Виды логистического аутсорсинга
1. Промышленный аутсорсинг (решение задачи «сделать или купить»).
2. Аутсорсинг отдельных логистических функций ,например,
1)трансп-ка и оформление соответств. документации;
2) складирование;
3) комплектация;
4) дистрибуция;
5) закупка;
6) управление запасами;
7) таможенное декларирование и таможенная очистка грузов;
8) сервис).
3. IT-аутсорсинг, или принятие решений в области использования и поддержки логистических решений с помощью различных ИС.
4. Полная передача в аутсорсинг услуг внешней логистики и управления цепями поставок логистическим оператором. При этом аутсорсер осуществляет полное управление внешней логистикой (или отдельными функциями), оптимизирует и постоянно совершенствует логистиеский (-ие) процесс (ы).
Передача функций может осуществляться несколькими способами. Например, предприятие может выделять соответствующее звено из общей структуры, наделяя его при этом определённой юридической и финансовой самостоятельностью. Это повышает степень ответственности, качество оказываемых услуг, способствует снижению издержек. При этом соответствующая структура может обслуживать и сторонние предприятия, что повышает конкурентоспособность её услуг.Таким образом работают сетевые розничные компании, аптеки. Нефтяные компании выделяют из своей структуры сервисные подразделения, обслуживающие нефтяные скважины. Дело в том, что, функционируя в структуре компании, такие подразделения не заинтересованы в повышении качества и снижении издержек, так как их услуги всё равно будут куплены.
Другим способом передачи функций является покупка услуги у специализированной компании или размещение заказа у специализированного поставщика.
Необходимо отметить, что аутсорсинг связан с рисками и может способствовать росту издержек – задержка поставок, несвоевременность оказания услуг, потеря управляемости и контроля. Аутсорсинг тогда даст положительный эффект, когда передаваемые функции не являются специфическими для данного предприятия и поэтому из-за высокой конкуренции предлагаются на более выгодных условиях.
В зависимости от принятия и выполнения логистическими операторами тех или иных функций потенциально передаваемых им на аутсорсинг, провайдеров подразделяют на следующие категории [ii]:
1PL – First Party Logistics – автономная логистика, когда выполнение всех логистических функций принимает на себя само предприятие.
2PL – Second Party Logistics – частичный аутсорсинг, т.е. узкофункциональные лог-ие посредники – транспортные компании, таможенные агенты, страховые компании, склады и грузовые терминалы выполняют отдельные лог-ие функции.
3PL – все логистические функции переданы на аутсорсинг логистическому оператору, который осуществляет комплексный логистический сервис.
4PL - Fourth Party Logistics – логистический оператор осуществляет также управление цепями поставок необходимых клиенту ресурсов.
5PL – лог-ий оператор, принимая на себя функции 4PL, широко использует И-нет.
В большинстве развитых стран мира операторы категории 3 PL составляют основу всех участников рынка логистических услуг. Они берут на себя выполнение основных видов операционной логистики, обрабатывают заказы, разрабатывают контракты и другую документацию, осуществляют складирование, доставку грузов до конечного потребителя и несут ответственность по условиям контракта за выполняемые операции.
Отечественные логистические операторы в развитии объемов, повышения качества и комплексности своих услуг сталкиваются с множеством трудностей и препятствий. Главные из них: отсталость логистической инфраструктуры, высокая стоимость услуг, недоверие со стороны заказчиков, слабая законодательно-нормативная поддержка этой стороны бизнеса со стороны государства. Поэтому контрактная логистика находится на стадии становления и развития. Развитие отечественного рынка логистических услуг инициируется процессами глобализации, интеграции и кооперации бизнеса, развитием розничной торговли, положительной динамикой подъема промышленного производства в некоторых отраслях.
Глобальная логистика
Под термином «глобальная лог-ка» понимаются стратегия и тактика создания устойчивых макрологистических систем, связывающих бизнес-структуры различных стран мира на основе разделения труда, партнерства и кооперирования в форме договоров, соглашений, общих планов, поддерживаемых на межгосударственном уровне.
Движущие силы глобализации. По мнению Д. Бауэрсокса и Д. Клосса, основными Движущими силами являются: 1)продолжающийся рост мировой эк-ки, 2)расширение новейших технолог.; 3)развит. и интеграц. макрорегиональных хоз-ных структур; 4)новые возможности для формирования глобальных лог-их цепей; 5)реализ. процедур дерегулирования для ускорения продвижения матер. потоков.
Экономический рост характерен сегодня не только для индустриально развитых стран. Он заметно проявляется во многих странах третьего мира. Активный обмен новейшими технологическими достижениями (ноу-хау), результатами эффективны.
Многим известны примеры успешного формирования макрологистических региональных структур и систем в странах ЕС, Юго-Восточной Азии, Северной Америки. Их опыт наглядно подтверждает естественное стремление стран к региональной интеграции. Вместе с тем поиск новых резервов роста и обострение конк-ции вызывают стремление многих компаний и фирм искать новые рынки сбыта, дешевые источ-ки сырья и труд. ресурсов за пределами нац. границ своих стран.
Междунар. разделение труда и кооперация привели к созданию большого кол-ва транснацион-ых компаний, использующих глобальные логистические цепи и каналы.
Сущ-ное значение для реализации глобальной лог-ки имеют процедуры дерегул-ния, проводимые многими странами для снятия торговых, таможенных, транспортных и финансовых барьеров на пути развития международных торговых, соц.-пол. и эк-их взаимоотношений. Они облегчают движение капитала, товаров и инф-ции через нац. границы.
Большую роль в решении глобальных логистических задач играют так называемые «международные канальные посредники»: международные транспортно-экспедиторские фирмы; транспортные компании; внешнеторговые компании и представительства; брокерские и агентские фирмы; морские порты.
Важное место в стр-ре глобальных лог-их систем занимают зоны свободной торговли.
Новые предпосылки развития и требования. В 1990-е годы глобальная лог-ка становится важнейшим стратегическим инструментом в обеспечении конкурентных преимуществ на мировом рынке сбыта продукции. Успех достигается за счет быстрой адаптации товаропроизводителей к постоянно изменяющимся условиям рыночной среды и спросу на продукцию. При этом главным требованием стало максим. сокращение всех временных стадий жизненного цикла продукции. Сокращение длительности этих стадий достигается за счет узкой специализации функций на каждой из них. Вместе с тем весьма важно обеспечить интеграцию функций и стадий при формировании глобальных лог-их цепей. Ускорение и усиление интенсивности и сложности матер., информ. и финанс. потоков затрудняют решение указанных задач.
Надежность, лог-их цепей снижается из-за того, что сводятся к минимуму матер. запасы в пр-ве и глобальных распределительных сетях. Следствием этих обстоятельств является потенциальная неустойчивость глобальных лог-их систем. Для обеспечения их устойчивости и надежности необходимо развитие интеграции функций, как внутри самих систем, так и в их взаимосвязях с динамической внешней средой.
Движущая сила интеграции. до начала 1980-х годов логистика проходила спокойный, эволюционный путь развития, оценивая и формируя взаимосвязи между отдельными фрагментарными звеньями предпринимательской деятельности. Активно развернувшаяся в 1980-х годах интеграция мировых хозяйственных связей, рост и усложнение материальных и информационных потоков между территориально разрозненными производствами, формирование новых гибких систем распределения и условиях усиления конкуренции дали новый импульс развитию логистики.
Проблемы глобальной логистики были рассмотрены в двух аспектах.
Первый касался создания и дальнейшего развития межгосударственных, транснациональных микрологистических систем для более свободного перемещения через границы товаров, капитала и информации. Целевая функция большинства проектов и программ — улучшение сервиса, экологии и снижение логистических затрат за счет снятия таможенных, тарифных, налоговых барьеров.
Второй аспект связан с развитием менеджмента в глобальных лог-их каналах транснациональных корпораций. В докладах были рассмотрены вопросы дальнейшего снижения лог-их затрат корпораций за счет рацион-го размещения производственных подразделений в странах с дешевым сырьем и рабочей силой, оптимизации транспортировки сырья, комплектующих изделий и готовой продукции.
Было проведено научное исследование по проблемам глобальной логистики транснациональных корпораций, результаты его вошли в книгу «Логистика мирового класса». Было выбрано 111 компаний. Исследования показали, что эти компании добились наилучших результатов в глобальной лог-ке благодаря четырем концептуальным факторам: позиционированию, интеграции, гибкости и измеримости.
Концепция позиционирования представляет собой надстройку глобальной логистической стратегии фирмы. Она определяет отличительные особенности компании в сравнении с конкурентами, отношения с поставщиками и заказчиками, организацию информационных потоков и операций физического распределения.
Интеграция достигается путем внедрения современных информационных технологий для совместного использования необходимой информации всеми партнерами глобальных логистических цепей и каналов.
Гибкость.Фирма, способная быстро реагировать на специфические запросы потребителей в соответствии с их требованиями внося изменения в производство и в распределение, всегда будет функционировать успешнее конкурентов.
Измеримость характеризует уровень достижений компании лог-го менеджмента и возможность дальнейшего улучшения ее деятельности на мировом рынке.