Понятие трудового (страхового) стажа

Место ПСО в системе права

ПСО – это суммативное, комплексное образование, состоящее из отдельных нормативно-правовых актов. Вопрос о выделении ПСО в теории права был поднят в 1960-е года Андреевым. Особенность в том, что субъекты этой отрасли находятся в особом положении: орган власти создает неравенство в отношения. Отрасль использует метод обязательных предоставлений, т.е. органы соцобеспечения наделены обязанностями, а граждане – правами. Но на конкретные права граждан нет конкретных обязанностей органа. Особенности:

- связаны с определенными обстоятельствами

- определенный характер взаимодействия участников правоотношений

- способы защиты и ответственность за неисполнение обязанностей (специфика в том, что субъекты получатели не несут ответственности за свои неправомерные дейсвтия)

Система ПСО.

Любая система есть совокупность упорядоченных элементов. Данная отрасль права состоит из общей и особенной частей. Элементы общей части содержат нормы «сквозного» действия, т.е. обладают формирующей функцией в сфере общественных отношений. Особенная часть включает в себя такие генеральные институты как пенсии, пособия и т.д. Существуют также обще-особенные институты, например, трудовой (страховой) стаж.

Ведущие подотрасли – пенсионное право, пенсии за выслугу лет, пенсии при потере кормильца. Выделяют также ведущие институты (пенсия по возрасту, по инвалидности), рядовые институты (льготные пенсии по возрасту, пенсии по возрасту для военнослужащих), подинституты (например, в пенсиях за выслугу лет - это пенсии для государственных служащих, военнослужащих, представителей творческих профессий и т.д.).

Цели и задачи ПСО.

Официально закреплены средства предоставления в денежной и натуральной форме.

Виды социального обеспечения:

1) Оказание социальной помощи (помощь- компенсация в трудной жизненной ситуации, в которой оказался человек) нуждающимся гражданам в случае недостаточности средств для обеспечения определенного жизненного уровня вследствие определенных обстоятельств.

2) Содержание – в случае, если законодатель полагает, что человек теряет способность к самообеспечению, ему предоставляются средства для существования в натуральной или денежной форме (пенсии или пособия).

Пенсия – ежемесячная выплата гражданам в целях компенсации им дохода (заработка), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленного законом возраста, инвалидности либо в целях компенсации вреда, причиненного здоровью человека, либо нетрудоспособным гражданам с целью предоставления им средств к существованию.

Итак, пенсии – это ежемесячные денежные выплаты, предоставляемые гражданам в целях их содержания ни основаниях, условиях и в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Пособия – это денежные выплаты, предназначенные для оказания помощи гражданам в порядке и размерах, предусмотренных действующим законодательством.

Компенсации – система мер по восстановлению утраченного положения гражданином в силу обстоятельств, закрепленных в действующем законодательстве.

Льготы (в широком смысле) – любые способы и средства, направленные на улучшение положения лица. Льготы в узком смысле – освобождение лица от обязанностей, присущих всем субъектам этой категории. Цели льгот: компенсационная и стимулирующая.

Социальное обслуживание осуществляется преимущественно в натуральной форме. Субъектом является клиент социальной службы. Оно предоставляется людям, лишенным возможности обслуживать себя на бытовом уровне на безэквивалентной основе и может проводиться на условиях частичной/полной оплаты социальных услуг, если они осуществляются негосударственными службами. Сфера социальных услуг расширяется. В социальное обслуживание входит институт оказания медицинских услуг в рамках программ обязательного медицинского страхования.

ПРОПУЩЕННО, ТАК КАК СЛИШЕОМ МНОГО БОЛТАЛ !!!

Принципы ПСО

Сложность формулирования принципов в том, что законодательство стремиться сохранить достижения в этой сфере и одновременно реформировать их – происходит наложение различных правовых систем (социалистической и капиталистической).

Все принципы принято делить на 4 группы:

1. Общеправовые (# принцип социальной справедливости, принцип гуманности, законности т.д.)

2. Межотраслевые

3. Отраслевые

4. Принципы отдельных элементов отрасли (институтов, подинститутов)

Выделяют следующие отраслевые принципы:

1) Всеобщность – каждый гражданин, оказавшийся в трудной жизненной ситуации вправе рассчитывать на оказание помощи и содержание со стороны общества и государства.

2) Адресность социального обеспечения – обеспечение только лиц, отвечающих требованиям действующего законодательства.

3) Принцип дифференциации социального обеспечения в зависимости от степени нуждаемости

4) Гарантированность прав граждан

5) Безэквивалентность (бесплатность) – применим не ко всей отрасли !

6) Участие общественности – в настоящее время неактуален и не действует, мертв.

Пенсионное право

Пенсионное право – основополагающий элемент права социального обеспечения, т.к. оно оказывает правоформирующее влияние на другие институты этой отрасли. Но тем не менее, это не генеральный институт, а подотрасль. Отличия:

1) Предмет правового регулирования (институт регулирует часть отрасли, а подотрасль – слой общественных отношений)

2) Структура отрасли отлична от структуры института: в ней нет общей части, а есть лишь отдельные нормы, относящиеся к общей части. Система законодательства – это нормы. В институте пенсионного права нормы особенной части группируются в общую !

Несмотря на отсутствие в законодательстве легально закрепленных целей и задач, пенсионное право ими располагает. Главная цель- денежное содержание нуждающихся граждан, оказание им помощи в сложной жизненной ситуации. Принципы пенсионного права являются принципами ПСО.

Институт ППр включает:

1) обладает собственным понятийным аппаратом, образуемым нормами- дефинициями

2) трудовой (страховой) стаж

3) отношения, возникающие по обеспечению процесса пенсионирования и пенсионному обеспечению – материальные и процедурные

4) субъект пенсионного права – пенсионер

5) нормы, определяющие действие пенсионного права во времени, пространстве и по кругу лиц

6) нормы, определяющие структуру пенсионного законодательства (м/нар законодательство, Конституция, ФКЗ и ФЗ)

7) определение оснований, условий пенсионного обеспечения, размеров пенсий

Всего существует 4 основания возникновения субъективного права на пенсию

- возраст - специальный трудовой стаж

- инвалидность - потеря кормильца

8) размер пенсии

9) нормы, закрепляющие порядок назначения, выплаты и индексации, перерасчет пенсий.

Особенная часть конструируется по предметному признаку, а также по функциональному. В особенную часть также включен институт по выплате социальных пенсий и выплате пенсий из негосударственных фондов. Пенсионное право имеет все признаки, чтобы называться отраслью, но для этого существует помеха – несовершенство других составляющих ПСО. Поэтому государство не заинтересовано в его выделении, т.к. это основа ПСО.

Виды социального обеспечения:

1. Негосударственное пенсионное обеспечение. Этот институт был устранен в СССР как не соответствующий социалистической доктрине права в конце 20-х годов. Был возрожден в 90-е годы. В конце 20х годов социальное страхование стало развиваться в форме самообеспечению граждан, т.е. все работающие лица должны были отчислять страховые взносы на формирование бюджета пенсионного фонда. В эпоху перестройки возрождается негосударственное пенсионное обеспечение на договорных началах. В основе – негосударственный пенсионный фонд и участник этого фонда, то есть лицо, которое в будущем будет получать пенсию, 3-я сторона – вкладчик, который вкладывает средства для обеспечения участников пенсионного фонда. Все взаимоотношения определяются договором. Вкладчиком может быть любое физическое или юридическое лицо, а участником – только физическое лицо. Особенность в том, что здесь возможен договор присоединения, суть которого в том, что органы пенсионного фонда разрабатывают пенсионные схемы, где определяют порядок, условия, сроки выплаты пенсий. Накопления на счетах участников могут даже передаваться по наследству !

В структуре негосударственного пенсионного фонда важны управляющие компании негосударственного пенсионного фонда, создаваемые с целью подстраховки пенсионного фонда от возможности банкротства и государственного контроля за деятельностью этих фондов.

2. Институт социальных пенсий. Суть их в оказании помощи в виде пенсии некоторым категориям граждан, которые в силу объективных причин не имели возможности заработать трудовую пенсию, либо утратили ее. Государство не берет на себя обязанность по содержанию этих лиц, эти пенсии устанавливаются, а не исчисляются. Итак, по сути они являются ежемесячными пособиями и целесообразнее было бы помесить их в этот институт, а не в институт пенсий.

Согласно ст. 11 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» устанавливается, что право на социальную пенсию имеют постоянно проживающие в Российской Федерации:

· инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, в том числе инвалиды с детства, не имеющие права на трудовую пенсию либо на пенсию по инвалидности;

· дети-инвалиды;

· дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, не имеющие права на пенсию по случаю потери кормильца;

· граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию, или на пенсию по государственному пенсионному обеспечению

· граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию или на пенсию по государственному пенсионному обеспечению. Назначенная гражданам социальная пенсия не выплачивается в период выполнения ими оплачиваемой работы.

Трудовой (страховой) стаж.

Понятие трудового (страхового) стажа

Стаж – продолжительность деятельности. В настоящее время это не деятельность, а факт уплаты соответствующих взносов. Трудовой (страховой) стаж – это элемент сложного юридического состава, с которым закон связывает возникновение права граждан на социальное обеспечение.

Стаж связан с получением гражданином пенсионного обеспечения и имеет значение при выплате пособий по государственному социальному страхованию, он определяет характер взаимодействий субъектов социально-обеспечительных отношений

Стаж определяет как бы долю участия гражданина в производстве общественного продукта.

Выделяют 4 вида стажа:

1. Общий трудовой стаж

2. Специальный (в действующем законодательстве термин отсутствует)

3. Непрерывный стаж

4. Страховой стаж

Общий трудовой стаж (ст. 2 «О пенсионном обеспечении в РФ»)- учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". –

Согласно ст. 10 ФЗ"О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В страховой стаж наравне с периодами работы и иной деятельности также засчитываются:

1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";

2) период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

Эти периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали или за ними следовали периоды работы или иной деятельности (независимо от их продолжительности).

Общий трудовой стаж исчисляется ТОЛЬКО в календарном порядке, любое льготное исчисление теперь исключено. В него включаются все периоды работы, где бы и сколько бы человек не работал, вне зависимости от перерывов в работе.

Значение общего трудового стажа: порождает право на пенсию по возрасту, инвалидности и потере кормильца. Нижняя планка – стаж уплаты страховых взносов в течении 5 лет. Если стаж не превышает 5 лет, гражданин имеет право только лишь на социальную пенсию.

Специальный трудовой стаж – это стаж определенной профессиональной деятельности. Он порождает преимущества граждан в сфере социального обеспечения. В основном он устанавливается для государственных служащих.

Специальный трудовой стаж – это суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности, учитываемых при определении права на пенсию федеральных государственным служащим и при исчислении размера этих пенсий. Это относится ко всем людям в погонах (аттестованные работники МВД , служащие органов госбезопасности, служба войск Гражданской Обороны, внешней разведки, прокуратуры, таможенных органов, налоговой полиции и сотрудники учреждений органов уголовно-исполнительной системы).

Для них выслуга лет исчисляется как календарном, так и в льготном порядке, устанавливается коэффициент кратности (1: 1,5/1:2 /1:3 /1: 6). Например, К 1:3 дает служба в действующей армии в период военных действий.

Льготное исчисление также сохранено для лиц, задействованных во вредном или опасном производстве. Для них трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ (М-60, Ж- 55 лет). Перечень таких производств дан в ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

НЕТ ЛЕКЦИИ ПО ТЕМЕ «ПЕНСИИ ПО ВОЗРАСТУ»

Наши рекомендации