Особенности управления активами неплатежеспособного предприятия
Так как основная цель управления неплатежеспособным предприятием – восстановление платежеспособности, то при управлении активами такого предприятия необходимо совершить действия, затрагивающие все виды активов (необоротные активы, оборотные активы) с целью улучшения перечисленных выше показателей деятельности компании.
В частности с активами можно совершить следующие действия:
Продать, Сдать в аренду, Демонтировать (сохраняет средства на обслуживание, освобождает место), Законсервировать, Отремонтировать
В состав оборотных средств, подлежащих управлению, включаются следующие активы:
Запасы, Сырье и материалы, Готовая продукция, Товары отгруженные, Прочие запасы, Краткосрочная дебиторская задолженность, Долгосрочная дебиторская задолженность, Краткосрочные финансовые вложения, Денежные средства
Смысл управления ими сводится к следующему:
Запасы необходимо оптимизировать по видам продукции и срокам производственного цикла; Распродать все залежалые, ненужные запасы; Постараться вернуть максимальную сумму дебиторской задолженности, остальную часть продать со скидкой (факторинг); Реализовать финансовые вложения;
Структура выпускаемой продукции неплатежеспособного предприятия оптимизируется по рентабельности и оборачиваемости с целью максимально быстро увеличить величину денежных средств на предприятии.
Основной целью финансового анализа является получение наибольшего числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассива, в расчетах с дебиторами и кредиторами, чтобы своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия, его платежеспособности. В ходе такого анализа аналитика и управляющего (менеджера) может заинтересовать не только текущее финансовое состояние предприятия, но и его проекцию на ближайшую или более отдаленную перспективу, то есть ожидаемые параметры финансового состояния.
Субъектами анализа выступают как непосредственно, так и опосредованно заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации. К первой группе пользователей относятся собственники средств предприятия, заимодавцы (банки и пр.), поставщики, клиенты (покупатели), налоговые органы, персонал предприятия и руководство.
Каждый субъект анализа изучает информацию, исходя из своих интересов. Так собственникам необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственного капитала и оценить эффективность использования ресурсов администрацией предприятия; кредиторам и поставщикам – целесообразность продления кредита, условий кредитования, гарантии возврата кредита; потенциальным собственникам и кредиторам – выгодность помещения в предприятие своих капиталов и т.д.
27. Внутренний мониторинг финансового состояния организации.
При диагностике вероятности кризиса и банкротства используются данные бухгалтерской и государственной статистической отчетности, другие документы, характеризующие деятельность предприятия с количественной стороны, а также информация из различных источников, с помощью которой можно получить качественную оценку его состояния. Основными источниками количественной и некоторой качественной информации являются:
· годовой отчет предприятия с приложениями по ф.1 "Бухгалтерский баланс", ф.2 "Отчет о прибылях и убытках", ф.3 "Отчет о движении фондов и других средств" и ряд других форм, а также квартальная и месячная отчетность;
· договора на поставку продукции и покупку ресурсов, отчуждение имущества предприятия;
· перечень дебиторов с указанием основания возникновения, величины и срока погашения задолженности;
· перечень кредиторов с указанием основания возникновения, величины и срока погашения задолженности;
· журнал-ордер "Главная книга", другие журналы-ордера или оборотные сальдовые ведомости, выписки о движении денежных средств по счетам в банке и первичная учетная документация;
· материалы по инвентаризации, списанию, переоценке имущества;
· устав, решения собраний собственников, наблюдательного совета или учредителя;
· приказы, переписка предприятия.
Кроме изучения бухгалтерской и статистической отчетности, необходимо выполнить (основываясь не только на документах, но и на результатах обследований, наблюдений, интервью) более детальный анализ ситуации в следующих сферах деятельности предприятия:
· позиция предприятия и его продукции на рынке (емкость и доля рынка; сегменты рынка; основные потребители и поставщики; сравнительный анализ собственной и конкурирующей продукции; качество продукции; выявление существующих и перспективных потребностей покупателей);
· состояние основных фондов, нематериальных активов и вложений во внеоборотные активы (обновление, выбытие и износ основных фондов, их структура; фондоотдача; использование производственных мощностей; возможности оборудования по выпуску требуемой рынком продукции; оценка используемых технологий; структура нематериальных активов и вложений во внеоборотные активы);
· состояние и использование трудовых ресурсов (обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами; профессионально-квалификационный и половозрастной состав работающих; количество и структура простоев; трудоемкость продукции; формы, системы, величина и структура оплаты труда; руководящий состав);
· издержки производства и продаж (уровень условно-постоянных и переменных затрат; затраты на рубль произведенной продукции; себестоимость отдельных видов продукции; затраты по подразделениям; прямые и косвенные расходы; уровень безубыточного выпуска продукции);
· финансовые потоки и результаты (наличие и движение денежных средств; расчеты с контрагентами; формирование, распределение и использование прибыли; операционные и внереализационные доходы и расходы; источники и причины убытков; влияние налогов);
· структура управления (оценка целесообразности существующей организационно-производственной структуры, функционирования аффилированных предприятий, филиалов и представительств; процессы управления и взаимоотношения между подразделениями).
В целях диагностики вероятности наступления кризиса и банкротства предприятия выработано несколько основных подходов к анализу их финансово-хозяйственной деятельности, основанных на использовании:
1) интегрального показателя финансовой устойчивости;
2) системы формализованных и неформализованных критериев;
3) ограниченного количества показателей платежеспособности.