Понятие эффективности бюджетных расходов и направления ее повышения
Бюджетная политика- направление экономической политики государства, связанное с разработкой и использованием госбюджета и бюджетов террит-адм.единиц, входящих в это государство.
Расходы бюджета – это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.
Необходимо заметить, что действующее бюджетное законодательство не дает четкого понимания о том, что же подразумевается под эффективностью бюджетных расходов, несмотря на то, что статья 34 Бюджетного кодекса РФ закрепляет принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств.
Так, в соответствии с данной статьей БК РФ, под результативностью и эффективностью использования бюджетных средств бюджетной системы понимается либо достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема средств, либо достижение наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
В настоящее время существуют следующие основные направления повышения эффективности бюджетных расходом, распространенные в международной практике и актуальные для нашей страны:
1) внедрение инструментов БОР (бюджетирования, ориентированного на результат);
2) реформирование бюджетного сектора (реструктуризация бюджетной сферы);
3) совершенствование финансового менеджмента в госсекторе.
Одним из основных инструментов повышения эффективности расходов бюджета, актуальных в настоящее время для России, является внедрение методов формирования бюджета, основанных на принципах БОР. Модель БОР предусматривает распределение бюджетных средств между бюджетополучателями в зависимости от достижения ими конкретных результатов, обеспечивая тем самым наиболее эффективное расходование бюджетных средств. При этом средства распределяются пропорционально общественным ожиданиям и приоритетам, т.к. в основе общей оценки эффективности бюджетных услуг лежат два основных понятия: экономическая эффективность, связывающая объемы предоставляемых услуг с затратами и социальная эффективность, которая определяется как степень достижения определенного социального результата.
В рамках второго направления повышения эффективности расходования бюджетных средств, в числе основных нерешенных проблем функционирования бюджетной сферы необходимо отметить следующее: действующий механизм сметного финансирования является неэффективным, поскольку не связан с результатами деятельности бюджетных учреждений: неэффективное использованию средств, а также прямым злоупотребление.
По третьему направлению повышения эффективности расходования бюджетных средств необходимо повышение качества финансового менеджмента, поскольку одной из основных проблем, является недостаточный уровень менеджмента в общественном секторе.
Финансовый менеджмент — система, посредством которой управляются и контролируются финансовые аспекты деятельности государственного органа по достижению его целей.
В зависимости от влияния на процесс расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на:
- текущие (на обеспечение текущих потребностей);
-капитальные (на инвестиционные нужды) или бюджет развития(это часть федерального бюджета, которая формируется в составе капитальных расходов федерального бюджета и используется для кредитования инвестиционных проектов.)
Основные приоритеты бюджетных расходов:
1.Повышение эффективности соц.защиты населения.
2.Оценка возможностей повышения фондов оплаты труда работников бюджетной сферы и денежного довольствования военнослужащих.
3.Развитие образования, здравоохранения, соц.обслуживания.
4.Обеспечение обороноспособности страны.
5.Развитие транспортной инфраструктуры.
6.Оптимизация масштабов и форм поддержки экономики.
Законодательство:Бюдж КРФ-гл11 расходные обязат-ва РФ, субРФ…Бюдж К РФРаздел III. Расходы бюджетов, ФЗ2011 "О федеральном бюджете на 2012 и на плановый период 2013 и 2014 г" Приложение 6. Ведомственная структура расходов фед бюджета на 2012, ФЗ "Об общих принципах организации закон и исполн органов гос власти субъектов: Ст 26.14. Расходы бюдж субъектаРФ, "Осн направления бюдж политики на 2012 год и 2013 и 2014 годов" (утв.Минфином РФ).