Ответственность за нарушение налогового законодательства. К нарушителям налогового законодательства могут быть применены меры ответственности
К нарушителям налогового законодательства могут быть применены меры ответственности. Юридическая ответственность за налоговое правонарушение представляет собой охранительное правоотношение между государством в лице его органов и правонарушителем, который подвергается за содеянное неблагоприятным для него правовым санкциям. В зависимости от вида ответственности санкции могут состоять в уплате штрафа, лишении свободы, ограничении свободы, аресте, лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Юридическая ответственность за нарушения налогового законодательства может выступать в форме административной и уголовной ответственности. Спорным является вопрос о выделении в качестве самостоятельного вида юридической ответственности налоговой (экономической, финансовой) ответственности. Сторонники существования данного самостоятельного вида юридической ответственности за нарушения налогового законодательства указывают на ее особенности: применение мер ответственности независимо от вины правонарушителя (объективное вменение), санкции выступают только в виде штрафа, имеется особый внесудебный порядок взыскания штрафных санкций с организаций-правонарушителей. Действующее законодательство содержит легальное определение экономической ответственности и экономических санкций. Экономическая ответственность - установленные актами законодательства правовые последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектом предпринимательской деятельности актов законодательства в сфере экономических отношений; экономическая санкция - установленная актами законодательства мера государственного принуждения, имеющая характер имущественного и (или) неимущественного воздействия и применяемая к субъекту предпринимательской деятельности за совершение экономических правонарушений[1]. Другая точка зрения состоит в том, что о налоговой (экономической, финансовой) ответственности можно говорить только как о комплексном правовом институте, объединяющем нормы различных отраслей права, которые направлены на защиту налоговых отношений. Кодекс об административных правонарушениях установил, что субъектами административной ответственности являются не только физические лица, но и юридические лица, а также закрепил все составы правонарушений против порядка налогообложения. Данный факт является подтверждением того, что административная ответственность в полном объеме охватывает правонарушения в налоговой сфере.
Плательщик налога обязан не только исполнять налоговое обязательство. На него возлагается множество дополнительных обязанностей. Например, постановка на налоговый учет, обязанность вести учет объектов налогообложения, представлять в налоговый орган документы, связанные с налогообложением, обязанность вести учет дебиторской задолженности, представлять в налоговые органы при проведении налоговых проверок документы и др. Несоблюдение каждой из обязанностей влечет применение мер ответственности.
Уголовная ответственность за налоговые преступления предусмотрена статьей 243 Уголовного кодекса Республики Беларусь от 09 июля 1999 г. Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов путем сокрытия, умышленного занижения налоговой базы либо путем уклонения от представления налоговой декларации (расчета) или внесения в нее заведомо ложных сведений, повлекшее причинение ущерба в крупном размере, -
наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
То же деяние, повлекшее причинение ущерба в особо крупном размере, -
наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
Понятие двойного налогообложения, механизмы его устранения
В современных условиях происходит активное развитие международных экономических отношений, увеличение объема экспортно-импортных операций, привлечение зарубежных инвестиций. Получение дохода, прибыли или иного объекта налогообложения зачастую связано с деятельностью плательщика и необходимостью уплаты налога в нескольких государствах.
Поскольку налоговые системы разных стран могут коренным образом отличаться, нередко возникает ситуация, когда один и тот же налогоплательщик облагается одинаковыми (или сравнимыми) налогами на один и тот же доход за один период времени в двух и более государствах. Такая ситуация получила название «двойное налогообложение». Чаще всего подпадают под двойное налогообложение такие доходы, как дивиденды, проценты, рента, роялти и др. Случаи двойного налогообложения возникают, если государства исходят из различной трактовки исходных понятий, имеющих существенное значение для налогообложения (постоянное представительство, резидент, постоянное местожительство и др.), и вследствие этого налогоплательщик может рассматриваться как резидент двух (и более) государств или два (и более) государства могут рассматривать источник дохода данного налогоплательщика как расположенный на их территории.
Двойное налогообложение приводит к увеличению налогового бремени для резидентов, получающих доход из-за рубежа. Государства заинтересованы в том, чтобы не допустить (избежать) возникновения двойного налогообложения либо устранить его. Это необходимо для либерализации торговли, инвестиций, движения капитала, для создания равной фискальной ситуации в отношении всех налогоплательщиков, осуществляющих коммерческую, производственную или финансовую деятельность, как в своем государстве, так и за рубежом. В целях избежания двойного налогообложения заключаются международные соглашения.
Республикой Беларусь заключен ряд двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения, в том числе соглашения с Австрией, Бельгией, Болгарией, Вьетнамом, Ираном, Казахстаном, Китаем, Латвией, Литвой, Польшей, Россией, Украиной и др. Основные положения этих соглашений схожи. В них уточняются основные термины (резидент, постоянное представительство и др.), а также определяется специфика налогообложения дивидендов, процентов, роялти, прироста стоимости имущества. Соглашения устанавливают согласованные принципы налогообложения этих видов доходов в обоих государствах. Каждое такое соглашение содержит основополагающую статью – «устранение двойного налогообложения». Она устанавливает способ, которым руководствуются оба государства для ликвидации или предупреждения двойного налогообложения. Международной практикой выработано три основных способа избежания двойного налогообложения. Способ вычитания (deduction) является лишь незначительной мерой для облегчения двойного налогообложения и не может устранить его полностью. Поэтому, чаще всего он применяется в сочетании с другими методами. Он заключается в том, что налоги, уплаченные в зарубежных странах, разрешено вычитать в процессе исчисления налогооблагаемого дохода в своем государстве. Способ исключения (exemption) предполагает, что иностранный доход полностью исключается из дохода, облагаемого в стране резиденства. Иными словами, государство полностью освобождает от налогообложения доход, полученный за его пределами. Этот метод устранения двойного налогообложения обладает рядом преимуществ. Его можно применять даже в случае уплаты в иностранном государстве иных видов налогов, не предусмотренных в стране резидентства налогоплательщика, он прост в исполнении. Недостаток его заключается в том, что если налог в иностранном государстве ниже, чем в собственном, то налогоплательщик, уплачивая более низкий иностранный налог, оказывается в более выгодной ситуации по сравнению с другими налогоплательщиками своего государства, получающими равный доход (налогоплательщик с иностранным доходом платит меньшие налоги, чем налогоплательщик с полностью «домашним» доходом). Таким образом, он поощряет инвестиции в страны с низким налогообложением и использование так называемых «налоговых гаваней». Третий способ устранения двойного налогообложения - это иностранный налоговый кредит» (foreign tax credit). Он позволяет вычитать сумму налога, уплаченного в иностранном государстве, из суммы налога, подлежащего уплате в государстве резидента. Этот способ является наиболее широко распространенным. Его популярность объясняется тем, что он позволяет взимать с иностранного дохода такой же в суммарном выражении налог, как и в своем государстве и не дает преимущества налогоплательщикам, получающим свой доход в странах с низким уровнем налогообложения.
Наряду с заключением международных соглашений государства стремятся закрепить во внутреннем законодательстве нормы об устранении двойного налогообложения. Эти нормы необходимы, поскольку двусторонние соглашения заключены далеко не со всеми государствами. Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» содержал ст.5 «Устранение двойного налогообложения», в которой закреплялся метод налогового кредита, однако данная статья утратила силу со вступлением в силу Общей части Налогового кодекса[2]. Согласно ч.3 ст.28 НК один и тот же объект может облагаться определенным налогом, сбором (пошлиной) у одного плательщика только один раз за соответствующий налоговый период. Таким образом, НК ограничился лишь закреплением принципа однократности обложения и не определил механизм устранения двойного налогообложения. Представляется необходимым во внутреннем законодательстве Республики Беларусь определить понятие «двойное налогообложение» и регламентировать способ его устранения, что позволит оградить резидентов нашего государства от международного двойного налогообложения и будет способствовать развитию международных экономических связей.
[1] Порядок организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций, утв. Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. № 673 «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций» в ред. Указа от 06 декабря 2001 г. № 722// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 1999. – № 89. – 1/788; 2001. – № 117. – 1/3286; 2003. - № 127. - 1/5083; 2004. - № 86. - 1/5546.
[2] Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. № 4, Ст. 75; 1993. № 3, Ст. 27; 1994. № 3, Ст. 24; № 33, Ст. 554; 1995. № 6, Ст. 57; 1996. № 23, Ст. 415; № 33, Ст. 598; 1999. № 1, Ст. 5; № 21, Ст. 340; № 34-35, Ст. 520; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 13, 2/142; № 50, 2/168; 2002. № 8, 2/835; № 23, 2/841; № 87, 2/883; 2003. № 8, 2/932; 2004. № 123, 2/1058.