Основные типы консалтинга и методические подходы. Типы консалтинговых организаций и виды услуг (классификация ФЕАКО)

Консалтинговые услуги условно можно разделить на множество направлений. Однако, существует несколько наиболее распространенных видов услуг:

- аналитика. В этот вид консалтинговых услуг входит анализ деятельности компании, ее эффективности, а также движения цен;
- прогнозирование. Исходя из проведенного исследования, консалтинговая компания выстраивает предположительные этапы развития будущей деятельности компании.
- консультация. Перед консультированием компания осуществляет ревизию деятельности клиента, после чего приступает к проведению консультации. Консалтинговая фирма дает советы предприятию по всем сферам её деятельности.

Существует два основных вида классификации консалтинговых услуг:

1) с точки зрения предмета консультирования — попредметная классификация;
2) с точки зрения метода консультирования — методологическая классификация.

Попредметная классификация более распространена, поскольку она понятнее потребителям консалтинговых услуг. В соответствии с ней консалтинговые услуги квалифицируются в зависимости от тех разделов (элементов) менеджмента, на которые они направлены: общий менеджмент, финансовый менеджмент, производственный менеджмент и т.д.

Что касается методологической классификации, то она профессионально ориентирована на самих консультантов, так как квалифицирует их в зависимости от методов работы. В соответствии с этой классификацией различают экспертное, процессное и обучающее консультирование.

Следует отметить также, что классификации, публикуемые национальными и международными ассоциациями консультантов, часто объединяют попредметный и методологический подходы, правда, ориентируясь больше на первый. Кроме того, они включают в перечень консалтинговых услуг и другие профессиональные услуги. Примером такого "синтетического" подхода классификация Европейского справочника-указателя консультантов по экономике и управлению, издаваемого под эгидой ФЕАКО. В эту классификацию включены, с одной стороны (попредметной), такие услуги, как обеспечение информационными технологиями, промышленный инжиниринг, обучение менеджменту (тренинг), отношения с общественностью и т.д., что составляет профессиональные услуги, а с другой, — такие виды консультирования, как обучающий консалтинг, т.е. метод консультирования.

6. Управленческое консультирование как деловая услуга. Формы оказания консультационных услуг: разовые консультации; информационное обслуживание; экспертиза; консалтинговый проект .

С началом рыночных преобразований в экономике РФ появилась новая отрасль – деловые услуги. Деловые услуги представляют собой виды деятельности, осуществляющие макро- и микроэкономическое регулирование и поддержание оптимальных пропорций экономики, занятые обслуживанием основного и инфраструктурного производства, а так же государственного управления.

Деловая услуга – профессиональна и всегда платна.

Спрос на деловые услуги появляется по мере развития экономики, а их роль определяется тем, что они создают основу для роста благосостояния и социальной удовлетворенности людей (иначе говоря, помогают людям).

К функциям деловых услуг относятся:

1. Формирование компонентов систем управления. (системы кадров, технологии, логистика и т.п.)

2. Осуществление текущего обслуживания процессов управления (юридическая, аудиторская и др. поддержка проектов).

3. Оказание консультационных услуг.

4. Создание, распространение, внедрение управленческих нововведений.

Значение деловых услуг состоит в том, что они:

1. Создают условия для эффективного функционирования нашего хозяйства.

2. Способствуют формированию и тесному взаимодействию всех элементов инфраструктурного комплекса.

3. Освобождают организации от необходимости создавать дополнительные обслуживающие подразделения и нанимать дополнительный персонал.

Выделяют следующие формы оказания консультационных услуг:

1) Разовые консультации: режим устной или письменной репрезентации; режим запрос-ответ.

2) Информационное обслуживание: предоставление статистических отчетов; составление прогнозов развития экономики и отрасли; справки по законодательству; предоставление сведений о надежности партнеров.

3) Экспертиза: самостоятельно составленных клиентом бизнес-планов; инвестиционных проектов; контрактов; финансовых операций.

4) Консалтинговый проект: диагностика проблем; разработка и внедрение решений; поиск партнеров; участие в переговорах (организация консультант-клиентских отношений); разработка управленческих документов (процедур, договоров, бизнес-планов)

Наши рекомендации