Деление права на писанное и неписанное. Закон как источник права
В Институциях Юстиниана проводится различие между правом писаным и неписаным.
Писаное право — это закон и другие нормы, исходящие от органов власти и зафиксированные ими в определенной редакции.
Неписаное право — это нормы, складывающиеся в самой практике. Если такие сложившиеся в практике правила поведения людей не получают признания и защиты от государственной власти, они остаются простыми обычаями; если обычаи признаются и защищаются государством, они становятся юридическими обычаями, составляют обычное право, а иногда даже воспринимаются государственной властью, придающей им форму закона.
Источники римского права –формы закрепления и выражения правовых норм, имеющие общеобязательное значение и включающие способы, формы образования норм права и условия жизни общества.
Виды источников:
1)обычное право - общеобязательные правила, сложившиеся в результате их неоднократного использования, защищаемые гос-вом, но не зафиксированные в формальном акте.
2) Законы - решения народных собраний какого-либо вида – [определение] - курятного, трибутного, центариатного.
3) Сенатусконсульты - сенатские постановления.
4) Конституции императоров (появились после 27 г до н э с введением принципата) – [определение] - указ императора, решения по судебным делам.
5) Эдикты магистратов - специальные акты, в которых долж-е лицо излагало принципы своей деятельности или решения по каким-либо вопросам.
6) Ответы юристов –мнение их по тому или иному вопросу применения права
Эдикты магистратов как источник права.
Постепенно, в связи с развитием новых экономических отношений, вызванных ростом товарного производства, товарообмена и банковских операций, Законы ХII таблиц стали корректироваться новым источником права — преторскими эдиктами.
Римские судебные магистраты обладали правом издавать постановления для римских граждан и других жителей Римского государства.
Термин «эдикт» происходит от dico («говорю») и в соответствии с этим первоначально обозначал устное объявление магистрата следующих видов:
1)постоянный эдикт издавался новым магистратом и объявлял о том, какие правила будут лежать в основе его деятельности, в каких случаях будут даваться иски, в каких — нет (своеобразный план работы на определенный период);
2) разовый эдикт издавался по поводу решения какого-либо конкретного дела и по другим незапланированным поводам.
В дальнейшем эдикты стали приниматься в письменной форме. Они действовали только в период управления издавшего их магистрата, и следующий магистрат мог отменить или продлить их. В начале II в. н. э. эдикты были объявлены вечными и неизменными.
Римский юрист Гай писал, что эдикты принимались:
1) преторами. Преторы были как городскими, ведавшими гражданской юрисдикцией в отношениях между римскими гражданами, так и перегринскими, ведавшими гражданской юрисдикцией по спорам между перегринами, а также между римскими гражданами и перегринами;
2) правителями провинций;
3) курульными эдилами, ведавшими гражданской юрисдикцией по торговым делам (в провинциях — соответственно квесторами).
Начиная с III в. до н.э. преторские эдикты помогали цивильному праву в удовлетворении новых потребностей общества, так как преторы выпускали постановления не в общем, а по конкретным искам. Претор руководил гражданским процессом, и мог выбирать для защиты только те иски, которые не были предусмотрены цивильным правом.
В результате правотворческой деятельности указанных магистратов значение преторских эдиктов расширялось и возникло ius honorem (от слова honores, почетные должности, т. е. право магистрасткое), называемое также ius praetorium - преторское право.