Общие экологические требования к предпринимательской деятельности
При осуществлении хозяйственной и иной деятельности размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов не могут не оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду.
Под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды (ст. 1 Закона об охране окружающей среды).
Любая строительная деятельность осуществляется как минимум с физическим воздействием на окружающую среду. Поэтому любые виды работ, связанные с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией, консервацией и ликвидацией зданий, строений, сооружений и иных объектов, должны производиться с учетом требований, установленных гл. VII Закона об охране окружающей среды.
Отдельные требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности содержатся и в иных законах. Так, например, в ст. 16 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» содержится ряд требований по охране атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, а также нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ[523].
Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Нормативы качества окружающей среды — нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда (ст. 1 Закона об охране окружающей среды).
К нормативам качества окружающей среды относятся:
— нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;
— нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;
— нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;
— иные нормативы качества окружающей среды.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду — нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды (ст. 1 Закона об охране окружающей среды).
Законом установлены следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:
— нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
— нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
— нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);
— нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;
— нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;
— нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды[524].
Нормативными документами в области охраны окружающей среды устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности:
— требования в области охраны окружающей среды к работам, услугам и соответствующим методам контроля;
— ограничения и условия хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;
— порядок организации деятельности в области охраны окружающей среды и управления такой деятельностью.
Нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются с учетом научно-технических достижений и требований международных правил и стандартов.
Правовое регулирование обращения с отходами осуществляется с целью предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения отходов в хозяйственный оборот.
Отходы производства и потребления — остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства (ст. 1 Закона об отходах производства и потребления).
Под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (ст. 1 Закона об отходах производства и потребления).
Отходы неоднородны по своим характеристикам и степени негативного влияния на окружающую среду. Поэтому ст. 4.1 Закона об отходах производства и потребления установлены классы опасности отходов.
В соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, выделяют на пять классов опасности: I класс — чрезвычайно опасные отходы; II класс — высокоопасные отходы; III класс — умеренно опасные отходы; IV класс — малоопасные отходы; V класс — практически неопасные отходы.
Собственник отходов I—IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности. Иными словами, большинство отходов являются ограниченно оборотоспособными. Лишь практически неопасные отходы являются свободно обращаемыми в гражданском обороте.
Следует отметить, что отношения в области обращения с радиоактивными отходами, биологическими отходами, медицинскими отходами, выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются нормами специального законодательства.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 49 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством РФ, на следующие классы: класс «А» — эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам; класс «Б» — эпидемиологически опасные отходы; класс «В» — чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы; класс «Г» — токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным; класс «Д» — радиоактивные отходы.
Законом об отходах производства и потребления предъявляются следующие общие требования к обращению с отходами:
— лицензирование деятельности по обезвреживанию и размещению отходов[525];
— соблюдение требований к проектированию, строительству, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов;
— исполнение требований к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов;
— соблюдение требований к объектам размещения отходов;
— соблюдение нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов.
Деятельность в области обращения с отходами составляют работы по обезвреживанию отходов I—IV класса опасности и размещению отходов I—IV класса опасности.
Лицензионными требованиями при осуществлении деятельности в области обращения с отходами являются:
— наличие у соискателя лицензии (лицензиата), необходимых для выполнения заявленных работ, зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям;
— наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования (в том числе специального) и установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;
— наличие у соискателя лицензии (лицензиата) — индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами;
— наличие у соискателя лицензии (лицензиата) — юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами;
— наличие у соискателя лицензии (лицензиата) — юридического лица системы производственного контроля в области обращения с отходами;
— проведение лицензиатом мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия.
Лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
При проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, граждане, которые осуществляют индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и юридические лица обязаны:
— соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды и здоровья человека;
— иметь техническую и технологическую документацию об использовании, обезвреживании образующихся отходов.
Строительство, реконструкция, консервация и ликвидация предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускаются при наличии положительного заключения государственной экспертизы, проводимой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, государственной экспертизы проектной документации указанных объектов.
Хозяйствующие субъекты при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
— соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека;
— разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
— внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;
— проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
— проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;
— предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;
— соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;
— в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.
Создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти[526].
На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды.
Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I—IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I—IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I—IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство РФ[527].
Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются отходы I—IV класса опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством РФ порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I—IV класса опасности.
Нормирование в области обращения с отходами является разновидностью нормирования в области охраны окружающей среды, установленного Законом об охране окружающей среды, и осуществляется в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов.
В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Норматив образования отходов — установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции (ст. 1 Закона об отходах производства и потребления).
Лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории (ст. 1 Закона об отходах производства и потребления).
Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта РФ в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами[528].
При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
Производственный экологический контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Производственный экологический контроль осуществляется экологической службой (отдельным работником) юридических лиц или индивидуальными предпринимателями и имеет своей задачей проверку выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, соблюдению нормативов качества окружающей среды.
Субъекты хозяйственной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган государственного надзора.
Наряду с общими требованиями о необходимости проведения производственного экологического контроля ряд федеральных законов предусматривает обязательность, а также особенности проведения такого контроля в отдельных сферах деятельности[529].
Контрольные вопросы
1. Назовите общие экологические требования, предъявляемые к субъектам предпринимательской деятельности. Дайте краткую характеристику этим требованиям.
2. Перечислите экологические требования, предъявляемые к отдельным видам предпринимательской деятельности.
3. Укажите требования, которые законодатель предъявляет к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территориях с особыми правовыми режимами.
Литература
1. Анисимов А. П. Актуальные проблемы правового режима земель населенных пунктов в Российской Федерации. М.: Юрлитинформ, 2010.
2. Правовое регулирование государственного контроля / отв. ред. А. Ф. Ноздрачев. М.: Анкил, 2012.
3. Степаненко В. С. Правовое регулирование обращения с отходами: сравнительный анализ европейского, германского и польского законодательства / под общ. ред. О. Л. Дубовик. М.: НИА-Природа, 2008.