Финансовый анализ показателей деятельности. Анализ потоков платежей
Финансовый анализ показателей деятельности. В экономике под показателями понимают абсолютные и относительные величины, которые отражают экономические реалии хозяйственной деятельности предприятия. Как правило, показатели не служат непосредственно целям контроллинга. В связи с этим требуется их отбор, систематизация и дополнение. Для того, чтобы показатели были применимы для контроллинга, они должны отражать состояние и результаты деятельности какой-либо сферы предприятия, обладать актуальностью, компактностью, динамичностью, ориентировать на прогнозирование, допускать сравнение. Из-за ограниченной информативности отдельных показателей возникает необходимость в использовании систем показателей, которые позволяют не только количественно охарактеризовать ситуацию, но и вскрыть причины ее возникновения. Системы показателей представляют собой иерархическую структуру особым образом взаимосвязанных между собой показателей.
Существует большое количество отдельных показателей и систем показателей, которые можно классифицировать по различным критериям. Одной из самых известных является система Du Pont
Система Du Pont разработана одноименной американской компанией и представляет собой аналитическую математическую систему, состоящую из относительных и абсолютных показателей. Центральный показатель в ней – рентабельность инвестированного капитала (Return On Investment – ROI)
ROI = (G/U) × (U/K)
где G – полученная/запланированная прибыль
U – полученный/запланированный оборот
K – используемый/планируемый для использования капитал
Компоненты рентабельность оборота (G/U) и оборачиваемость капитала (U/K) постепенно подвергаются дальнейшему иерархическому разложению на основные компоненты .
Данная концепция служит для систематического анализа факторов, влияющих на успешность деятельности предприятия, а также для выявления слабых с точки зрения рентабельности мест предприятия и может использоваться как инструмент планирования, текущего управления и контроля. Кроме того, данная система может служить инструментом управления таких относительно самостоятельных подразделений предприятия, как центры прибыли и центры инвестиций.
Анализ потоков платежей (Cash Flow-анализ, CF). CF характеризует поток финансовых средств из процесса оборота и отражает ситуацию с ликвидностью и финансовым развитием предприятия.
В упрощенном виде схема расчета, обеспечивающая возможность проведения анализа безубыточности предприятия на базе CF, имеет такой вид
CF = годовой доход после налогообложения
+ увеличение резервных фондов
+ сальдо результата от непрофильной деятельности
+ амортизация и переоценка стоимости оборудования.
Расчетная величина CF рассматривается как объем финансовых средств, использованных в течение планового/отчетного периода на инвестирование, на погашение долгов и распределение прибыли. Таким образом, текущие производственные платежи оказываются вне CF.
Недостаток расчета CF обусловлен тем, что безвыплатные затраты и не сопровождающиеся поступлениями доходы не содержат всех производственных выплат и поступлений расчетного периода. Отсутствуют все, хотя и сопровождаемые поступлениями и выплатами, но нейтральные по отношению к результату изменения позиций. Так, CF не уменьшается при закупке сырья и осуществлении платежей в данном отчетном периоде. Отток средств компенсируется увеличением запасов. С другой стороны, CF увеличивается в результате реализации товаров, сопровождаемой не притоком финансовых средств, а возникновением требований.
На основе CF рассчитывается ряд относительных показателей, например, доля CF в обороте, CF в расчете на одного работника, эффективность собственного капитала и др. Кроме того, на практике используются расчеты нескольких видов CF.
Показатель CF можно считать финансовым результатом деятельности предприятия. Он характеризует возможности предприятия к самофинансированию. Сумма превышений поступлений над выплатами может быть использована для инвестиций, погашения кредитов и процентов по ним, выплаты дивидендов.
Анализ CF важен в финансовой сфере. Он является базой для определения годовых сумм, идущих на погашение долга. Ежегодно выплачиваемые по кредитам суммы физически не могут превышать величину CF, поэтому данный показатель оказывает непосредственное влияние как на величину кредита, так и на проценты по нему.
22. Баланс движения средств и финансовый план. Анализ работающего капитала.
Баланс движения средств и финансовый план.
При внедрении финансового контроллинга на предприятии необходимо учитывать, что существует несколько уровней управления финансами и, соответственно, выбирать приоритеты, направления деятельности и устанавливать цели.
1) Управление платежеспособностью. Если управление финансами остановилось на данном уровне, значит объектом контроллинга будет являться ликвидность предприятия в ближайшей перспективе. Основной задачей будет являться бюджетирование движения денежных средств (БДДС), выработка кредитной политики и управление запасами. БДДС сводит всю деятельность предприятия к потокам денежных средств, обычно разбиваемым по периодам. Он является по существу планом движения расчетного счета и наличных денежных средств в кассе предприятия, отражающий все прогнозируемые поступления и использование денежных средств в результате хозяйственной деятельности предприятия. Важность данного бюджета в последнее время все возрастает. БДДС отражает также потребность во внешнем финансировании и способствует более точному определению объемов этого финансирования. В БДДС конечное сальдо всегда должно быть положительным.
2) На более высоком этапе развития предприятие начинает заниматься также управлением прибыльностью. При планировании добавляется такой документ как бюджет доходов и расходов (БДР). Назначение данного бюджета – показать соотношение всех доходов от реализации в плановом периоде со всеми видами расходов, которые полагает понести в этот же период предприятие. Составление БДР позволяет решить такие задачи, как повышение эффективности деятельности, рентабельности операций, управление затратами, позволяет рассчитать точку безубыточности. В БДР не отражается движение реальных денежных средств. В БДР в какие-то периоды сальдо может быть отрицательным, т.е. могут быть запланированы убытки, в отличие от БДДС.
3) Высшей ступенью постановки финансового управления на предприятии является управление активами и экономическим потенциалом. На данном этапе осуществляется бюджетирование баланса (бюджет по балансовому листу, ББЛ), объектами контроля являются рентабельность активов и финансовая устойчивость, проводится финансовый анализ и долгосрочное планирование. Целью разработки ББЛ является составление прогнозируемого баланса, который представляет собой результат как финансовых, так и нефинансовых операций предприятия. Бюджет по балансовому листу – этот прогноз соотношения активов и пассивов предприятия в соответствии со сложившейся структурой активов и обязательств и ее изменением в процессе реализации других бюджетов.
Каждый из вышеперечисленных уровней органично включает в себя предыдущие. В итоге положение компании описывается тремя базовыми отчетами, которые и составляют суть финансового планирования. Они определяют собой систему координат для оценки финансовых результатов деятельности компании. На рисунке 16 представлена система координат, образованная тремя базовыми отчетами, и показано изменение положения компании в вышеуказанной системе координат при изменении финансового состояния (переходе компании из точки А в точку В.
Анализ работающего капитала (Working сapital). Величина WK показывает, какая доля оборотного капитала используется для покрытия краткосрочных обязательств. Эта величина должна быть положительной. Рассчитывается WK следующим образом:
WK = стоимость оборотного капитала – краткосрочный заемный капитал
Дополнением к этой величине является Quick Ratio, показывающий степень покрытия задолженности.
QR = ликвидные средства / краткосрочные обязательства
23. Планирование прибыли и финансовое планирование.
Планирование прибыли – составная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии . Планирование прибыли производится раздельно по всем видам деятельности предприятия. Это не только облегчает планирование , но и имеет значение для предполагаемой величины налога на прибыль , так как некоторые виды деятельности не облагается налогом на прибыль, а другие – облагаются по повышенным ставкам . В процессе разработки планов по прибыли важно не только учесть все факторы, влияющие на величину возможных финансовых результатов , но и , обеспечивающий максимальную прибыль.
Объектом планирования являются планируемые элементы балансовой прибыли , главным образом, прибыль от реализации продукции , выполнения работ, оказания услуг. Основой для расчета является объем производственной программы, который базируется на заказах потребителей и хозяйственных договорах.
Прибыль от реализации товарной продукции является основным компонентом валовой прибыли предприятия рассмотрим способы ее планирования .
Метод прямого счета является наиболее распространённым . Он применяется , как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. В наиболее общем виде прибыль – это разница между ценой и себестоимостью, но при расчете плановой величены прибыли необходимо уточнить объем продукции, от реализации которой ожидается эта прибыль . Прибыль по товарному выпуску планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, где определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода :
П тп = Ц тп – С тп ;
Где П тп - прибыль по товарному выпуску планируемого периода;
Ц тп - стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок);
С тп - полная себестоимость товарной продукции планируемого периода ( рассчитана в смете затрат на производство и реализацию продукции).
Прибыль на реализуемую продукцию рассчитывается иначе:
П рн = В рн - С рн ,
Где, В рн - планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без налога на добавленную стоимость, акцизов , торговых и сбытовых скидок),
П рн - планируемая прибыль по продукции , подлежащей реализации в предстоящем периоде;
С рн – полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.
Исходя из того, что объем реализуемой продукции предстоящего планового периода в натуральном выражении определяется , как сумма остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода и объема выпуска товарной продукции в течении планируемого периода без остатков готовой продукции, которые не будут реализованы в конце этого периода , то расчет плановой суммы от реализации продукции примет вид:
П рп = П о1 + П тп - П о2 ;
Где П рп - прибыль от реализации продукции в планируемом периоде;
П о1 - прибыль в остатках продукции, не реализованной на начало планируемого периода;
П тп - прибыль по товарной продукции , планируемой к выпуску в предстоящем периоде;
П о2 – прибыль в остатках готовой продукции, которая не будет реализована в конце планируемого периода.
Именно такая методика расчета лежит в основе применения укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.
Другая разновидность метода прямого счета – метод по-ассортиментного планирования прибыли. Прибыль определяется по каждой ассортиментной позиции , для чего необходимо располагать соответствующими данными.
Прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода. После расчета прибыли от реализации продукции она увеличивается на прибыль от прочей реализации и планируемые внереализационные результаты.
Укрупненный метод прямого счета применим на предприятиях с незначительной номенклатурой выпускаемой продукции. Метод по ассортиментного расчета используется при более широком ассортименте, если планируется себестоимость по каждому виду продукции. Главным достоинством метода прямого счета при известных ценах и неизменных затратах в течении планируемого периода является его точность.
В современных условиях хозяйственный метод прямого счета можно использовать при планировании прибыли только на очень короткий период времени, пока не изменились цены, зарплата и другие обстоятельства. Это исключает его применение при годовом и перспективном планировании прибыли. Расчет прибыли не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при очень большой номенклатуре очень трудоёмок.
При планирования прибыли аналитическим методом расчет ведется раздельно по сравнимой и не сравнимой товарной продукции.
Направл фин план-я
-поступления от реализации
-поступления от непрофильной деятельности
-Поступления от инвестиционной деятельности
-Платежи, связанные с заемным финансированием
-Налоговые платежи
24. Методика планирования прибыли. Расчет суммы покрытия при планировании прибыли.
Концепция контроллинга вводит в оборот новый экономический термин – управленческий результат. Теоретической основой для возникновения данного показателя является тот факт, что контроллинг считает необходимым определять целевые значения рентабельности капитала уже на этапе планирования. Целевое значение прибыли входит в состав перечня показателей, которых необходимо достичь. Таким образом, плановая прибыль является таким же фактором, требующим покрытия, как постоянные затраты. Только при достижении поставленных величин можно констатировать, что предприятие вышло на нулевую отметку. Управленческий же результат – это показатель качества работы менеджеров, он показывает, насколько был перевыполнен установленный план по прибыли.
Управленческий результат – это показатель, представляющий собой величину превышения финансового результата деятельности предприятия над целевым значением прибыли и характеризующий работу управленческого персонала.
Всякое значение показателя управленческого результата, кроме нулевого, требует анализа. При отрицательном значении управленческого результата анализ проводится с целью выявления причин, не позволивших предприятию достичь поставленных целей. При положительном значении управленческого результата требуется дать ответ на вопрос: причиной этого стали непредвиденные положительные изменения внешней среды, усовершенствованная работа предприятия, либо план изначально был поставлен неверно (параметр «напряженности» плана был недостаточно проработан).
Рассмотрим подробнее все этапы планирования и расчета управленческого результата (рис. 17)
Планирование и расчет результата от реализации
Бюджет продаж должен планироваться как «сверху - вниз» на базе стратегического планирования (исходя из емкости рынка, доли на рынке, стратегий по увеличению этой доли), так и «снизу - вверх», принимая во внимание отдельных клиентов или продукцию.
Базой для расчета результата от реализации является информация об обороте по отгруженной продукции, содержащая детальные сведения об обороте, переменных затратах и суммах покрытия по каждому продукту. Снижение выручки характеризуется нормативными величинами в связи с выплатами бонусов и оплатой услуг посредников.