Методы првового регулирования финансового права
Финансовое право — одна из отраслей права, которая, как и всякая другая, имеет свой предмет, т.е. круг общественных отношений, регулируемых нормами этой отрасли права.
Из самого названия ≪финансовое право≫ следует, что основу предмета данной отрасли права составляют финансовые отношения. Финансовые отношения, существующие в обществе, весьма многообразны, что обусловлено многозвенностью финансовой системы РК. Это и отношения по мобилизации и использованию бюджетных средств, страховых
фондов, и отношения, связанные с государственным кредитом, и др. Однако не все финансовые отношения, существующие в обществе, являются предметом финансового права, а только их часть.
Предметом финансового права являются отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и государственных образований.
Государство как субъект финансовой деятельности представлено государственными органами.
К субъектам финансовой деятельности государства относится государство в лице компетентных органов. К таким органам относятся лишь те, для которых указанная деятельность является специальной или составляет часть их компетенции.
В число этих органов, во-первых, входят представительные органы государственной власти. Финансовая деятельность составляет часть их компетенции. Они устанавливают и взимают налоги и сборы, рассматривают и утверждают бюджеты, а также отчеты об их исполнении.
Во-вторых, к этим органам относятся исполнительные органы государственной власти. Они осуществляют финансовую деятельность государства как часть их общей компетенции, а также специальной. Финансовая деятельность является частью компетенции Правительства РК,
Государственного таможенного комитета РК, министерств, имеющих централизованные фонды, а также выступающих в ряде случаев как уполномоченные государством органы по управлению казенными предприятиями. Так, Правительство РК составляет бюджет. Органы ГТК РК взимают налоги, пошлины и сборы при пересечении государственной границы, а министерства, имеющие централизованные фонды, формируют и выделяют финансовые ресурсы из этих фондов для решения общеотраслевых задач. Кроме того, некоторые министерства, управляя казенными предприятиями, устанавливают нормативы по распределению прибыли этих предприятий.
К органам исполнительной власти специальной компетенции, осуществляющим финансовую деятельность, относятся Министерство финансов РК, Департамент финансовой полиции РК, Государственный Пенсионный фонд РК, Фонд социального страхования РК, и др.
Так, Минфин РК и составляют проекты бюджетов и отчетов об их исполнении, а Комитет казначейства Министерства финансов РК, осуществляет казначейское исполнение бюджета, а также контроль за исполнением бюджета. Налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления и уплаты в бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов и сборов. Государственные внебюджетные фонды осуществляют финансовую деятельность государства тем, что мобилизуют и выделяют финансовые ресурсы для решения социально-экономических задач государства.
Кроме того, финансовую деятельность государства осуществляют и органы судебной власти. Суды общей юрисдикции, и осуществляют контроль, за уплатой госпошлины при подаче в суд исковых заявлений и жалоб. Таким образом, финансовая деятельность государства составляет часть компетенции органов судебной власти.
Наконец, финансовую деятельность государства осуществляет Национальный банк РК и коммерческие банки.
РК участвует в собирании, распределении и использовании финансовых ресурсов государства тогда, когда выполняет свои обязанности по операциям с бюджетом и государственными внебюджетными фондами, а также операции по обслуживанию государственного долга. Национальный банк РК осуществляет финансовую деятельность и тогда, когда производит эмиссию денежных знаков, ибо само существование финансовой деятельности государства обусловлено и опирается на денежную систему РК.
Таким образом, финансовая деятельность государства составляет часть компетенции Национального банка РК. Коммерческие банки, являясь негосударственными организациями, также в ряде случаев осуществляют финансовую деятельность государства. Это имеет место тогда, когда они реализуют свои властные полномочия в сфере государственных финансов, которыми их наделяет государство.
Территориальные образования осуществляют финансовую деятельность через органы местного самоуправления, а также непосредственно через население. Так, представительные и исполнительные органы местного самоуправления формируют и исполняют местный бюджет. Представительные органы местного самоуправления устанавливают местные налоги и сборы и предоставляют льготы по их уплате в соответствии с законами.
К выбору конкретных объектов своего воздействия государство относится весьма избирательно. Оно воздействует на те конкретные доходы, накопления, финансовые ресурсы субъектов, которые в наибольшей мере отвечают его финансовой политике на том или ином этапе. Государство устанавливает правовой режим этих доходов, упорядочивают их движение в русле, обеспечивающем достижение своих целей в финансовой деятельности. Например, согласно НК РК государство, в частности, определило правовой режим годового дохода физического лица (при взимании налога на доходы физических лиц). Таким образом, в ходе финансовой деятельности государства имеет место управляющее воздействие субъекта финансовой деятельности на ее объект и, соответственно, определенного рода подчинение объекта субъекту этой деятельности. Следовательно, между субъектом и объектом финансовой деятельности существуют отношения управления, а сама финансовая деятельность государства является управленческой деятельностью.
Характеристиками финансовой деятельности государства являются ее функции, а также средства, способы и формы, с помощью которых она осуществляется.
Функции финансовой деятельности государства
— это основные направления этой деятельности. Среди них:
а) образование государственных денежных фондов;
б) распределение государственных финансовых ресурсов;
в) использование государственных финансовых ресурсов;
г) государственный контроль, за движением финансовых ресурсов;
д) эмиссия денежных знаков.
Средствами финансовой деятельности государства и муниципальных образований, используемыми в ходе этой деятельности и направленными на достижение ее целей, выступают правовые нормы, нормы бухгалтерского учета (технико-юридические в тех случаях, когда содержатся в правовых актах), операционно-технические, коммуникативные и транспортные средства.
Правовые нормы являются важнейшим средством финансовой деятельности государства, поскольку финансовые, т.е. денежные отношения не существуют сами по себе, а обусловлены фактом существования государства и проявляются не иначе как в формах, определенных государством.
Правовые нормы — это первое средство, сопровождающее финансовую деятельность государства.
Правовую основу финансовой деятельности государства составляют нормы различных правовых актов, однако прежде всего — конституционные нормы. Использование норм бухгалтерского учета в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований обусловлено финансами, имеющими денежный характер. Финансы требуют фиксации и контроля. Поэтому, для того чтобы государство и территориальные образования могли следить за ходом мобилизации, распределения и использования денежных средств, необходима система фиксации и отражения движения этих средств.
Это и делается с помощью норм бухгалтерского учета, которые ≪привязываются≫ к правовым нормам как средствам финансовой деятельности государства и муниципальных образований. По отношению к правовым нормам они являются вспомогательным средством. Через правовые нормы государство регулирует поведение конкретных субъектов, а в нормах бухгалтерского учета оно отслеживается. Зачастую правовые нормы и нормы бухгалтерского учета содержатся в одних и тех же правовых актах, в связи, с чем нормы бухгалтерского учета относятся к технико-юридическим.
Для эффективной финансовой деятельности государства и территориальных образований важное, значение имеет соответствие и согласованность норм бухгалтерского учета и правовых норм.
К сожалению, нередки случаи, когда учетные нормы не соответствуют правовым требованиям, выраженным в различных правовых актах, либо, наоборот, новые правовые нормы не находят отражения в регистрах бухучета. Поэтому в ходе финансовой деятельности государства необходима жесткая согласованность в работе законодателя и Министерства финансов РК.
Финансовая деятельность государства осуществляется не только с помощью определенных средств, но и с помощью определенных способов (методов). Способ — это конкретный путь, метод достижения целей финансовой деятельности государства.
Все способы осуществления финансовой деятельности государства подразделяются: на общие и специальные. Общие способы используются при осуществлении практически всех функций финансовой деятельности государства. Это — командно-волевой (императивный), рекомендательный, согласовательный способы.
Основным способом, используемым в процессе всей финансовой деятельности государства, является командно-волевой (императивный) способ. Его суть состоит в том, что государство в ходе финансовой деятельности через правовые акты, а также иные средства (нормы бухгалтерского учета, операционно-техническую документацию и т.д.) действуют по принципу ≪команда — исполнение≫. Государство в одностороннем порядке, без согласия адресата, дают ему команды, которые являются обязательными для исполнения. Наиболее последовательно этот способ представлен в праве, где он получил название императивного метода или метода властных предписаний.
Рекомендательный способ все чаще используется в ходе финансовой деятельности государства. К примеру, в ежегодно принимаемых законах о бюджете на предстоящий финансовый год всегда имеется несколько статей, содержащих рекомендации.
Способ согласования используется в ходе финансовой деятельности государства весьма редко, в основном для решения вопросов, в которых заинтересованы два уполномоченных государством органа.
Функция образования денежных фондов сопровождается применением таких методов, как установление обязательных и добровольных платежей. Кроме того, в современных условиях появился еще штрафной метод и метод финансовых изъятий.
Метод обязательных платежей является основным методом привлечения денежных средств в государственные. Он проявляется через установление налогов, сборов, поступающих в государственные фонды.
Штрафной метод как метод финансовой деятельности государства выражается в установлении и применении штрафов, пеней и других санкций за нарушение финансово-правовых норм.
В процессе осуществления функции использования денежных средств, применяются методы финансирования и публичного кредитования. Метод финансирования как метод финансовой деятельности государства означает безвозвратное и безвозмездное выделение денежных средств, а метод публичного кредитования означает выделение государственных денежных средств на началах возвратности и возмездной. Метод финансирования традиционно используется при выделении средств из бюджетов, а в связи с образованием государственных внебюджетных фондов денежных средств он стал использоваться и при выделении финансовых ресурсов из этих фондов. Однако в современных условиях метод финансирования стал проявляться в двух формах: в форме прямого финансирования и в форме зачетного финансирования.
Специальные методы финансовой деятельности используются государством и при осуществлении функции распределения финансовых ресурсов. К ним относятся: метод выделения трансфертов (Финансовая помощь бюджета вышестоящего уровня нижестоящему), метод субвенций (вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, выделяемого на определенный срок на конкретные цели; в отличие от дотации подлежат возврату в случае нецелевого использования или использования не в установленные ранее сроки)., метод дотаций, субсидий (от лат.subsidium — помощь, поддержка) — выплаты потребителям, предоставляемые за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти), метод процентных отчислений от регулирующих доходов.
Финансовая деятельность государства осуществляется в различных формах. Прежде всего она осуществляется в правовой и неправовой формах.
Главная форма финансовой деятельности — правовая. Государство осуществляют мобилизацию, распределение и использование финансовых ресурсов, принимая финансово-правовые акты.
Финансово-правовые акты классифицируются по юридическим свойствам, по юридической природе, по органам, издающим финансово-правовые акты.
По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные, индивидуальные и смешанные.
Нормативные финансово-правовые акты регулируют отношения, составляющие предмет финансового права, и содержат только общеобязательные правила поведения. К ним относятся НК РК, законы устанавливающие режим различных налогов и сборов, и др.
Индивидуальные финансово-правовые акты регулируют конкретные финансовые отношения с участием конкретных субъектов с помощью ненормативных (не обладающих юридической общеобязательностью) правовых средств.
По юридической природе финансово-правовые акты подразделяются на: а) законодательные и б) подзаконные. К законодательным финансово-правовым актам относятся законы РК регулирующие отношения, составляющие предмет финансового права. К подзаконным актам относятся все остальные акты. Среди них: указы Президента РК, постановления Правительства РК по вопросам государственных финансов, инструкции и письма Минфина РК, ГТК РК, конкретизирующие законодательные акты о налогах и сборах, и т.д.
Разновидностью финансово-правовых актов являются финансово-плановые акты. Финансово-плановые акты принимаются соответствующими органами и организациями в процессе финансовой деятельности государства и содержат плановые показатели по доходам и расходам. В их числе:
а) бюджет
б) сметы бюджетных учреждений;
в) финансовые планы государственных предприятий;
г) бюджеты государственных внебюджетных фондов и др. Отнесение финансово-плановых актов к финансово-правовым обусловлено тем, что они получают юридическое оформление и, таким образом, порождают юридические последствия.
С организационной точки зрения финансовая деятельность государства осуществляется в форме создания и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Контрольные вопросы :
1. Что понимают под предметом финансового права?
2.Какие группы отношений составляют составляют предмет современного финансового права РК?
3.Что понимают под источником финансового права и по каким признакам они классифицируются? Скакими отраслями публичного и частного права наиболее близко соприкасается финансовое право РК?
4.Охарактеризуйте диспозитивный метод правового регулирования и виды финансово-правовых договор.
Список литературы:
Найманбаева С.С. Финансовое право (общая и особенная части) Алматы, Данекер, 2004.