Глава 20. Экологические требования к деятельности предпринимателя
План главы
1. Общие положения об экологических требованиях.
2. Общие экологические требования к предпринимательской деятельности.
Общие положения об экологических требованиях
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды закреплены в Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»[512]. Данный Закон содержит ряд важных эколого-правовых дефиниций, устанавливает гарантии прав граждан в сфере экологии, требования по обеспечению законности и правопорядка при осуществлении хозяйственной деятельности.
В то же время в РФ отсутствует единый нормативно-правовой акт, в котором бы содержались все экологические требования к хозяйствующим субъектам, занимающимся теми или иными видами предпринимательской и иной экономической деятельности. Значительная часть обязанностей хозяйствующих субъектов по охране природы и рациональному использованию ее ресурсов установлена в законодательстве о земле, ее недрах, в водном, лесном законодательстве. Широкий спектр экологических требований предусмотрен Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»[513], Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии»[514], другими законами.
Все экологические требования можно разделить на две группы: общие экологические требования к предпринимательской и иной экономической деятельности; экологические требования к отдельным видам предпринимательской деятельности.
Общие экологические требования не зависят от сферы деятельности предпринимателя, производимых им товаров (работ, услуг), они предъявляются ко всем хозяйствующим субъектам без исключения.
К общим экологическим требованиям предпринимателя можно отнести соблюдение требований в области охраны окружающей среды:
— при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов;
— по нормированию;
— при обращении с отходами производства и потребления;
— при осуществлении производственного контроля в области охраны окружающей среды.
Все хозяйствующие субъекты вне зависимости от организационно-правовой формы и вида (сферы) деятельности должны:
— выполнять требования в области охраны окружающей среды;
— предусматривать мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности;
— в предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами случаях иметь соответствующие эколого-разрешительные документы.
Экологическими требованиями к отдельным видам предпринимательской деятельности являются:
— экологические требования к опасным производственным объектам;
— экологические требования к энергетическим объектам;
— экологические требования к использованию радиоактивных материалов, атомной энергии;
— экологические требования в сельском хозяйстве;
— экологические требования при добыче полезных ископаемых;
— экологические требования при осуществлении иных видов предпринимательской деятельности.
Отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»[515].
Законодательством и нормативно-техническими документами к таким объектам установлен ряд требований, цель которых — обеспечить промышленную безопасность различных видов опасных производств.
В целях осуществления охраны земель российское законодательство использует целый комплекс правовых мер. Одной из них является закрепление в законе обязанностей лиц, использующих земельные участки, по охране, защите и улучшению качества земли и почвы.
В соответствии со ст. 12 ЗК РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
Среди специфических мер, направленных на охрану земель, следует выделить мелиорацию, рекультивацию и консервацию земель.
Экологические требования при добыче полезных ископаемых тесно связаны с соблюдением требований законодательства о земле и недрах, а именно с соблюдением норм Земельного кодекса РФ, Водного кодекса РФ, Лесного кодекса РФ, Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»[516] и др.
Так, в соответствии с ЗК РФ, при проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы должен сниматься и использоваться в последующем для улучшения малопродуктивных земель.
При пользовании недрами должен осуществляться систематический контроль за состоянием окружающей среды, за выполнением природоохранных мероприятий.
Право пользования недрами с нарушениями требований действующего законодательства может быть ограничено, приостановлено или прекращено уполномоченными государственными органами.
От экологических требований, предъявляемых к отдельным видам деятельности, следует отличать требования, которые законодатель предъявляет к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые вправе осуществлять свою деятельность на территориях с особыми правовыми режимами.
Наиболее часто предприниматели сталкиваются с такими ограничениями на особо охраняемых природных территориях. Отношения в области использования и охраны особо охраняемых природных территориях регулируются разными федеральными законами. Важная роль в охране этих территорий отводится Федеральному закону от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»[517].
Помимо особо охраняемых природных территорий, законодатель выделяет и иные виды территорий (зон), в которых запрещается либо ограничивается хозяйственная деятельность (места традиционного проживания лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации[518], санитарно-защитные зоны[519], зоны охраны объектов культурного наследия[520], зоны отчуждения[521] и др.).
Особо охраняемые природные территории — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны (преамбула к Закону об особо охраняемых природных территориях).
С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий, статуса находящихся на них природоохранных учреждений Законом об особо охраняемых природных территориях определены следующие категории и виды особо охраняемых территорий: государственные природные заповедники, в том числе биосферные; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Следует обратить внимание, что на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.
Также запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов, на территориях дендрологических парков и ботанических садов.
В национальных парках осуществляется зонирование территории с выделением зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования природоохранного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка.
На территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков.
На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры.
На территориях государственных природных заказников может постоянно или на определенный срок запрещаться или ограничиваться любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов[522] запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.