Государственный финансовый контроль
Государственный финансовый контрольосуществляется с целью обеспечения качества эффективности финансово-хозяйственного управления, проверки соблюдения финансового законодательства субъектами хозяйствования, содействия проводимой государством единой финансовой, кредитной и денежной политики, выявления внутренних резервов использования финансовых ресурсов во всех сферах производства и распределения общественного продукта. Предметомфинансового контроля выступают денежные, распределительные процессы, формирование и использование финансовых ресурсов на уровне предприятий, отраслей, территориальных единиц, государства в целом. Объектамифинансового контроля являются конкретные предприятия, организации, органы управления. Государственный финансовый контроль делится на общегосударственный и ведомственный.
Различают специализированные и общегосударственные органы финансового контроля. Высшим специализированным органом финансового контроля является Комитет государственного контроля РБ.
Объектами его наблюдения являются:
• исполнение республиканского бюджета, соблюдение законодательства в области финансовых и налоговых отношений;
• расходование средств республиканского и местных бюджетов;
• исполнение актов законодательства по вопросам аренды, а также разгосударствления, приватизации, инвестиционной деятельности, торговли, страхования и иных сфер финансово-хозяйственной деятельности.
Общегосударственный финансовый контроль осуществляется органами государственной власти и государственного управления общей компетенции. К общегосударственным органам относятся:
1. Президент Республики Беларусь;
2. Совет Министров РБ (Правительства);
3. Национальный банк;
4. Министерство финансов;
5. Министерство по налогам и сборам;
6. Государственный таможенный комитет и другие.
Комитет государственного контроля является высшим органом контроля Республики Беларусь и осуществляет финансовый контроль.
Одним из важнейших государственных органов контроля и регулирования является Национальный банк Республики Беларусь. Основными целями его деятельности являются:
• развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;
• защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в т. ч. его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
• обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы страны.
Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.
В системе Министерства финансов РБ исключительно контрольные функции выполняют Главное контрольно-ревизионное управление (ГКРУ) и его органы на местах. В их функции входят:
1) осуществление контроля за соблюдением министерствами, предприятиями, организациями, учреждениями финансово-бюджетного законодательства;
2) контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств органами государственного управления, а также за законностью совершаемых ими финансово-хозяйственных операций;
3) проведение ревизий исполнения смет на содержание бюджетных учреждений;
4) некоторые другие функции.
Важная роль в системе государственного контроля принадлежит Главному государственному казначейству. Основными задачами, которого является:
• контроль за доходной и расходной частями бюджета в процессе его исполнения;
• контроль за исполнением государственных бюджетных и внебюджетных фондов;
• совместно с Нацбанком РБ контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга.
Значительный объем контрольных полномочий присутствует в деятельности Государственного комитета по ценным бумагам и Комитета по надзору за страховой деятельностью.
Ведомственный финансовый контроль проводится специализированными подразделениями, созданными внутри ведомств (министерств, концернов, органов управления исполнительской власти) с целью проверки соблюдения актов законодательства в области хозяйственной и финансовой деятельности подведомственных субъектов хозяйствования.
В процессе своей работы каждое функционирующее предприятие и организация постоянно осуществляют внутрихозяйственный финансовый контроль с целью проверки своевременности и правильности денежных поступлений, измерения уровня затрат, анализа эффективности использования имущества и капитала, изучения итогов хозяйствования и других показателей, которые характеризуют рациональное и результативное расходование всех ресурсов.