Мотивация деятельности в менеджменте
«Существует область научного исследования, на которую должно быть
обращено специальное внимание ¾ именно точное исследование
мотивов, влияющих на поведение людей…Закономерности, приложенные
к громадному большинству людей, без сомнения, существуют и, будучи точно определенными, приносят громадную пользу для обхождения с людьми».
Ф. Тейлор
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: сформировать представление о теориях мотивации и возможностях использования их в деятельности менеджера.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ для повторения: [1] с.337 – 364; [2] Глава 12.Мотивация деятельности в менеджменте; [6] с.252 – 260;
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
1. Табл. 12. «Характеристика современных теорий мотивации», табл. 13. «Двухфакторная модель Герцберга», табл. 14. «Система мотивации труда в организации».
2. Рис. 11. «Сочетания мотивации и способностей у работников», рис. 12. «Мотивационная структура менеджера».
3. Притча «Гончар и мальчишки».
4. Методика «Трамплин» (приложение 2).
5. Варианты заданий.
ХОД РАБОТЫ.
Задание 1. Дайте определение следующих понятий и рассмотрите их соотношения: потребность, стимул, мотив, мотивация, стимулирование.
Потребность является определяющей причиной поступков человека, первоисточником и движущей силы его деятельности. Все другие используемые при описании поведения человека понятия (установки, ценности, интересы, мотивы и т.п.) являются производными от потребностей и порождаются ими. Необходимо помнить о значительном разнообразии этих потребностей. Потребности частично и весьма предвзято отражаются в сознании человека, осознаются им. Осознать — значит получить актуальную или потенциальную возможность сообщать свое знание другому.
Стимул - это внешняя причина, которая побуждает человека действовать для достижения поставленной цели. Стимулы, могут быть материальными, в виде действий других лиц, предоставленных возможностей, надежд и т.п. По содержанию стимулы могут быть экономическими и неэкономическими Экономические предоставляют возможность получать материальные выгоды, которые повышают благосостояние. Неэкономические облегчают получение, как прямого материального благосостояния, так и вольного времени, соответствующих духовных благ.
Мотив - это внутренняя побудительная сила, которая заставляет человека к совершению определенных действий или вести себя определенным образом
Мотивы проявляются в виде реакции человека на факторы его внутреннего состояния или воздействия внешней среды, внешних обстоятельств, ситуаций, условий Мотивы оказывают влияние на поведение человека, направляют ее деятельность в необходимую для организации сторону, регулирующих интенсивность труда, трудозатраты, побуждают проявлять добросовестность, настойчивость, старательность в достижении целей.
Мотивация - это процесс побуждения людей к труду, который предусматривает использование мотивов поведения человека для достижения личных целей или целей организации.
Стимулированиеможно определить так:
- это процесс использования конкретных стимулов для пользы человека и организации;
- воздействие на трудовое поведение работника через создание личностно значимых условий, побуждающих его действовать определенным образом;
- влияние, побуждение, внешнее подталкивание к определенным действиям.
Задание 2. Охарактеризуете современные теории мотивации в таблице 12.
Таблица 12.
Характеристика современные теории мотивации
Содержательные теории мотивации | идентифицируют источники внутреннего побуждения (потребности), которые заставляют людей действовать определенным образом. |
Процессуальные теории мотивации | изучают поведение людей с учетом их восприятия и познания конкретной ситуации. |
Теории поля | Понятие поля охватывает факторы как внешней (окружение), так и внутренней (субъект) ситуации. Даже при поверхностном рассмотрении этот подход резко отличается от всех теорий, сводящих поведение к личностным диспозициям и индивидуальным различиям в них. Теория поля — один из ярких примеров объяснения поведения со второго взгляда. Кроме того, с ее помощью исследователи пытаются не только выявить все условия, значимые для определения поведения и характеризующие как наличную ситуацию, так и состояние субъекта, но и описать их динамические взаимоотношения. |
Задание 3. Заполните пирамиду потребностей А. Маслоу.
Задание 4. Сколько уровней содержит пирамида А. Маслоу в настоящее время? Какие уровни добавились и объясните, почему? Приведите примеры применения теории А. Маслоу.
1. (низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.
2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
3. Потребность в принадлежности и любви.
4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
7. (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.
Стремления индивидов не подвергаются трансформации. Единственное, что может быть различным – пути их удовлетворения. Как применять теорию ученого в реальной жизни? Рассмотрев уровни пирамиды Маслоу, управляющий персоналом может выстроить максимально эффективную в конкретной ситуации мотивационную лестницу. Что касается поиска работы, то для начала важно очертить собственные цели. Ответьте себе на вопрос о том, что вы хотите получить от определенной должности. Какие факторы важны? Разобравшись с личными мотивами, вы сможете избежать ошибок в выборе компании или даже профессии.
Задание 5. Герцберг показал, что на деятельность людей оказывает влияние 2 группы факторов, названные им гигиеническими и мотивирующими. Заполните в таблице 13. факторы и их влияние на деятельность людей.
Таблица 13.
Двухфакторная модель Герцберга
Группа факторов | Факторы | Влияние на деятельность людей |
Гигиенические (связанные с условиями работы) | ||
Мотивирующие (связанные с содержанием работы, с оценкой результатов руководства |
Задание 6. Как будет выглядеть система потребностей Маслоу, если к ней добавить потребности по Мак-Клелланду?
Задание 7. При анализе мотивации к труду теория ожидания Врума подчеркивает важность трех взаимосвязей: затраты труда - результаты; результаты - вознаграждение и валентность (удовлетворенность вознаграждением). Запишите соотношение этих факторов в виде формулы:Мотивация =…….
Приведите примеры применения теории ожиданий Врума в социально - культурной деятельности.
Задание 8. В чем сущность теории справедливости Адамса и возможности ее применения в менеджменте СКД.
Задание 9. Объясните поведение мальчишек, описанное в ниже приведенной притче, используя теоретический подход В. Врума.
Притча «Гончар и мальчишки»
Жил на свете старый гончар. Он делал горшки, продавал их на базаре и на это жил. Но вот повадились соседские мальчишки бить его горшки. Он и просил их не делать этого, уговаривал, ругал, жаловался их родителям - ничего не помогало. Тогда он позвал мальчишек к себе во двор и сказал, что за каждый разбитый горшок будет платить им рубль. Мальчишки обрадовались, перебили все горшки, получили деньги и убежали.
На следующий день гончар сказал, что денег у него мало, платить он может только 50 коп. Мальчишки опять перебили все горшки, получили свои деньги и убежали. Следующий день опять повторилось то же самое, только за каждый разбитый горшок гончар заплатил только 20 коп.
На следующее утро ребятня опять прибежала во двор. Старик вышел к ним и сказал: «Денег, ребятки, у меня почти совсем не осталось, потому что продавать мне было нечего. Теперь за каждый разбитый горшок я могу платить только одну копейку». «Нашел дураков бесплатно бить твои горшки!» возмутились мальчишки. Больше горшков они не били.
Задание 10. Проанализируйте рис.11, отражающий различные сочетания мотивации и способности у работников. Ответьте на вопросы:
1. Какие работники желают работать эффективно и производительно?
2. Какие работники проблематичны для предприятия и почему?
3. Что необходимо сделать, чтобы повысить производительность и эффективность работников Б и В? Чем отличаются усилия менеджера?
Работник А Мотивация + Способности + | Работник В Мотивация + Способности - |
Работник Б Мотивация - Способности + | Работник Г Мотивация - Способности - |
Рис.11. Сочетания мотивации и способности у работников.
Задание 11. Заполните таблицу 14.
Таблица 14.
Система мотивации труда в организации
Поощрения | Наказания | |||
Форма поощрения | За что поощрять | Форма наказания | За что наказывать | |
Материальное стимулирование | ||||
Социальное стимулирование | ||||
Моральное стимулирование | ||||
Задание 12. Заполнить методику «Трамплин». По результатам построить график мотивационной структуры (пример рис. 12.). Составить рекомендации по самомотивации будущего менеджера.
|
|
Рис. 12. Мотивационная структура менеджера.
Задание 13.Заполните тест «Диагностика самоактуализации личности (А. В. Лазукин в адаптации Н. Ф. Калина)». По результатам интерпретации построить модель самоактуализации. Сравнить результаты с тестом «Трамплин».