Финансово-кредитная система
Структура финансовой системы РФ, характеристика сфер и звеньев.
По фондовому признаку различают централизованные и децентрализованные финансы.Централизованные (государственные) финансы включают:государственные бюджеты;государственные социальные внебюджетные фонды;государственный кредит;государственное страхование.К децентрализованным финансам относят:финансы коммерческих предприятий и организаций;финансы некоммерческих организаций;финансы домохозяйств.Централизованные фонды денежных средств формируются, распределяются и используются государством. Для них жестко определены источники средств, направления расходования устанавливаются на основе законодательно-правовых актов. В отношении децентрализованных финансов нет жесткого контроля за финансовыми потоками: предприятия, организации действуют по принципу хозяйственной самостоятельности, самофинансирования, ответственности, домохозяйства сами определяют структуру своих доходов и расходов. И хотя нормативное регулирование (налогообложение, контроль за законностью финансовых операций), социальное страхование присутствуют, децентрализованные финансы имеют определенную свободу и независимость.
Государственный бюджет.
Бюджетная система РФ состоит из трех уровней: федеральный бюджет, региональные бюджеты и местные бюджеты.
Федеральный бюджет – важнейшее звено финансовой системы страны. В сущности, это финансовые ресурсы федерального государства. Федеральный бюджет включает доходы и расходы, органически связанные с макроэкономическими показателями, объемом налогов и задачами финансовой политики государства.Бюджет субъекта РФ – это региональный бюджет, включающий республиканский, краевой, областной бюджеты и бюджеты крупных городов (например, таких, как Москва и Санкт-Петербург).Местные бюджеты охватывают бюджеты городов, не имеющих районного деления, и районов с включением бюджетов районного центра.
Государственные внебюджетные фонды.
В современном экономическом словаре даются следующие определения внебюджетных фондов:1) денежные средства государства, не включаемые в государственный бюджет и используемые по определенному целевому назначению (например, государственный пенсионный фонд, государственный фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования);2) средства организаций, учреждений, муниципальных органов, не входящие в доходные и расходные статьи бюджетов, финансируемые из других, внебюджетных источников.
Государственный кредит.
Следует учесть, что на всех уровнях управления финансами присутствует кредит. Государственный кредит – это кредитные отношения между государством, юридическими и физическими лицами, при которыхгосударство выступает в основном заемщиком. Государственный заем осуществляется путем продажи физическим и юридическим лицам государственных ценных бумаг. Таким образом формируется государственный долг.При государственном кредите государство выступает не только заемщиком, но и кредитором. Правительство может предоставлять кредиты резидентам (в основном виде краткосрочной бюджетной ссуды). Предприятиям агропромышленного комплекса, районов Крайнего Севера (и приравненных к ним местностям) предоставляются товарный и льготный кредиты. Государственный кредит может выступать также в форме гарантированных обязательств федерального правительства под кредиты, получаемые органами исполнительной власти субъектов РФ, хозяйствующими субъектами.
Фонд страхования.
Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.До 1990 г. страхование в России было построено на началах государственной монополии. Это означало, что только государство могло совершать операции по страхованию и давать гарантированные обязательства по возмещению ущерба, понесенного организациями или гражданами в результате стихийного бедствия или несчастного случая. Все страховые операции в стране проводились Госстрахом СССР, который осуществлял свою работу на началах хозяйственного расчета. Государственная монополия на имущественное и личное страхование позволяла в общегосударственном масштабе централизовать денежные средства, предусмотренные на эти цели.В связи с развитием рыночных отношений появилась возможность отказаться от монополии государства в страховом деле. Рынок побуждает государственные страховые организации изменять структуру и направления деятельности в соответствии с новыми экономическими условиями. В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют негосударственные страховые компании, получившие лицензии на проведение страховых операций.Страхование в условиях рыночной экономики все больше становится сферой коммерческой деятельности.
Фондовый рынок.
Среди звеньев финансово-кредитной системы фондовый рынок занимает особое место. Его можно выделить в звено, так как фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических финансовых активов - ценных бумаг.Задача фондового рынка - обеспечение процесса перелив капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств. Его особенность заключается в том, что участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого довода по сравнению с вложением денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск. Принципы использования финансовых ресурсов на фондовом рынке зависят от видов ценных бумаг, в которые они вложены, и от типов операций с ценными бумагами.
Финансово-кредитная система.
Финансово-кредитная система - в макроэкономике - система, обеспечивающая финансовую и кредитную политику государства и все аспекты финансового рынка. Финансово-кредитная система связывает финансовую и кредитную системы, первичный и вторичный рынки.Кредитная система - совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, а также система кредитных учреждений.По этому звену рассматривается банковская система РФ.Банковская система - совокупность разных видов взаимосвязанных банков и других кредитных учреждений, действующих в рамках единого финансово-кредитного механизма. В двухуровневой банковской системе на первом уровне находится центральный банк, а на втором уровне - сеть коммерческих банков и других расчетно-кредитных учреждений.