Финансовые рычаги основаны на стимулах и санкциях

ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ.

Суть и составные элементы финансового механизма.

1

Финансовый механизм – совокупность форм и методов управления финансовой деятельность государства, которые применяются обществом с целью обеспечения условий для экономического и социального развития государства. По сути – это методические, организационные и правовые положения и основы, которые определяют функционирование финансов в экономике государства, их практическое использование для достижения соответствующих целей и заданий.

Финансовый механизм является составной частью хозяйственного механизма в государстве, которая в значительной мере определяет характер не только хозяйственного механизма, а и экономической системы.

2

Формирование и использование фондов финансовых ресурсов для удовлетворения общегосударственных потребностей, а также потребностей предпринимательских структур и населения осуществляются на основе соответствующих нормативных актов и методических положений, которые определяют технику мобилизации и использования этих ресурсов, а также обязанности субъектов, которые берут участие в этих процессах.

Характер влияния финансового механизма на экономическое и социальное развитие страны определяется тем, что распределительные отношения являются вторичными сравнительно с отношениями производства, т.е. распределить можно только тогда, когда уже что-то создано. С другой стороны, процесс распределения на пассивно отображает производство, а осуществляет влияние на него через разные формы, методы и органы управления финансовыми отношениями.

Финансовый механизм - наиболее динамичная часть финансовой политики, его изменения происходят в связи с решением ряда тактических заданий, и поэтому финансовый механизм реагирует на все особенности текущего состояния в экономике и социальной сфере страны. Влияние финансового механизма на развитие экономики, разрешение социальных задач и исполнение других государственных функций является очень существенным. Фин. Механизм влияет как на объём, так и на отраслевую и региональную структуру ВВП, объёмы и динамику инвестирования.

Назначение финансового механизма сводится к 2 его основным функциям, в которых проявляется содержание финансового влияния государства на социально-экономическое развитие –

финансовое регулирование и финансовое обеспечение.

Финансовое регулирование –это метод финансового влияния, связанный с регулированием экономических процессов. Оноосновано на правовом регламентировании распределительных отношений в обществе или на отдельном предприятии.

Выделяют такие виды финансового регулирования:

1. по сальдовому методу.

2. по нормативному методу.

Сальдовый метод предусматривает выделение его элементов в распределении дохода, т.е. один элемент явл. результативным, а другие – расчётными. Сальдовый метод несёт стимулирующую нагрузку.

Нормативный метод складывается из того, что все элементы распределения определяются по нормативам, которые устанавливаются касаемо объекта распределения. Нормативный метод также называют налоговым, т.к. сумма доходов распределяется согласно установленным ставкам.

Основными элементами финансового регулирования являются:

- налогообложение (извлечение части дохода предприятий и населения в бюджет и государственные целевые фонды);

- бюджетные трансферты

(дотации – это средства, которые передаются из бюджета бюджетам более низкого уровня безвозвратно для балансировки их доходов и расходов;

субсидии – это средства, которые передаются на финансирование целевых расходов, т.е. это безвозвратные текущие целевые выплаты;

субвенции – это бюджетные средства, которые передаются бюджету другого уровня или юридическому лицу на финансирование целевых расходов на определенный установленный срок.).

Финансовое обеспечение –это формирование целевых денежных фондов в достаточном размере и их эффективное использование.

Финансовое обеспечение осуществляется в 3 формах:

- самофинансирование;

- бюджетное финансирование;

- кредитование.

- оренда (передача имущества в пользование на определённый срок и за определённую плату)4

- инвестирование (вклад средств в те или иные объекты с целью получения прибыли или социального эффекта).

1.Самофинансирование – обязательное условие успешной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Оно представляет собой не только покрытие затрат собственными доходами, но и возможность осуществлять расширенное воспроизводство и развитие предприятия.

2.Бюджетное финансирование –предоставление денежных средств на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом, которое осуществляется на безвозвратной основе за счёт средств государственного или местного бюджетов.

Бюджетное финансирование осуществляется в таких формах:

Сметное финансирование - метод безвозвратного, безоплатного отпуска денежных средств на содержание учреждений, которые находятся на полном финансировании из бюджета, на основе финансовых планов – смет.

Государственное финансированиеинвестиций на основные объекты экономического и социального развития. Государственные инвестиции в Украине осуществляются в таких основных формах: капитальные расходы (расходы развития) государственного и местных бюджетов, бюджетное финансирование государственных целевых программ, а также инвестиционные вложения за счёт бюджетов развития местных бюджетов.

Займы из бюджета государственным предприятиям – это финансовая поддержка государственных и других предприятий, в которых более 50% имущества является государственной собственностью.

3. Кредитование –форма финансового обеспечения, которая состоит во временном использовании заёмных средств. Основным видом кредит явл. банковский кредит, который предоставляется субъектам кредитования всех форм собственности на условиях, предусмотренных кредитным договором.

Основными составными элементами финансового механизма являются:

1. Финансовое планирование и прогнозирование.

2. Финансовые показатели.

3. Финансовые рычаги.

4. Нормы и нормативы.

5. Финансовое право.

6. Информационное обеспечение.

7. Финансовый контроль.

Финансовое планирование представляет собой деятельность по формированию централизованных и децентрализованных фондов денежных ресурсов, которые направлены на расширенное воспроизводство, социальные потребности и удовлетворение других потребностей общества.

Значимое место в управлении финансами занимает прогнозирование – предвидение вероятного финансового состояния субъектов финансовых отношений, обоснованность показателей финансового плана. С помощью финансового прогнозирования определяются реальные возможности объёмов финансовых ресурсов и показатели финансовых планов на период, который прогнозируется, разрабатывается концепция финансовой политики на определённый перспективный период.

Система показателей, которые используются в рамках финансового механизма, характеризирует состояние и развитие финансовых отношений в обществе.

Финансовые показатели –это величины, которые характеризуют создание и использование финансовых ресурсов в экономике государства. Они определяют колличественную и качественную характеристики хозяйственных явлений и процессов при функционировании финансов как составной части финансовых отношений.

Финансовые показатели делятся на сводные и индивидуальные.

Сводные показатели характеризуют экономические явления и процессы на макроуровне, определяют общие пропорции, дают финансовую оценку эффективности общественного производства. Индивидуальные характеризуют экономические процессы на микроуровне, детализируют сводные и дополняют их.

Финансовые рычаги – это система управления финансовым механизмом, средство действия финансового метода.

В состав финансовых рычагов входят :

1. Доходы и расходы. Политика доходов и расходов является базой и главным инструментом государственной политики. Условия формирования политики доходов и расходов имеют принципиальное значение для обеспечения функционирования всей рыночной системы.

2. Прибыль. Знание основных механизмов формирования прибыли, эффективное управление её распределением обуславливает значение прибыли как главной движимой силы рыночной экономики.

3. Налоги. Через налоги государство способно увеличивать эффективность рыночного механизма.

4. Амортизационные отчисления. Соответствие амортизационных нормативов реальным условиям воспроизводства является важным элементом государственной амортизационной политики.

5. Ставки процента. Уровень процента на денежном рынке является базовым для определения процента на всём рынке заёмных капиталов и поэтому регулирование его выступает весомым средством денежно-кредитной политики государства.

Финансовые рычаги основаны на стимулах и санкциях.

Для заинтересованности субъектов хозяйствования в достижении определённых результатов используются финансовые стимулы. К ним относятся фонды, которые формируются из прибыли, бюджетное финансирование эффективных направлений развития народного хозяйства, финансирование подготовки и переподготовки кадров, специальные финансовые льготы.

Финансовые санкции –особые формы организации финансовых отношений, которые призваны усилить материальную ответственность субъектов хозяйствования в исполнении взятых обязательств.

Наиболее распространёнными из них явл. штраф и пеня.

Штраф –мера материального влияния на виновных в нарушении законодательства, соглашений или действующих правил.

Пеня –применяется при несвоевременном исполнении денежных обязательств и начисляется на каждый день просрочки.

Нормы и нормативы.

Нормыпредставляют собой абсолютный размер расходов на расчётную единицу.

Нормативы –относительные показатели, которые устанавливаются в процентах к базе расчётов.

Финансовое право – это совокупность юридических норм, которые регламентируют финансовые отношения. На его основе базируется вся финансовая деятельность государства, которое через своё финансовое законодательство регламентирует и регулирует финансовые отношения в обществе. Фин. право приходит в действие с помощью финансового законодательства. Его основой явл. : Конституция Украины. В его состав входят законы Украины, Указы президента, Постановления Верх.Рады, Каб. Министров, распоряжения местных органов власти.

Информационное обеспечение. Финансовая информация является носителем и основой научного познания финансового механизма организации экономики. Без финансовой информации не могут действовать финансовые методы, рычаги, с помощью финансовой информации усиливаются экономические связи между предприятиями, отраслями, регионами, государствами.

Финансовый контроль –это комплекс мероприятий, которые осуществляются государством с целью успешного достижения поставленных ею целей в сфере финансов.

Финансовый контроль направлен на рациональное использование бюджетных средств и средств централизованных и децентрализованных фондов целевого назначения, придерживание финансовой дисциплины. Он направлен на поиск резервов увеличения финансовых ресурсов за счёт снижения затрат материальных и трудовых ресурсов на производство.

Фин. контроль осуществляют органы гос. власти.

Наши рекомендации