Способы определения степени завершенности работ по договору на отчетную дату
Выделяют два способа определения степени завершенности работ по договору на отчетную дату
1) по доле выполненного на отчетную дату объема работ в общем объеме работ по договору;
2) по доле понесенных на отчетную дату расходов в расчетной величине общих расходов по договору.
При первом способедоля объема выполненных работ может быть определена путем экспертной оценки или подсчета доли, которую составляет этот объем в натуральном выражении в общем объеме работ.
Пример.Компания «Стройсервис» по договору подряда производит отделочные работы в офисе заказчика – ООО «Прогресс» общей площадью 1000м₂. Общая стоимость работ по договору составляет 500 000 руб., общая сумма расходов по договору – 400 000 руб. В отчетном периоде отделочные работы завершены на площади, равной 250м₂.
Степень завершенности работ на отчетную дату составляет 25% (250м₂:1000м₂∙100%).
В отчете о прибылях и убыткахза отчетный период будут показаны выручка в размере 125 000 руб. (500 000руб∙25%), расходы в размере 100 000 руб.(400 000руб.∙25%).
При втором способедоля понесенных на отчетную дату расходов может быть определена путем ее подсчета в натуральном или стоимостном измерителе, в расчетной величине общих расходов по договору.
Расчет доли расходовпредусматривает определение:
- понесенных на отчетную дату расходов, которые подсчитываются только по выполненным работам;
- расчетной величины общих расходов по договору как суммы всех расходов, фактически понесенных на отчетную дату, и расчетной величины расходов, которые предстоит понести для завершения работ по договору.
При определении понесенных на отчетную дату расходов не принимаются в расчет расходы, понесенные в счет предстоящих работ по договору, и авансовые платежи организациям, выступающим в качестве субподрядчиков по договору.
Расходами, понесенными в счет предстоящих работ по договору, могут быть: стоимость материалов, переданных для выполнения работ, но еще не использованная для исполнения договора; арендная плата, перечисленная в отчетном периоде, но относящаяся к будущим отчетным периодам.
Пример. Компания «Стройсервис» осуществляет строительство офисного здания для заказчика по договору подряда. Общая сумма работ составляет 540000 руб. Фактически понесенные расходы в отчетном периоде составили 108 000руб. Расчетная величина общих расходов – 360 000 руб. (108 000+252 000).
Степень завершенности работ на отчетную дату составляет 30 % (108 000руб. : 360 000руб.∙100%).
В отчете о прибылях и убытках за отчетный период будут показаны:
выручка в размере 162 000 руб. (540 000 руб. ∙ 30%),
расходы – 108 000руб.(360 000 руб. ∙ 30%).
№ 11. Документальное подтверждение расходов и доходов для определения финансового результата способом «по мере готовности»
Операции, которые осуществляет подрядная организация, должны оформляться оправдательными первичными документами. Унифицированные формы первичной учетной документации по учету в капитальном строительстве могут быть использованы только при оформлении завершенных работ и расчетов с заказчиком.
«Акт о приемке выполненных работ» (ф. № КС-2) подписывается представителями подрядчика и заказчика.
При определении финансового результата способом «по мере готовности» первичные документы могут быть оформлены подрядчиком в одностороннем порядке.
Документальное подтверждение выполненных работ и понесенных затрат по договору подряда зависит от выбранного способа расчета степени завершенности работ на отчетную дату.
При определении степени завершенности работ, исходя из доли понесенных на отчетную дату расходов в расчетной величине общих расходов, необходимо документальное подтверждение сумм фактически понесенных расходов по договору подряда на отчетную дату.
Для этих целей может быть использована бухгалтерская справка о фактически понесенных расходах, где показывается общая сумма фактически понесенных расходов или величина понесенных расходов в натуральном измерении.
Финансовый результатпо договору подряда на отчетную дату может быть определен на основании данных бухгалтерской справки-расчета степени завершенности работпо договору на отчетную дату, где показываются не только понесенные расходы за отчетный период, но и расходы, необходимые для завершения работ по договору.
Для подтверждения доходов по договору подряда на отчетную датуможет быть использована бухгалтерская справка-расчет выручки по договору, которая составляется на основании данных справки-расчета степени завершенности работпо договору на отчетную дату.
На основании показателей справки-расчета степени завершенности работ и справки-расчета выручки по договору подрядана отчетную дату делаются бухгалтерские записи, составляется отчет о прибылях и убытках.
№ 12. Введение в рабочий план счетов дополнительного субсчета
Выручка по договору, признанная способом «по мере готовности», до полного завершения работ учитывается в бухгалтерском учете как отдельный актив.
Для ее учета в рабочий план счетов бухгалтерского учета организации необходимо введение дополнительного субсчета «Не предъявленная к оплате начисленная выручка» к счету 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам».
Учет выручки, не предъявленной к оплате, зависит от условий договора подряда.
Вариант 1. В соответствии с договором организация-подрядчик выставляет заказчику промежуточные счета на оплату выполненных работ. В этом случае по мере выставления промежуточных счетов начисленная выручка по предъявленным к оплате работам списывается на дебиторскую задолженность.
Вариант 2. Организация-подрядчик не выставляет заказчику промежуточных счетов. В этом случае выручка, не предъявленная к оплате, списывается на дебиторскую задолженность при выставлении заказчику счета на оплату завершенных работ.
Если договором предусмотрено, что часть суммы за выполненные работы не подлежит оплате до выполнения недостатков работы, то такая сумма должна быть выделена в промежуточном счете, т.е. отражена как дебетовое сальдо по сч. 46/субсчету «Не предъявленная к оплате начисленная выручка»
Пример. Компания «Стройсервис» осуществляет строительство офисного здания для заказчика по договору подряда с фиксированной стоимостью 540 000 руб. Строительные работы начаты 1 октября 2015г., окончание работ – 31 декабря 2016 г. Степень завершенности работ определяется по доле понесенных на отчетную дату расходов в расчетной величине общих расходов по договору.
Расходы на выполнение строительных работ по смете – 360000руб. Договором предусмотрено, что в конце 2015г. подрядчик выставляет заказчику промежуточный счет на оплату выполненных работ на сумму 150000 руб., в конце 2016 г. - на сумму 200 000руб. Часть суммы за выполненные работы 190000 руб. не подлежит оплате до устранения недостатков работы.
Фактические расходы за октябрь – декабрь 2015г. составили 108000 руб.
Таблица 5 – Показатели на 31 декабря 2015 года
Показатель | Расчет | Признано в отчетном периоде в отчете о прибылях и убытках, руб. |
Степень завершенности работ, % | 30 (108000:360000X100%) | |
Выручка, руб. | 540 000 ∙ 30 % : 100% | |
Расходы, руб. | 360 000 ∙ 30 % : 100% | |
Прибыль, руб. | 162000-108000 |
Таблица 6 - Бухгалтерские записи, отражающие выручку, расходы и прибыль за 2015г.
Содержание хозяйственной операции | Сумма, руб. | Корреспонденция счетов | |
Дебет | Кредит | ||
Отражена выручка по договору | 162 000 | 46 / субсчет «Не предъявленная к оплате начисленная выручка» | 90/1 |
Списаны расходы по договору | 108 000 | 90/2 | |
Отражен финансовый результат | 54 000 | 90/9 | |
Выставлен промежуточный счет заказчику | 150 000 | 46 / субсчет «Не предъявленная к оплате начисленная выручка» |
Таблица 7 - Показатели на 31 декабря 2015 г. - дату окончания работ
Показатель | Показатели на текущую дату | Признано в предыдущих периодах | Признано в отчетном периоде в отчете о прибылях и убытках, руб. |
Степень завершенности работ, % | |||
Выручка, руб. | 540 000 | 162 000 | 378 000 |
Расходы, руб. | 360 000 | 108 000 | 252 000 |
Прибыль, руб. | 180 000 | 54 000 | 126 000 |
Таблица 8 - Бухгалтерские записи, отражающие выручку, расходы и прибыль за 2016г.
Содержание хозяйственной операции | Сумма, руб. | Корреспонденция счетов | |
Дебет | Кредит | ||
Отражена выручка по договору | 378 000 | 46 / субсчет «Не предъявленная к оплате начисленная выручка» | 90/1 |
Списаны расходы по договору | 252 000 | 90/2 | |
Отражен финансовый результат | 126 000 | 90/9 | |
Выставлен промежуточный счет заказчику | 200 000 | 46 / субсчет «Не предъявленная к оплате начисленная выручка» |
Так как до устранения недостатков работы часть суммы за выполненные работы не подлежит оплате, то сумма 190 000 руб. отражается как дебетовое сальдо на счете 46 / субсчет «Не предъявленная к оплате начисленная выручка».