Предназначение, задачи и структура РСЧС

Во исполнение Федерального Закона “О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера” (от 21.12.1994 №68 ФЗ) и в целях совершенствования РСЧС 30 декабря 2003 г. постановлением Правительства РФ №794 утверждено “Положение о единой Государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС” (РСЧС).

В этом новом Положении учтены:

· накопленный за прошедшие годы опыт и особенности функционирования РСЧС на всех ее уровнях;

· развитие нормативной правовой базы по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС;

· изменения, происшедшие в структуре и функциях ФОИВ, включая создание шести федеральных округов, а также развитие системы МЧС России с включением в нее ГПС и ГИМС и изменением структуры ЦА Министерства (Указ Президента №868 от 14.07.2004г.).

Новое Положение позволяет повысить эффективность функционирования РСЧС при решении вопросов по защите населения и территорий от ЧС и обеспечению пожарной безопасности.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) – организационная система, объединяющая органы, пункты и средства управления, силы и средства органов исполнительной власти всех уровней и организаций, предназначенная для выполнения комплекса общегосударственных мероприятий, обеспечивающих в мирное время защиту населения, территорий, окружающей природной среды, социально-экономического комплекса материальных и культурных ценностей государства от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера.

Расширенное понятие РСЧС приведено в приложении 2.

На РСЧС в соответствии с Федеральным законом №68-ФЗ были возложены следующие основные задачи(Приложение 3) и сформулированы принципы (Приложение4).

Основные цели функционирования РСЧС и требования к ней представлены в приложении 5.

РСЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем и имеет пять уровней, реагирующих на ЧС: федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах (в том числе силовых) и организациях федерального подчинения для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. Они могут состоять из региональных, территориальных (республиканских, краевых, областных, окружных), муниципальных (городских, районных), объектовых и иных звеньев РСЧС, создаваемых в соответствующих структурных подразделениях данных министерств и ведомств. Если структурные подразделения не созданы, то на ряде уровней отдельные звенья подсистемы могут отсутствовать. Организация, состав сил и средств, порядок функционирования подсистем и звеньев определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми руководителями соответствующих ФОИВ по согласованию с МЧС России.

Положение о функциональной подсистеме реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием в Российской Федерации, а также положения о других функциональных подсистемах единой системы, создаваемых федеральными органами исполнительной власти в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации по представлениям федеральных органов исполнительной власти, согласованным с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Перечень создаваемых ФОИВ функциональных подсистем РСЧС приведен в приложении 6.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации (республиках, краях, областях, автономиях) для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах своих территорий и состоят из окружных, городских, районных, объектовых и иных звеньев РСЧС, соответствующих административно-территориальному делению данных территорий. Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования подсистем и звеньев определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти субъектов федерации.

Каждый уровень РСЧС имеет координационные органы управления; постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от ЧС (органы управления по делам ГОЧС); органы повседневного управления; а также подчиненные им силы и средства; резервы финансовых и материальных ресурсов; системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

Координационными органами РСЧСявляются:

на федеральном уровне, , - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности ФОИВ и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федеральным органах исполнительной власти (министерствах и ведомствах Российской Федерации);

на региональном(в пределах территории субъекта Российской Федерации) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

на муниципальном (в пределах территории муниципального образования) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;

на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

В пределах соответствующего федерального округа (межрегиональный уровень) функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе.

Основной задачей данных органов управления является координация деятельности органов управления, сил и средств РСЧС соответствующего уровня и общее руководство ими при выполнении мероприятий по защите населения и территорий от ЧС. В повседневных условиях они собираются с определенной периодичностью, при угрозе или возникновении ЧС – немедленно.

Правительственная комиссия является общегосударственным координационным органом управления в области и предупреждения и ликвидации ЧС, создаваемым Правительством России в целях формирования и проведения единой государственной политики по предупреждению и ликвидации ЧС.

Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.

Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании

Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их компетенцией являются:

а) разработка предложений по реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

б) координация деятельности органов управления и сил единой системы;

в) обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций.

Иные задачи могут быть возложены на соответствующие комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности решениями Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Постоянно действующими органами управления единой системы являются:

на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подразделения федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;

на межрегиональном уровне - территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - региональные центры);

на региональном уровне - территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее - главные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации);

на муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;

на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

Постоянно действующие органы управления единой системы создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления

Эти органы управления предназначены для непосредственной организации ежедневного планирования и руководства выполнением мероприятий по ПЛЧС.

Органами повседневного управления единой системы являются:

центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;

центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;

центры управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;

дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В повседневной деятельности управление деятельностью РСЧС организуется с рабочих мест соответствующих руководителей. При ликвидации ЧС в мирное время могут использоваться, при необходимости, запасные и подвижные пункты управления, если руководство АСДНР не осуществляется с места постоянного размещения органа управления РСЧС.

Размещение органов управления единой системы в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

К силам и средствам единой системы относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Состав сил и средств единой системы определяется Правительством Российской Федерации.

Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом

В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее - силы постоянной готовности).

Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.

Перечень сил постоянной готовности федерального уровня утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями.

Перечень сил постоянной готовности территориальных подсистем утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

По своему назначению силы и средства РСЧСмогутвключать силы и средства наблюдения и контроля и силы и средства ликвидации ЧС.

К силам и средствам наблюдения и контроля относятся:

формирования, службы и учреждения сети наблюдения и лабораторного контроляза состоянием природной среды, сырья, продуктов питания, воды, ПОО и прилегающих к ним территорий, подчиненные МЧС России и другим федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации.

К силам и средствам ликвидации ЧС:

силы и средства МЧС России - федеральные, региональные, территориальные поисково-спасательных формирования (ЦАМО, СЦ, ПСС, ПСО), организации МЧС России (ЦУКС, ЦСООР, ГУАП и др.), подразделения, части и соединения Войск ГО центрального и регионального подчинения;

силы и средства министерств и ведомств РФ, органов исполнитель ной власти субъектов РФ и местного самоуправления, организаций - специально подготовленные поисково-спасательные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные противопожарные, медицинские, ветеринарные и другие силы и средства (службы и формирования);

нештатные аварийно-спасательные формирования — общие, специальные и специализированные объектовые, местные, территориальные и ведомственные.

Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:

в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными службами и формированиями объектах и территориях;

в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;

по решению федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований.

Привлечение профессиональных аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций за пределами территории Российской Федерации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с нормами международного права на основе международных договоров Российской Федерации.

Общественные аварийно-спасательные формирования могут участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в ликвидации чрезвычайных ситуаций и действуют под руководством соответствующих органов управления единой системы.

Специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны, привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

Силы и средства органов внутренних дел Российской Федерации, включая территориальные органы, применяются при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Подготовка работников ФОИВ, ОИВ, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченных решать задачи по предупреждению и ликвидации ЧС и включенных в состав органов управления единой системы, организуется в порядке, установленном Правительством РФ.

Методическое руководство, координацию и контроль за подготовкой населения в области защиты от ЧС осуществляет МЧС.

Готовность АСС и АСФ к реагированию на ЧС и проведению работ по их ликвидации определяется в ходе аттестации, а также во время проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий МЧС, органами государственного надзора, органами по делам ГО и ЧС, а также ФОИВ, создающими указанные службы и формирования.

Управление единой системой осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой системы и населения.

Информационное обеспечение в единой системе осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС), представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.

Для приема сообщений о ЧС, в том числе вызванных пожарами, в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер – 01.

Сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности осуществляется всеми указанными органами управления и организациями в порядке, установленном Правительством РФ.

Сроки и формы представления указанной информации устанавливаются МЧС по согласованию с ФОИВ и ОИВС РФ.

Обмен информацией с иностранными государствами осуществляется в соответствии с международными договорами.

Организационно-методическое руководство планированием действий в рамках единой системы осуществляет МЧС.

При отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы единой системы функционируют в режиме повседневной деятельности.

Решениями руководителей ФОИВ, ОИВС Российской Федерации, органов местного самоуправления, на территории которых могут возникнуть или возникли ЧС, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования (Рис.2.10):

а) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС;

в) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации ЧС.

Решениями руководителей ФОИВ и ОИВС РФ, органов местного самоуправления и организаций о введении для соответствующих органов управления и сил единой системы режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяются:

а) обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима ЧС;

б) границы территории, на которой может возникнуть ЧС, или границы зоны ЧС;

в) силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;

г) перечень мер по обеспечению защиты населения от ЧС или организации работ по ее ликвидации;

д) должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению ЧС, или руководитель работ по ликвидации ЧС.

Предназначение, задачи и структура РСЧС - student2.ru

Рис.2. Режимы функционирования РСЧС

Руководители соответствующих ОУ должны информировать население через СМИ и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил единой системы, а также мерах по обеспечению безопасности населения.

При устранении обстоятельств, послуживших основанием для ведения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима ЧС, соответствующие руководители отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил единой системы.

При угрозе возникновения или возникновения региональных, федеральных и трансграничных ЧС режимы функционирования органов управления и сил соответствующих подсистем единой системы могут устанавливаться решениями Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности.

Основные мероприятия, проводимые органами управления и силами единой системы – следующие.

При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте «а» статьи 3 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении», для органов управления и сил соответствующих подсистем единой системы устанавливается режим повышенной готовности, а при введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте «б» указанной статьи, - режим чрезвычайной ситуации.

В режиме чрезвычайного положения органы управления и силы единой системы функционируют с учетом особого правового режима деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

Ликвидация ЧС осуществляется со следующей классификацией, установленной Правительством РФ (Приложение 7).

Руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации ЧС, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители работ по ликвидации ЧС.

Руководители АСС и АСФ, прибывшие в зоны ЧС первыми, принимают полномочия руководителей работ по ликвидации ЧС и исполняют их до прибытия руководителей работ по ликвидации ЧС, определенных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, Планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС.

Руководители работ по ликвидации ЧС по согласованию с ОИВС, органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых возникла ЧС, устанавливают границы зоны ЧС, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению АСДНР.

Решения руководителей работ по ликвидации ЧС являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне ЧС, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Руководители работ по ликвидации ЧС незамедлительно информируют о принятых ими в случае крайней необходимости решениях соответствующие ОУ и организации.

Финансирование единой системы осуществляется на каждом уровне за счет средств соответствующего бюджета и организации.

Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от ЧС и обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Финансирование мероприятий по ликвидации ЧС осуществляется за счет средств организаций, находящихся в зоне ЧС, средств ФОИВ, а также соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.

При недостаточности указанных средств ФОИВ и ОИВС Российской Федерации могут обращаться в Правительство РФ с просьбой о выделении средств из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий в порядке, установленном Правительством РФ.

В целях оперативной ликвидации последствий ЧС МЧС может использовать в установленном порядке целевой финансовый резерв по предупреждению и ликвидации последствий ЧС на промышленных предприятиях, в строительстве и на транспорте.

Выдача материальных ценностей из государственного материального резерва, предназначенных для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий ЧС, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственном материальном резерве» и иными правовыми актами.

Порядок организации и осуществления работ по профилактике пожаров и непосредственному их тушению, а также проведшие АСДНР, возложенных на пожарную охрану, определяется законодательными и иными нормативными правовыми актами в области пожарной безопасности, в том числе техническими регламентами.

Международная гуманитарная помощь государствам, на территориях которых возникли ЧС, предоставляется в соответствии с международными договорами РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

При угрозеили с началом войныРСЧС передает свои полномочия Гражданской обороне страны.

В целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению ЧС и максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь в случае их возникновения осуществляется планирование действий органов управления, сил и средств РСЧС на основе Федерального плана действий в ЧС, региональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, планов действий в ЧС федеральных органов исполнительной власти (в т.ч. МЧС России), региональных центров ГОЧС, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и объектов. Объем и содержание указанных

мероприятий определяются исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.

Организационно-методическое руководство планированием действий РСЧС возложено на МЧС России.

Все это говорит о том, что Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является эффективным инструментом, непосредственно обеспечивающим безопасность страны, защиту населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

Наши рекомендации