Учетная политика хозяйствующего субъекта
Учетная политика в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности определяется как совокупность конкретных принципов, допущений, правил и подходов, применяемых организацией для подготовки и представления финансовой отчетности.
Руководство организаций при формировании учетной политики исходит из того, что финансовая отчетность будет содержать полную и достоверную информацию, отражающую финансовые результаты деятельности и финансовое положение компании, необходимую инвесторам, акционерам, другим пользователям для принятия решений.
Проведенное исследование показало, что на основе законодательных и нормативных документов, регулирующих систему бухгалтерского учета и финансовой отчетности в республике на предприятий составлена учетная политика.
Согласно этого нормативного документа организация бухгалтерского учета возложена руководителю и бухгалтеру ТОО. Учет ведется по автоматизированной форме. Бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерией как самостоятельным структурным подразделением. Нормативно-правовым доку-ментом, регламентирующим деятельность бухгалтерии, является Положение о бухгалтерии. Должностные обязанности работников бухгалтерии регламенти-руются должностными инструкциями. При распределении работ между исполнителями необходимо учитывать их квалификацию, опыт и деловые качества, что способствует повышению производительности труда. В соответствии с Законом РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» вся бухгалтерская информация является коммерческой тайной, поэтому следует исключить доступ к рабочему месту лиц, не работающих в учетном аппарате. Для этого необходимо оборудовать помещение бухгалтерии, где уровень освещенности рабочего места, кратность обмена воздуха и температура должны отвечать санитарным нормам. Рабочее место кассира должно быть изолировано и ограждено металлическими решетками.
Директор ТОО определяет перечень работников, имеющих право подписи на организационно-распорядительных и финансово-расчетных документах.
Последовательность движения документации, перечень исполнителей, сроков поступления в бухгалтерию, обработки и прохождения документов внутри учетного аппарата и завершения всех работ за отчетный период вплоть до составления бухгалтерского баланса и отчетности представляют собой документооборот, исполнение которого строго обязательно не только для счетных, но и для других работников компании. Они заполняют и представляют документы, относящиеся к сфере их деятельности.
Принятая система документирования хозяйственных операций в ТОО “МАКСДОРСТРОЙСЕРВИС-21”обеспечивает полноту отражения.
Ответственность за своевременное и качественное заполнение документов, достоверность сведений, содержащихся в них, и своевременную передачу документов для отражения данных в бухгалтерском учете несут лица, подписавшие документы.
Контролирует соблюдение документооборота исполнителями главный бухгалтер. Требования главного бухгалтера в части порядка оформления и представления в бухгалтерию документов и сведений обязательны для всех работников компании.
Первичные документы создаются в соответствии с альбомом «Типовых форм первичных документов».
В компании определен следующий перечень первичных документов, содержание которых представляет коммерческую тайну:
– платежные поручения;
– выписки банка;
– расходные и приходные кассовые ордера;
– договора поставки;
– отчеты по движению запасов;
– накладные на отпуск и передачу сырья, материалов, готовой продукции, товаров, основных средств, нематериальных активов.
Директор ТОО определяет перечень лиц, имеющих доступ к этой информации, в объеме компетенции сотрудников.
Первичные бухгалтерские документы по всем разделам учета, регистры бухгалтерского учета по всем разделам бухгалтерского учета, изготовление ручным или механическим способом (кассовые книги, главные книги; журналы-ордера; книги регистрации: поступления грузов, приходных и расходных кассовых ордеров, выдач доверенностей, депонентов, хозяйственных договоров и т.п.; карточки аналитического и синтетического учета, кроме карточек учета расчетов по заработной плате с работниками предприятия, и другие бухгалтерские документы хранятся 5 лет, лицевые счета рабочих и служащих – 75 лет).
При ведении бухгалтерского учета используется типовой план счетов, обязательный к применению всеми работниками бухгалтерской службы. В процессе работы необходимо руководствоваться типовым планом счетов и инструкцией к его применению.
Для обеспечения соблюдения законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, учетной политики, эффективного проведения операций, включая меры по сохранению активов, предотвращению и выявлению случаев хищения и ошибок при ведении бухгалтерского учета, Директор ТОО организует внутренний контроль.
Внутренний контроль позволяет следить за правильностью ведения учета и представляемой руководству учетной информации. Основой внутреннего контроля являются первичные документы и система менеджмента качества (СМК).
Для обеспечения сохранности фиксированных, нематериальных активов и запасов приказом Директора ТОО назначаются материально-ответственные лица, за которыми закрепляются фиксированные, нематериальные активы и запасы.
С материально-ответственными лицами заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности вверенных ему активов предприятия.
В ТОО “МАКСДОРСТРОЙСЕРВИС-21 ”система учета подразделяется на:
– финансовый учет, отражаемый счетах типовового плана по МСФО, на которых формируются доходы и расходы от деятельности ТОО;
– статистический учет, который базируется на данных финансового учета;
– налоговый учет, который формируется на базе результатов финансового учета в соответствии с налоговым законадательством и не предусматривает альтернативных методов учета;
– управленческий учет – сводная информация, составляемая по заданию руководства ТОО, исходящая из финансового, производственного, статистического и налогового учета, необходимая для анализа текущих и перспективных ситуаций и принятия эффективных управленческих решений.
В ТОО “МАКСДОРСТРОЙСЕРВИС-21” бухгалтерский учет организован на основе использования компьютерной версии 8.1 «Бухгалтерия 1С». При этом применяется автоматизированный способ записи учетной информации для ведения синтетических и аналитических регистров и финансовых отчетов и неавтоматизированный (ручной) – для оформления первичных документов в момент совершения хозяйственных операций.
Учетная политика – это конкретные принципы, основы, условия, правила и практика, принятая ТОО для подготовки и представления финансовой отчетности.
Учетная политика для целей финансового учета оформляется приказом и раскрывается в пояснительной записке к финансовой отчетности. Учетная политика должна отвечать требованиям НСФО №2.
Учетная политика охватывает теоритическую, методическую, техничес-кую, организационную стороны бухгалтерского учета.
Теоритическая часть включает в себя основополагающие правила законодательства, научные положения системы бухгалтерского учета.
Методическая сторона учета предусматривает способы оценки имущества и обязательств, способы начисления амортизации по различным видам имущества, методы исчисления, дохода и т.п.
Техническая сторона охватывает форму ведения бухгалтерского учета (систему применяемых бухгалтерских регистров) организационные мероприя-тия бухгалтерской службы, ее место в системе управления, взаимодействие с другими элементами и звеньями этой системы, взаимосвязи с подразделениями, необходимые для составления и формирования рыночной экономики.
Организация бухгалтерской службы предусматривает права и обязанности главного бухгалтера, место возглавляемой им службы в системе управления хозяйствующего субъекта в условиях формирования рыночных отношений, когда хозяйствующему субъекту необходимо располагать данными о хозяйствующих субъектах – конкурентах. Она определяет порядок взаимо-действия бухгалтерской службы с другими подразделениями, организационное построение бухгалтерской службы, состав и соподчиненность отдельных учетных подразделений и работников.
Учетная политика хозяйствующего субъекта предполагает открытость для внешних пользователей бухгалтерской информации, отражаемой в финансовой отчетности. По данным финансовой отчетности устанавливаются имущест-венное и финансовое положение хозяйствующего субъекта, его платежеспо-собность, основные положения хозяйствования, тенденции к улучшению деятельности хозяйствующего субъекта и другие показатели.
Учетная политика хозяйствующего субъекта основывается на опреде-ленной совокупности общепринятых правил, что особенно важно при усилении роли и значении бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики. Бухгалтерская информация должна быть полной и достоверной, доступной и понимаемой широким кругом заинтересованных пользователей.
На исследуемом товариществе ТОО“МАКСДОРСТРОЙСЕРВИС-21 ”учетная политика составлена формально, методический аспект расписан не полностью. Установлены методы начисления амортизации – прямолинейный; методы оцени ТМЗ – средневзвешенный; порядок списания сомнительных долгов – метод прямого списания.
Технический аспект – как реализуются эти способы в учетных регистрах, схемах отражения на счетах учета.
Технический аспект предполагает следующие ее составляющие:
– план счетов бухгалтерского учета;
– форма бухгалтерского учета;
– технология;
– организация внутрипроизводственного контроля;
– организация составления отчетности;
– инвентаризация имущества и обязательств.
ТОО «МАКСДОРСТРОЙСЕРВИС-21» использует типовой план счетов с субсчетами, но в учетной политике эти субсчета не представлены, то есть учетная политика не определяет типовой план счетов. Учетной политикой также установлено, что ТОО ТОО «МАКСДОРСТРОЙСЕРВИС-21» использует компьютеризированную форму бухгалтерского учета и использует программу «1С Бухгалтерия». Инвентаризация имущества согласно учетной политике ТОО «МАКСДОРСТРОЙСЕРВИС-21» должна проводиться не реже 1 раза в год.
Организационный аспект – как осуществляются эти способы с точки зрения построения бухгалтерской службы, ее место в системе управления, взаимосвязи и взаимодействие с другими элементами и звеньями этой системы, взаимосвязи с подразделениями, характерными для становления и формиро-вания рыночной экономики.
Учетная политика, избранная предприятием, подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией. Основное назначение этой документации состоит в том, чтобы зафиксировать состав-ляющие учетной политики, обеспечить единообразную и по возможности точную реализацию их в практике предприятия всеми структурными подраз-делениями и каждым исполнителем. Необходимость в этом обуславливается двумя факторами. Во-первых, нормальная деятельность предприятия невозможна без упорядоченности его внутренней жизни, одним из аспектов которой является бухгалтерский учет. Во-вторых, влияние учетной политики на результаты работы предприятия столь существенно, что требует решения первого руководителя предприятия.
К числу документов, оформляющих учетную политику, относятся приказы и распоряжения руководителя предприятия, внутренние правила, инструкции, положения, регламенты и процедуры, решения собственников