Сущность и состав таможенной и околотаможенной инфраструктуры

Инфраструктура – совокупность зданий, сооружений, систем и служб, необходимых для функционирования отраслей материального производства и обеспечения жизнедеятельности общества.

Классификация инфраструктуры по признакам:

1. Сфера деятельности (производственная, социальная, институциональная инфраструктура)

2. Отраслевой признак (промышленная, инфр-ра транспорта, связи и т.д.)

3. Уровень охвата отношений в экономике (макро-, меза-, микроэкономическая инфраструктура)

4. Форма собственности (государственная, частная, смешанная инфр-ра)

5. Пространственная принадлежность (магистральная, региональная, локальная инфр-ра)

В условиях рыночной экономики часто употребляется понятие рыночная инфраструктура (система, обеспечивающая свободный обмен и перелив различного рода ресурсов – сырьевых, финансовых, трудовых, интеллектуальных, информационных, на основе которой возможно функционирование экономически эффективной хозяйственной системы в связи с конъюнктурными колебаниями спроса). Так как в рыночной экономике свободный обмен всех видов ресурсов может осуществляться как на внутреннем, так и на внешнем рынке, соответственно, таможенная инфраструктура (ТИ) – важная часть рыночной инфраструктуры.

Таможенная инфраструктура – совокупность зданий, сооружений, систем и служб, необходимых для обеспечения перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза и реализации мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в сфере внешней торговли.

Назначение ТИ – обеспечение защиты экономических интересов России, поддержание на необходимом уровне национальной безопасности и создание благоприятных условий для развития всех сфер внешнеэкономической деятельности.

Объекты ТИ:

1) Инфраструктурные подразделения, создающие условия для функционирования таможенных органов, помещения товаров под таможенные процедуры и обслуживания физ.лиц (административные здания там.органов, пункты пропуска и перехода через там.границу, терминалы, склады, транспортные средства, зоны там.контроля и т.д.) (где работают)

2) Системы, средства и виды деятельности, обеспечивающие осуществление таможенных процедур, передачу информации о ходе процесса и полученных результатах (технические средства таможенной экспертизы, Единая автоматизированная таможенная система (ЕАИС), система контроля нарушений там.процедур и т.д.) (что обеспечивает работу)

3) Объекты социальной инфраструктуры (учебные заведения и центры, службы жилищно-бытового обслуживания, общепит и т.д.)

Околотаможенная инфраструктура (ОТИ) – часть таможенной инфраструктуры.

ОТИ – коммерческие организации и их структурные подразделения, создаваемые для выполнения представительских, логистических, информационных, финансовых и др.посреднических операций в таможенной сфере и способствующие повышению эффективности взаимодействия непосредственных участников внешнеэкономической деятельности с таможенными органами. (организации, работающие в там.сфере и являющиеся посредниками между участниками ВЭД и там.органами)

Объекты ОТИ: таможенные представители, склады временного хранения, таможенные склады, свободные склады, перевозчики ( в т.ч.таможенные перевозчики), таможенно-логистические комплексы, банки и др.кредитные организации, страховые компании, магазины беспошлинной торговли, центры сертификации и т.д.

Если рассматривать таможенную сферу в общем, то ее объекты можно разделить на:

· Объекты таможенной инфраструктуры (см.выше состав)

· Объекты транспортно-логистической инфраструктуры (технологический комплекс, предназначенный для организации движения товаров и оказания транспортно-логистических услуг (ж/д и внутренние водные пути, автом.дороги, тоннели, контейнерные терминалы и т.д.)

Особую роль во всем этом безобразии занимают таможенные посредники (там.представители, владельцы СВХ, владельцы таможенных складов, там.перевозчики, владельцы свободных складов) + специализированные там.посредники (банки и др.кредитные орг-ции, страховые орг-ции, координаторы платежных систем «Таможенная карта» и «Зеленый коридор»)

86. Типология рисков в таможенной сфере: объекты анализа рисков, области риска и индикаторы риска.

Риск (в таможенной сфере) – степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства Таможенного союза(ТС) и/или законодательства государств-членов ТС.

Анализ риска – систематическое использование имеющейся у таможенных органов информации для определения обстоятельств и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки вероятных последствий несоблюдения таможенного законодательства ТС.

Типы рисков в там.сфере:

1) Выявленный риск (факт, нарушение произошло)

2) Потенциальный риск (риск не выявлен, но существуют условия для его возникновения)

Объекты анализа рисков:

1) Товары, находящиеся под там.контролем, либо помещенные под там.процедуру выпуска для внутреннего потребления

2) Транспортные средства меж-нар перевозки

3) Сведения, содержащиеся во внешнеэкономических договорах/контрактах купли-продажи либо обмена, соглашениях, либо иных документах на право владения, пользования и/или распоряжения товарами

4) Сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных), коммерческих, таможенных и иных документах

5) Деятельность декларантов и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, находящихся под там.контролем

6) Результаты применения форм таможенного контроля

Группы товаров, относящиеся к объектам анализа:

· Товары риска (товары, перемещаемые через таможенную границу, в отношении которых выявлены риски, либо есть потенциальные риски)

· Товары прикрытия (товары, которые могут декларироваться вместо товаров риска)

Область риска – отдельные сгруппированные объекты анализа риска, в отношении которых требуется применение отдельных форм таможенного контроля (либо их совокупности), а также повышение эффективности таможенного администрирования.

Индикаторы риска – определенные критерии с заранее заданными параметрами, отклонение от которых или соответствие которым позволяет осуществлять выбор объекта контроля.

(Чтобы определить, нужно или не нужно применять там.контроль – нужно сравнить сведения об области риска с индикаторами. Например, на границу прибыл товар, страна происхождения которого – Китай. Данная информация = сведения об области риска. Индикатором риска является «страна происхождения – Китай». Т.е. этот товар будет подвергнут контролю уж точно)

Индикаторы риска относятся к:

1. Товарам (весовые/количественные характеристики, таможенная стоимость, классификация ТН ВЭД, страна происхождения (см.пример выше) и т.д.)

2. Участникам внешнеэкономической деятельности (вид деят-сти, срок гос.регистрации и т.д.)

3. Таможенным процедурам (нормы выхода продуктов переработки при помещении товаров под там.процедуру переработки на там. на/вне там.территории и т.д.)

4. Таможенным операциям (предельные сроки временного хранения товаров и т.д.)

По результатам анализа рисков происходит их оценка в зависимости от вероятности возникновения риска и его возможных последствий => высокая, средняя или низкая степень риска.

Наши рекомендации