Методы решения проблем на предприятии

Существуют различные методы решения управленческих проблем:

Неформальные методы принятия решений. Базируются в основном на интуиции, на аналитических способностях лиц, принимающих эти решения. Это совокупность логических приемов и методики выбора оптимальных решений руководителем, теоретическое сравнение альтернатив с учетом накопленного опыта.

Коллективные методы обсуждения и принятия решений. Главными критериями формирования участников группы для коллективной работы над реализацией управленческих решений являются компетентность, способность решать творческие задачи, конструктивность мышления и коммуникабельность.

Количественные методы принятия решений. В основе их лежит научно-практический подход, предполагающий выбор оптимальных решений путем обработки (с помощью ЭВМ и экономико-математического моделирования) больших массивов информации.

Важное значение имеет метод экономического анализа. Он, включает методы оценки экономических показателей работы предприятия, из­держек, рентабельности, движения денежных средств, уровень спроса и др. Примером может служить модель, в основе которой лежит опре­деление точки самоокупаемости, анализ безубыточности работы.

В основе разработки рационального решения проблемы ле­жит объективный и многосторонний анализ условий, в которых пред­приятие действует в каждый период времени, а также тенденции, ко­торые будут иметь место в дальнейшем. Этот анализ протекает по этапам от начала возникновения пробле­мы до полного устранения и получения позитивного результата.

· Первый этап содержит анализ ситуации, в рамках которой обна­ружились признаки возникающей проблемы. Выявляются и формулируются возникшие перед пред­приятием проблемы. Если данный процесс удалось обнаружить на ранних стадиях, то возмож­ностей предотвращения негативного развития событий значительно больше.

· На втором этапе проводится анализ самой проблемы. Все­гда необходимо разобраться в проблеме до конца и точно ее сформу­лировать.

· Третий этап — выявление факторов, ограничивающих принятие рационального решения данной проблемы. Среди этих факторов могут быть как внешние, так и внутренние. К ограничениям внутреннего порядка следует отнести ограни­ченность средств для решения проблемы, недостающее число специа­листов необходимой квалификации, этические соображения и т. д.

· На четвертом этапе выработки рационального решения осуществ­ляются определение, оценка и выбор альтернативы из имеющихся ва­риантов. Здесь главное — найти оптимальный вариант, позволяющий разрешить проблему.

· Пятый этап - это согласование решения с исполнителями и всеми заинтересованными сотрудниками.

· Шестой этап — это утверждение реше­ния высшим руководителем предприятия. После это­го начинается реализация рационального решения.

Важность выработки и принятия рационального решения проблемы несомненны. Решение еще необходимо выполнить. Реализация решения осу­ществляется с большей долей вероятности, быстрее и с инициативой, когда в процессе его выработки и принятия участвовали испол­нители.

Ход реализации управленческого решения начинается с планирова­ния или составления графика работ по реализации. В плане предусматриваются конкретные исполнители, сроки, необходимые материальные и финансовые средства. Планом должен быть предусмотрен кон­троль за ходом выполнения решения.

В ходе реализации решения важно установить обратную связь меж­ду исполнителями и руководителем, ответственным за решение про­блемы.

Руководство ООО «Нара» проанализировало возникшие проблемы и приняло следующие решения.

По первой проблеме – удорожания продуктов питания. Один из вариантов решения был оставить отпускные цены для покупателей без изменения, что значительно снизит получаемую предприятием прибыль. Другой вариант – пересмотреть ценовую политику в сторону увеличения цен. Но это может привести к потере части покупателей и создать благоприятную среду конкурентам. Был найден альтернативный вариант, частично расходы будут покрыты за счет привлечения рекламодателей, а оставшаяся часть за счет незначительного повышения цены.

По второй проблеме – поставке по алкоголя из зарубежных стран было принято решения приостановить данную деятельность во избежание рисков получения больших убытков. Отказ от данного вида деятельности позволил высвободить часть средств, заложенных в резервный фонд (отмена таможенных пошлин, отпала необходимость оплаты услуг брокеров).

Данные средства были направлены на решение третей проблемы – материальное стимулирование персонала фирмы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги написания работы на основе производственной практики можно сформулировать следующие выводы.

Система управления – это совокупность действий, необходимых для согласования совместной деятельности людей; это также совокупность звеньев, осуществляющих управление и связей между ними.

Повысить эффективность системы менеджмента поможет только исследование управления. Для решения проблемы повышения эффективности управления осуществляется анализ, диагностика и проектирование управления, и они лежат в основе его совершенствования.

Предприятие как объект управления требует построения адекватных систем менеджмента в каждом конкретном случае.

Проведенный анализ показал, что ООО «Нара» имеет достаточно эффективную структуру управления, высококвалифицированный персонал, отмечается постоянство кадрового состава.

Для определения эффективности хозяйственной деятельности ООО «Нара» был проведен экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия, который позволил выделить общую тенденцию увеличения все основных показателей деятельности. Анализ динамики финансовых результатов позволил сделать вывод о неплохом финансовом состоянии предприятия.

Нестабильная внешняя экономическая ситуация, инфляционные процессы, курсовые скачки валют создали ряд существенных проблем для предприятия. Всесторонний анализ данных проблем позволили принять грамотные управленческие решения по устранению и дальнейшему эффективному функционированию предприятия. Были разработаны следующие мероприятия:

1. В связи с ростом себестоимости продуктов питания было принято решение компенсировать вероятные убытки частично за счет привлечения средств рекламодателей и частично за счет незначительного повышения цены.

2. В целях недопущения серьезных убытков из-за резкого колебания курса рубля временно приостановить экспортную деятельность.

3. Для материального стимулирования персонала направить средства, полученные от оптимизации расходов.

Таким образом, реализация всех предложенных мероприятий позволяет устранить существующие на ООО «Нара» проблемы и повысить эффективность существующей системы управления, конкурентоспособность и обеспечить стабильное и эффективное развитие компании.

Отзыв

Студент Ш за время прохождения практики в период с 21 февраля по 19 апреля 2012 года проходил(а) преддипломную практику в ООО «Снежана» в структурном подразделении – бухгалтерии в должности помощника бухгалтера.

Во время прохождения практики студентка изучила нормативные документы, регламентирующие структуру, функции, должностной состав компании, систему управления персоналом.

Студентка проявила себя грамотным специалистом, целеустремленным, дисциплинированным работником. В процессе работы были выявлены хорошие деловые качества, пытливый ум, что в дальнейшей работе в качестве специалиста будет иметь немаловажное значение. Проявленная в работе усидчивость и трудолюбие несомненно сказались на полученном результате: была собрана и обработана необходимая информация для написания дипломной работы.

Студент за время практики приобрел ряд особенных качеств, необходимых для экономической и бухгалтерской деятельности, а именно: усидчивость, повышенное внимание к оформлению первичных документов, коммуникабельность, способность выражать свои мысли, инициативность, умение убеждать, способность к самоорганизации, умение работать в коллективе.

Результаты практики могут быть оценены на «отлично».

Подпись руководителя предприятия __________

Наши рекомендации