Глава 22. Ценовое регулирование предпринимательской деятельности
План главы
1. Понятие и виды цен.
2. Правовые основы государственного регулирования цен.
3. Способы государственного регулирования цен.
4. Система государственных органов регулирования цен. Ответственность в сфере ценообразования.
Понятие и виды цен
Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара.
В отсутствие в РФ единого закона о ценах понятие цены (тарифа) представлено в ряде международных договоров и нормативных правовых актов, определяющих порядок ценового регулирования отдельных видов товаров, работ, услуг. Например, в Основах ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике[578] приводится следующее определение: цены (тарифы) — система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность), а также за услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической энергии.
Согласно Соглашению ТС о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики (Москва, 9 декабря 2010 г.), тариф на услуги железнодорожного транспорта — денежное выражение стоимости услуг железнодорожного транспорта.
В юридической литературе цена рассматривается как экономическая и правовая категория. Цена как экономическая категория формируется с учетом уровня потребительского спроса на продукцию; эластичности спроса, сложившегося на рынке этой продукции; возможности реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции; мер государственного регулирования ценообразования; уровня цен на аналогичную продукцию предприятий-конкурентов и др. В качестве юридической категории цена выступает существенным условием ряда договоров, базой для формирования налога на добавленную стоимость, акцизов, снабженческо-сбытовых, торговых надбавок, а также имеет ряд других значений.
Цены могут классифицироваться по различным основаниям.
1. В зависимости от роли государства в их формировании цены могут быть свободными и регулируемыми. Регулируемая цена — цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер. Под свободной, или рыночной, ценой понимают цену, складывающуюся на товарном рынке без государственного воздействия на нее.
Порядок определения рыночных цен может устанавливаться законодательством РФ. Так, в целях налогообложения НК РФ (ст. 1053) признает рыночными цены:
применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми;
применяемые в сделках в соответствии с предписаниями антимонопольного органа (с учетом особенностей, предусмотренных ст. 1054 НК РФ);
если сделка была заключена по результатам биржевых торгов, проведенных в соответствии с законодательством РФ или законодательством иностранного государства;
если цена, примененная в сделке, определена в соответствии с соглашением о ценообразовании.
Соглашение о ценообразовании — соглашение между российской организацией — налогоплательщиком, отнесенным в соответствии со ст. 83 НК РФ к категории крупнейших налогоплательщиков и ФНС России, о порядке определения цен и (или) применения методов ценообразования в контролируемых сделках для целей налогообложения в течение срока его действия в целях обеспечения соблюдения положения п. 1 ст. 1053 НК РФ. Соглашению о ценообразовании для целей налогообложения посвящена глава 146 НК РФ.
Также, если в соответствии с законодательством РФ при совершении сделки проведение оценки является обязательным, стоимость объекта оценки, определенная оценщиком, является основанием для определения рыночной цены для целей налогообложения (п. 10 ст. 1053 НК РФ).
2. Различают цены контролируемые и неконтролируемые. Данное деление тесно связано с предыдущим. Установление и применение регулируемых цен всегда контролируется соответствующими государственными органами.
Контроль применения свободных цен может осуществляться в отношении специальных субъектов либо в определенных целях. Например, Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрен контроль за формированием и применением свободных цен хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарном рынке. Установление такими предприятиями монопольно высоких или монопольно низких цен рассматривается как монополистическая деятельность, направленная на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
Применение цены контролируются также в целях налогообложения по нормам НК РФ. В частности, налоговыми органами осуществляется контроль цен, примененных в контролируемых сделках. Контролируемыми признаются сделки между взаимозависимыми лицами, а также приравненные к ним сделки. По результатам контроля, в случае выявления занижения сумм налогов (налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями и др.), налоговым органом производятся корректировки соответствующих налоговых баз (п. 5, 4 ст. 1053 НК РФ). Налогоплательщик также вправе самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и сумм соответствующих налогов.
3. В зависимости от рынка цены делятся на оптовые и розничные. По оптовым ценам продукция реализуется другим предприятиям или торгово-сбытовым организациям, по розничным ценам товары реализуются конечному потребителю. Оптовые и розничные цены различаются составляющими их элементами: наличием или отсутствием снабженческо-сбытовой и (или) торговой надбавки.
4. Цены можно классифицировать на постоянные (когда в нормативном акте не содержится условия о периоде действия цены) и временные (с определением такого периода).
5. По территории действия цены можно классифицировать на внутригосударственные и мировые. Формирование и применение внутригосударственных цен осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Мировые цены определяются на основе данных биржевых котировок (Лондонской биржи металлов и др.).
6. В зависимости от распределения расходов по доставке товаров, страхованию, оплате таможенных сборов цены также распределяются на несколько групп. Такая классификация приведена в Международных правилах толкования торговых терминов «Инкотермс», подготовленных Международной торговой палатой.
В научной и учебной литературе, нормативных правовых актах наряду с понятием «цена» употребляется термин «тариф» (от фр. tarif — система ставок, по которым взимается плата за услуги). При этом можно встретить различные сочетания данных понятий. Как представляется, понятие «цена» является общим и может применяться для обозначения денежного эквивалента товаров, работ, услуг. «Тариф» — термин специальный, сфера его применения — область работ и услуг.
В нормативных правовых актах используются и иные виды цен, в том числе тарифов.
Так, в сфере железнодорожного транспорта применяются исключительные тарифы. Согласно п. 8 Соглашения ТС о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики (Москва, 9 декабря 2010 г.), с 1 января 2013 г. уполномоченные органы государств — членов ТС могут по согласованию с Евразийской экономической комиссией[579] устанавливать исключительные тарифы для отдельных направлений перевозок определенных грузов в случае невозможности предоставления товаропроизводителям поддержки в иной форме. Исключительные тарифы — тарифы на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов, устанавливаемые посредством применения временного коэффициента к тарифам на указанные услуги или специальных ставок в соответствии с указанным Соглашением и законодательством каждого из государств — членов ТС. В приватизационном законодательстве используется понятие начальной цены. Категория начальной (максимальной) цены контракта используется при регулировании отношений в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд[580]. При торговле на биржах применяется термин стартовая цена. Положение о предварительном согласовании особенностей формирования стартовой цены на продукцию при ее продаже на товарной бирже утверждено постановлением Правительства РФ от 1 апреля 2010 г. № 208[581].