V2. Понятие, система и принципы антимонопольного права
Бородкин Вадим Егорович
V1. Тема 1.
V2. Введение в антимонопольное право. Конкуренция и монополия как важнейшие категории антимонопольного права.
I:
S: Соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке, это:
–: недобросовестная конкуренция
+: конкуренция
–: монополистическая деятельность
–: дискриминационные условия
I:
S: Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» определяет конкуренцию как «###хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке»
+: состязательность
I:
S: В словаре Брокгауза и Ефрона конкуренция рассматривается как «###нескольких лиц (компаний) в достижении одной и той же цели. Конкуренты стремятся вытеснить друг друга, захватить в свое исключительное обладание то или иное благо, поэтому конкуренция всегда имеет характер борьбы».
+: соперничество
I:
S: Рынок, где контролирующими выступают интересы потребителей, а фирмы ведут борьбу за ограниченный объем их платежеспособного спроса, именуется ###
+: конкурент#$#
I:
S: Диверсификация производства крупных компаний, сегментация рынков, формирование рыночных ниш и развитие целевой аудитории потребителей, сокращение жизненного цикла товаров относятся к факторам, ###конкурентное поведение
+: усиливающ#$#
I:
S: Развитие новых технологий, опережающее развитие научно-технического прогресса, выравнивание размеров и возможностей компаний, действующих на рынке увеличение числа малых и средних фирм, повышение эффективности их функционирования, относятся к факторам, ###конкурентное поведение
+: усиливающ#$#
I:
S: Большое число мелких хозяйствующих субъектов, однородный (сходный) товар, барьеры при входе и выходе на рынок отсутствуют, доступ к информации без ограничений характеризуют следующую структуру рынка:
+: совершенная конкуренция
–: монополистическая конкуренция
–: олигополия
–: монополия
I:
S: Число субъектов невелико, преобладают крупные предприятия, разнородный или однородный товар, отдельные ограничения при входе на рынок, некоторые ограничения доступа к информации характеризуют следующую структуру рынка:
–: совершенная конкуренция
–: монополистическая конкуренция
+: олигополия
–: монополия
I:
S: Значительное число мелких предприятий, разнородный товар, барьеры при входе и выходе на рынок отсутствуют, отдельные ограничения доступа к информации характеризуют следующую структуру рынка:
–: совершенная конкуренция
+: монополистическая конкуренция
–: олигополия
–: монополия
I:
S: Один хозяйствующий субъект, уникальный товар, крупные барьеры при входе на рынок, некоторые ограничения доступа к информации характеризуют следующую структуру рынка:
–: совершенная конкуренция
–: монополистическая конкуренция
–: олигополия
+: монополия
I:
S: Структура рынка, на котором действует несколько крупных предпринимателей, каждый из которых предлагает идентичную или разнородную продукцию:
–: совершенная конкуренция
–: несовершенная конкуренция
–: монополистическая конкуренция
+: олигополия
I:
S: Монополия, защищенная от конкуренции с помощью юридических ограничений (например, государственная монополия, монополия, основанная на патентах):
+: закрытая (законная) монополия
–: естественная монополия
–: открытая (временная) монополия
I:
S: Сфера экономики, эффективно функционирующая только тогда, когда весь рынок охватывается одним хозяйствующим субъектом (например, железнодорожные перевозки):
–: закрытая (законная) монополия
+: естественная монополия
–: открытая (временная) монополия
I:
S: Монополия, при которой один хозяйствующий субъект временно становится единственным поставщиком продукта, его конкуренты могут появиться на рынке позже (например, предприятие, впервые предложившее потребителю совершенно новую продукцию):
–: закрытая (законная) монополия
–: естественная монополия
+: открытая (временная) монополия
I:
S: Структура рынка, где присутствует множество мелких (относительно размеров рынка) предпринимателей, выпускающих однородную продукцию:
+: совершенная конкуренция
–: несовершенная конкуренция
–: монополистическая конкуренция
–: олигополия
I:
S: Структура рынка, при которой множество мелких хозяйствующих субъектов поставляют на рынок разнородную (сходную, но не идентичную) продукцию:
–: совершенная конкуренция
–: несовершенная конкуренция
+: монополистическая конкуренция
–: олигополия
I:
S: В историческом начале политики антимонопольного регулирования, главным лозунгом был следующий: «Защищать ###, а не конкурентов».
+: конкуренцию
I:
S: Монополистическое соглашение группы предприятий, действующих в одной отрасли, деятельность которых направлена на раздел рынка, согласованное поддержание цен и др. для извлечения монопольных выгод
+: картель
–: трест
–: синдикат
–: многоотраслевой концерн
I:
S: Форма объединения предприятий одной отрасли промышленности по контролю над сбытом продукции и закупке сырья с целью получения монопольных прибылей
+: синдикат
–: картель
–: трест
–: многоотраслевой концерн
I:
S: Монополистическое объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей с полной ликвидацией их производственной и коммерческой самостоятельности, включающее объединение производства и сбыта, финансов и управления
–: синдикат
–: картель
+: трест
–: многоотраслевой концерн
I:
S: Монополистическое объединение предприятий различных отраслей, находящихся под единым финансовым контролем. Объединение предприятий осуществляется при этом не на основе добровольных соглашений, а на основе финансовой зависимости при помощи скупки акций крупнейшими компаниями.
+: многоотраслевой концерн
–: трест
–: синдикат
–: картель
I:
S: Ситуация на рынке, когда имеется один покупатель, полностью контролирующий спрос на определенный товар или услугу именуется ###
+: монопсон#$#
I:
S: Рынок, на котором монополисту противостоит монопсонист, называется ###
+: билатеральн#$#
I:
S: Экономически целесообразную рыночную ситуацию, при которой удовлетворение спроса на определенном продуктовом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических или иных особенностей функционирования рынка представляет ### (указать вид) монополия
+: естествен#$#
I:
S: Достижение монопольного положения осуществляется благодаря выведению на рынок нового товара характеризует ### (указать вид) монополию
+: продуктов#$#
I:
S: Возникновение ### (указать вид) монополий связано с активной политикой в рамках государственной помощи, направленной на содействие отдельным субъектам рынка, что полностью предотвращает возникновение конкурентов либо создает для этого существенные административные барьеры
+: протекционистс#$#
I:
S: Деятельность ### (указать вид) монополии находится под контролем и регулируется конкретными органами власти, наделенными полномочиями государства, которые защищают интересы общества и потребителей
+: государствен#$#
I:
S: ### (указать вид) монополия существует чаще всего при наличии уникальных продукта, технологии производства или при ограниченности спроса
+: технологичес#$#
I:
S: ### (указать вид) монополия возникает в результате сделок слияния и поглощения. Стремление компаний к достижению эффекта масштаба и синергетического эффекта, позволяющих обеспечить конкурентные преимущества на рынке, активизирует процессы концентрации рыночной власти через объединение экономических активов
+: экономичес#$#
V1. Тема 2.
V2. Рынок как объект правового регулирования. Оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках.
I:
S: В ФЗ «О защите конкуренции», под товаром понимается:
–: объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи
+: объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот
–: объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи или обмена
–: объект гражданских прав (в том числе услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот
I:
S: По общему правилу, не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает:
+: 35%
–: 25%
–: 50%
–: 30%
I:
S: Численность продавцов, действующих на данном товарном рынке, доли, занимаемые продавцами на данном товарном рынке, показатели рыночной концентрации являются:
+: количественными признаками структуры товарного рынка
–: качественными признаками структуры товарного рынка
–: качественными и количественными признаками структуры товарного рынка
–: не являются признаками структуры товарного рынка
I:
S: Территория, на которой покупатели имеют экономическую возможность приобрести рассматриваемый товар и не имеют такой возможности за ее пределами:
–: рыночный потенциал хозяйствующего субъекта
+: географические границы товарного рынка
–: продуктовые границы товарного рынка
–: объем товарного рынка
I:
S: С позиции ФЗ «О защите конкуренции» географические границы товарного рынка:
+: не зависят от административного деления территории РФ
–: зависят от административного деления территории РФ
–: зависят от административного деления территории РФ в некоторых случаях
–: не зависят от административного деления территории РФ в некоторых случаях
I:
S: Товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), это:
+: взаимозаменяемые товары
–: однородные товары
–: подменные товары
–: аналогичные товары
I:
S: Сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами, именуется:
+: товарным рынком
–: нетоварным рынком
–: релевантным рынком
–: оптовым рынком
I:
S: Как называется индекс, по которому рассчитывается степень монополизации рынка?
+: Лернера
–: Джонса
–: Леонтьева
–: сводный индекс состояния рынка
I:
S: Сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции, это:
+: экономическая концентрация
–: "вертикальное" соглашение
–: координация экономической деятельности
–: "горизонтальное" соглашение
I:
S: Соглашение между хозяйствующими субъектами, которые не конкурируют между собой, один из которых приобретает товар или является его потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом, это:
+: экономическая концентрация
–: "вертикальное" соглашение
–: координация экономической деятельности
–: "горизонтальное" соглашение
I:
S: Барьеры вхождения на рынок - это:
+: любые обстоятельства, мешающие новому хозяйствующему субъекту на равных конкурировать с уже существующими на данном товарном рынке хозяйствующими субъектами
–: конкретные обстоятельства, мешающее новому хозяйствующему субъекту на равных конкурировать с уже существующими на данном товарном рынке хозяйствующими субъектами
–: любые обстоятельства, мешающие новому хозяйствующему субъекту на равных конкурировать с создаваемыми параллельно с ним на данном товарном рынке хозяйствующими субъектами
–: конкретные обстоятельства, мешающие новому хозяйствующему субъекту на равных конкурировать с создаваемыми параллельно с ним на данном товарном рынке хозяйствующими субъектами
V1. Тема 3.
V2. Понятие, система и принципы антимонопольного права
I:
S: Учёные к общим принципам регулирования конкуренции условно относят:
+: принципы свободы экономической деятельности, государственного регулирования рыночных отношений, законности
–: принципы государственного регулирования рыночных отношений, сочетания предварительного и последующего антимонопольного контроля, защиты отечественных товаропроизводителей от недобросовестной иностранной конкуренции
–: принципы законности, поддержки добросовестной конкуренции, специального регулирования в сфере естественных и государственных монополий, единого экономического пространства
–: принципы единого экономического пространства, недопустимости экономической деятельности, направленной на монополизацию рынков и недобросовестную конкуренцию, запрета злоупотреблений.
V1. Тема 4.