Методические указания по проведения СРСП
а) самостоятельная работа студентов с преподавателями (СРСП)
СРСП выполняет две функции: консультативную и контролирующую. СРСП – это совместная работа студента и преподавателя, поскольку учебные занятия проводятся в диалоговом режиме, например тренинг, дискуссия, деловая и дидактические игры, презентация, составление кейса, разработка индивидуального, группового проектов и т.п.
К каждому СРСП должны быть подготовлены материалы (кейсы, ролевые игры, тесты, кроссворды и т.д.), которые позволяют детализировать какие-либо вопросы, расширять их, отрабатывать навыки анализа тех или иных ситуаций, решать задачи и др.
Структура плана СРСП
- название темы
- цель занятия
- форма проведения
- задания, вопросы
- методические рекомендации, раздаточные материалы
- литература
Тема « Бухгалтерский учет как информационная система»
Содержание СРСП:
1. Опрос лекционных вопросов.
2. Раскрытие содержания и назначения бухгалтерского учета. 2. Виды организации по казахстанскому законодательству и характерные особенности организации бухгалтерского учета Определение моделей организации бухгалтерского учета. Составить конспект
Литература: 1,2,5,6,7,12,14,15,20,21.
Тема « Концепции и принципы бухгалтерского учета»
Содержание СРСП:
1. Опрос лекционных вопросов.
2. Выполнение заданий на классификацию имущества по составу и источникам образования (активов и пассивов).
2. Выполнение заданий на определение основных элементов финансовой отчетности .
1. Выполнение заданий на группировку элементов финансовой отчетности, анализ ситуации на признание результатов хозяйственных операций.
Тема « Бухгалтерский баланс»
Содержание СРСП:
1. Опрос лекционных вопросов.
2. Выполнение заданий на составление бухгалтерского баланса.
1. Опрос лекционных вопросов.
2. Выполнение заданий на различные виды бухгалтерского баланса.
Содержание СРСП:
1.Анализ типов изменения в баланса под влиянием хозяйственных операций.
Тема « Бухгалтерские счета и отражение хозяйственных операций методом двойной записи»
Содержание СРСП:
1. Опрос лекционных вопросов.
2. Выполнение заданий на открытие бухгалтерских счетов.
Содержание СРСП:
1. Опрос лекционных вопросов.
2. Выполнение заданий на корреспонденции счетов.
Содержание СРСП:
1.Анализ типов изменения в баланса под влиянием хозяйственных операций.
Выполнение заданий на ведение записей на основных, регулирующих, калькуляционных, финансово-результативных счетах.
. Выполнение заданий на ведение записей на бухгалтерских счетах.
Анализ содержания записей в бухгалтерских счетах
Тема « Учетный цикл и подготовка финансовой отчетности»
.Содержание СРСП:
Выполнение заданий составление вступительного баланса
Выполнение заданий на составление трансформационных таблиц и заключительного баланса
Выполнение индивидуальных заданий по теме «Бухгалтерские счета», «Учетный цикл и подготовка финансовой отчетности».
Тема « Организация бухгалтерского учета»
Содержание СРСП:
1. Опрос лекционных вопросов.
2. Выполнение заданий составление бухгалтерских документов и их классификацию
. Выполнение заданий составление учетных регистров
Тема « Учет текущих активов: денег и денежных эквивалентов»
Содержание СРСП:
1. Опрос лекционных вопросов
2. Решение заданий на составление первичных документов по кассе, кассовой книги и записи в них.
- Решение заданий на составление первичных документов по счетам в банке и обработки банковских выписок. кассовой книги и записи в них
- Решение заданий на составление первичных документов по счетам в банке .
Тема « Учет дебиторской задолженности»
Содержание СРСП:
1. Решение заданий на составление бухгалтерских записей по дебиторской задолженности покупателей и заказчиков, сомнительных требований.
Содержание СРСП:
1. Решение заданий на составление бухгалтерских документов и записей по дебиторской задолженности подотчетных лиц, задолженности по возмещению материального ущерба.
Содержание СРСП:
1.Выполнение заданий на составление учетных регистров по счетам дебиторской задолженности
Тема « Учет товарно-материальных запасов»
Содержание СРСП:
1. Решение заданий на оценку товарно-материальных запасов при непрерывной и периодической системе учета
Содержание СРСП:
1. Решение заданий на оформление бухгалтерских документов при движении ТМЗ, составление бухгалтерских записей
Содержание СРСП:
1Провести сравнительный анализ различных методов оценки по индивидуальным данным
Тема « Учет долгосрочных активов»
Содержание СРСП:
- Решение заданий на оценку основных средств
Содержание СРСП:
- Решение заданий на расчет амортизации и составление бухгалтерских записей по учету основных средств
Выполнение индивидуальных заданий по теме «Учет основных средств»
Решение заданий по учету нематериальных активов и учету текущей аренды основных средств
Содержание СРСП:
1. Решение заданий учет оплаты труда , удержаний из заработной платы.
Тема « Учет обязательств»
Содержание СРСП:
2. Решение заданий на определение налогооблагаемой базы и составление бухгалтерских проводок по расчетам с бюджетом.
3. Решение заданий на определение текущей и будущей стоимости обязательств, аннуитетов.
Содержание СРСП:
1. Составление бухгалтерских записей по учету облигаций
Тема: «Учет капитала в товариществах»
Содержание СРСП:
1. Решение заданий на организацию учета уставного капитала в товариществах
Содержание СРСП:
1. Решение заданий на организацию учета собственного капитала в товариществах
Содержание СРСП:
1. Составление бухгалтерских записей по учету капитала в ТОО
Тема: «Подготовка финансовой отчетности»
Содержание СРСП:
1. Решение заданий на составление финансовой отчетности
Тема « Бухгалтерский учет как информационная система»
Содержание СРС:Подготовить сообщение по результатам обзорного изучения основных источников об истории возникновения и этапах развития бухгалтерского учета и законодательных актов по бухгалтерскому учету.
Литература: 1,2,5,6,7,12,14,15,20,21.
:Этика в бухгалтерском учете. Составить эссе.
Подготовка реферата №1 – 5
Тема « Концепции и принципы бухгалтерского учета»
Содержание СРС:Составить глоссарий «Элементы финансовой отчетности и объекты бухгалтерского учета (12-15 терминов)
:Выполнение заданий на оценку элементов финансовой отчетности.
Выполнение индивидуальных заданий на группировку объектов бухгалтерского учета и признание результатов хозяйственных операций.
Тема « Бухгалтерский баланс»
Содержание СРС:Изучение стандарта бухгалтерского учета (СБУ 30, МСФО 1), составить конспект.
Содержание СРС:Анализ основных теорий по балансовому обобщению. Подготовка реферата.
Выполнение индивидуальных заданий по теме «Бухгалтерский баланс».
Тема « Бухгалтерские счета и отражение хозяйственных операций методом двойной записи»
Содержание СРС:Выполнение индивидуального задания на открытие бухгалтерских счетов.
Выполнение индивидуального задания на составление бухгалтерских записей на синтетических и аналитических счетах.
Выполнение индивидуальных заданий по теме «Бухгалтерские счета»
Выполнение индивидуального задания на составление бухгалтерских проводок на бухгалтерских счетах.
Выполнение индивидуального задания на составление записей в бухгалтерских счетах.
Выполнение индивидуальных заданий по теме «Бухгалтерские счета».
Тема Учетный цикл и подготовка финансовой отчетности»
Выполнение индивидуального задания на составление вступительного баланса.
Выполнение индивидуального задания на составление заключительного баланса.
Выполнение индивидуальных заданий по теме «Бухгалтерские счета», «Учетный цикл и подготовка финансовой отчетности».
Тема « Организация бухгалтерского учета»
.Содержание СРС:Ознакомится с основными требованиями СБУ 24 «Организация бухгалтерского учета», составить конспект.
Содержание СРС:Ознакомится с основными требованиями СБУ 24 «Организация бухгалтерского учета», составить конспект.
Выполнение индивидуальных заданий по оформление результатов инвентаризации, изучение методических рекомендации к СБУ24
Тема « Учет текущих активов: денег и денежных эквивалентов»
Содержание СРС:Ознакомится с основными требованиями Положения о ведении кассовых операций, составить конспект.
Ознакомится с основными требованиями Положения о безналичных расчетах, составить конспект.
Выполнение индивидуальных заданий по теме «Учет денежных средств»
Тема « Учет дебиторской задолженности»
Содержание СРС:Ознакомится с основными требованиями СБУ 5 «Доход», МСФО «Выручка» , составить конспект.
Выполнить задание по учету НДС к возмещению
Выполнение индивидуальных заданий по теме «Учет дебиторской задолженности»
Тема « Учет товарно-материальных запасов»
Содержание СРС:Ознакомится с основными требованиями СБУ 7 «Учет товарно-материальных запасов», МСФО «ТМЗ» , составить конспект.
Составить схемы организации учета ТМЗ при непрерывной и периодической системе учета.
Выполнение индивидуальных заданий по теме «Учет ТМЗ»
Тема « Учет долгосрочных активов»
Содержание СРС Ознакомится с основными требованиями СБУ «Учет основных средств», МСФО «Основные средства» , составить конспект.
Выполнения задания на отражение в учете движения основных средств
Решение ситуационных заданий на составление бухгалтерских записей по учету основных средс
Содержание СРС:Ознакомится с основными требованиями СБУ 28 «Учет нематериальных активов», СБУ 16 «Учет аренды» МСФО «Нематериальные активы», МСФО «Аренда», составить конспект.
Выполнение индивидуального задания по учету расчетов с персоналом по оплате труда..
Ознакомление с инструкцией по определению средней заработной платы, налоговым кодексом по расходам
Тема « Учет обязательств»
Содержание СРС:Ознакомится с основными требованиями Налогового кодекса по НДС, социального налога, КПН, ИПН, на имущество, земельного налога, на транспортные средства, акцизов, составить конспект.
Литература: 2,7,8,9,12,13,15,20,21
Содержание СРС:Ознакомится с порядком определения стоимости аннуитетов.
Выполнение индивидуального задания по учету обязательств.
Литература: 2,7,8,9,12,13,15,20,21
Тема: «Учет капитала в товариществах»
Содержание СРС:Составить конспект по Закону РК «О товариществах с ограниченной и полной ответственностью» о формировании уставного капитала
Составить конспект по Закону РК «О товариществах с ограниченной и полной ответственностью» о формировании резервного капитала и использования нераспределенного дохода
Выполнение индивидуального задания по учету собственного капитала
Тема: «Подготовка финансовой отчетности»
Составить конспект по СБУ 30 «Представление финансовой отчетности», МСФО1 «Представление финансовой отчетности»
Литература: 2,7,8,9,12,13,15,20,21
Выполнение индивидуального задания по теме
СРО – это особый вид учебной деятельности, направленный на самостоятельное выполнение дидактической задачи, формирование интереса к познавательной деятельности и пополнение знаний в определенной отрасли науки.
СРО связана с реализацией практических задач, обеспечивающих развитие логического мышления, творческой активности. Исследовательского подхода в освоении учебного материала.
Как правило, СРО включает внеаудиторное время с участием преподавателя (СРСП) и внеаудиторное время без участия преподавателя (СРС) в соответствии с перечнем заданий.
Материалы видов СРО разрабатываются ППС кафедры и включают в себя следующие документы:
· графики СРО, рассчитанные на весь период изучения дисциплины
· систему заданий, соответствующую основным разделам типовой и рабочей учебных программ
· тематику рефератов, докладов и творческих работ
· списки основной и дополнительной литературы
· виды консультативной помощи
· виды и формы контроля
· критерии оценки, рекомендуемый объем работы, ориентировочные сроки ее предоставления и др.
Организация СРО осуществляется в соответствии с основными нормативными документами вуза, в том числе рабочими программами, материалами для самостоятельного изучения разделов дисциплины.
Организация СРО может быть связана:
• обработкой библиографических данных (составление картотеки),
• подготовкой письменной работы (реферата, доклада, контрольного задания, аннотации),
• разработкой научного проекта (семестровой, курсовой, дипломной работ, проблемной статьи),
• поиском виртуальной работы (посредством Интернета и локальной сети),
• самостоятельным аудированием (посредством лингафонной системы и медиатеки),
• освоением материалов электронного курса (посредством компьютерной системы),
• внедрением лабораторного опыта (посредством спортивного комплекса) и др.
Самостоятельная работа с указанием тем, заданий, форм проведения, объема часов содержится в силлабусе по дисциплине.
1. На основе приведенных данных произведите группировку имущества предприятия по роли их в хозяйственном процессе и по источникам образования.