьи страны), если страна-экспортер и страна-импортер не имеют общей границы.

Международные транспортные услуги включают сопутствующие операции:

· доставка груза до ближайшего грузового терминала;

· погрузка;

· выгрузка перевозимых товаров;

· временное хранение в промежуточных пунктах.

В международном транспортном процессе участвуют: фирма-грузовладелец и фирмы-перевозчики, заключающие между собой договор перевозки. Также в транспортных операциях участвуют фирмы-стивидоры (операторы грузовых терминалов), с которыми заключается договор обслуживания, и фирмы-экспедиторы. По договору экспедиции грузовладелец поручает посреднику-экспедитору погрузку и выгрузку его грузов, их хранение, оформление грузовых и таможенных документов, расчеты с перевозчиками и стивидорами, защиту своих коммерческих интересов в судах.

Транспортные услуги различаются в зависимости от вида транспорта, предмета транспортной операции (груз, пассажир, багаж), транспортной характеристики товара, периодичности перевозки. Перевозимые товары делятся на сухие, или навалочные (уголь, руда), насыпные (зерно, цемент), наливные (нефть), генеральные (готовая продукция).

Каждый вид транспорта обладает своей спецификой. Морской транспорт отличается: низкой себестоимостью перевозок, мобильностью, т.к. в зависимости от спроса и предложения на тоннаж суда легко переключается с одного маршрута на другой; большой грузоподъемностью, неограниченной пропускной способностью морских путей.

Для железнодорожного транспорта характерна: высокая эффективность, дешевизна по отношению к автомобильным перевозкам; возможность доставки «до двери» за счет строительства подъездных путей к предприятиям; способность перевозить широкую номенклатуру грузов; независимость от климатических условий.

Автомобильный транспорт обеспечивает: возможность доставки грузов без перегрузки; высокую сохранность груза; большую мобильность и скорость перевозки; экономичность при перевозке товарно-шуточных грузов на небольшие расстояния; ритмичность перевозки грузов; зависимость от дорожной сети.

Авиационный транспорт отличается: высокой скоростью доставки; сокращением пути; высокой сохранностью груза; возможностью перевозки в трудоспособные районы; дороговизной доставки.

Трубопроводный транспорт обеспечивает:

· низкую себестоимость транспортировки;

· герметичность труб, что фактически исключает потери грузов;

· высокий уровень автоматизации операций залива, перекачки и слива;

· непрерывность подачи и транспортировки грузов.

Транспортно-экспедиторские операции. Понятие экспедиторской услуги означает любой вид услуги, относящийся к осуществлению перевозки, консолидации, хранению, складированию, обработке и доставке товара адресату по назначению, равным образом как и предоставление вспомогательных и консультационных услуг, относящихся к выполнению вышеперечисленных работ, включая услуги, связанные с таможенной очисткой и решением налоговых вопросов, декларированием, обеспечения страхования, производства платежей, выпиской документов, относящихся к товарам и перевозкам. Понятие экспедитора означает юридическое лицо, заключившее договор на предоставление клиенту экспедиторских услуг. Одним из самых удачных теоретических определений транспортно-экспедиторских операций состоит в том, что это операции, выполняемые до и после перевозки грузов магистральными видами транспорта. Понятие перевозчика означает юридическое или физическое лицо, осуществляющее перевозку товара своими собственными транспортными средствами. Фактически или действительный перевозчик – любое физическое или юридическое лицо, осуществляющее перевозку товаров посредством возложения на себя обязательств перевозчика, в соответствии с «ФИАТА», выраженным согласием доставить товар получателю. Это так называемый договорной перевозчик.

Экспедитор тоже может быть перевозчиком. И это случается тогда, когда перевозка осуществляется несколькими видами транспорта.

Операции по страхованию и хранению грузов. Страхование грузов –один из старейших видов имущественного страхования, часто являющийся обязательным условием при выполнении международных контрактов и особенностью стимулирования экспорта.

Роль страхования в последние годы возросла, особенно в связи с тяжелым валютно-финансовым положением многих стран, непогашение кредитов, отсрочкой платежей, многочисленными военными действиями в отдельных регионах мира, политической нестабильностью государств.

В большинстве стран страхованием занимаются государственные и полугосударственные организации (страховые общества). Несмотря на увеличение определенной части страховых рисков и связанных с ними убытков, страховые общества большинства развитых стран не идут на повышение страховых премий. Это обусловлено опасениями государственных органов, что данная мера отрицательно повлияет на развитие национального экспорта, а кроме того, возрастанием общего объема страховых операций.

Страховые компании помогают клиентам избавиться от тревоги за любые грузы, перевозимые любым транспортом, и подбивают программы страхования грузоперевозок с учетом индивидуальных характеристик.

Компания по хранению грузов предоставляет в круглосуточном режиме услуги ответственного хранения и обработки грузов на собственном складском комплексе.

Комплексы подключены к центральной системе отопления, оснащены современными системами вентиляции, пожарной сигнализации и пожаротушения.

Нередко складские комплексы и внешняя территория находятся под постоянным видеонаблюдением и собственной квалифицированной охраной. Применяется учетно-логистические программные комплексы, в т.ч. 1С, обслуживаемые квалифицированным, аттестованным персоналом.

Организация международных расчетов. Основными формами расчетов являются открытый счет, банковский перевод, инкассовая, аккредитивная, вексельная и чековая.

Открытый счет предназначен для проведения расчетов фирмы –контрагенты открывают в своих книгах друг друга счета, на которых учитывают задолженность.

Банковский перевод представляет собой поручение одного банка другому выплатить получателю перевода (бенефициару) определенную сумму денег.

Инкассовая форма расчетов: инкассо – поручение экспортера своему банку получить от импортера непосредственно или через другой банк платеж, вексель или прочие подлежащие к оплате документы.

Чеки – это письменное указание чекодателя плательщику уплатить чекодержателю. Различают чеки:

· предъявительские (выписываются на предъявителя);

· именные (выписываются на определенное имя и не передаются другому лицу);

· ордерные (выписываются в пользу определенного лица, могут передаваться другому лицу при наличии индоссамента – надписи на обратной стороне);

· аккредитив – банковский чек.

Различают два вида аккредитивов:

- денежный – это именной денежный документ о выплате его держателю указанной суммы;

- товарный – применяются для расчетов между покупателями и продавцами товара.

В свою очередь товарные аккредитивы делятся на:

§ отзывные – покупатель имеет право в любое время его аннулировать или изменить условие;

§ безотзывные – не могут быть аннулированы без согласия поставщика в течение определенного срока действия;

§ подтвержденные – банк-корреспондент гарантирует поставщику оплату отгруженных им товаров;

§ револьверные – автоматически обновляются на прежних условиях после использования первоначальной суммы денег до выплаты указаний в аккредитиве суммы;

§ переводные – поставщик может переадресовать платежи третьим лицам.

Клиринг – это система безналичных расчетов за товары, ценные бумаги и услуги, основанные на зачете взаимных требований и обязательств.

Факторинг – это форма торгово-комиссионных отношений, когда банки покупают доли предприятий. Происходит авансирование клиентов в размере 80 – 90% суммы обязательств с окончательным пересчетом.

Наши рекомендации