Способы размещения заказа для государственных и муниципальных нужд
С 1 января 2006 г. вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон) и перестал действовать Федеральный закон от 06.05.1999 N 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд». Предлагаемая статья познакомит читателей с новыми правилами размещения заказов для государственных нужд.
Прежде всего отметим тот факт, что в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (далее – БК РФ) все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 МРОТ1 (в настоящее время – 200 000 руб., так как МРОТ составляет 100 руб.2) осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов путем проведения конкурса.
Закон утвердил новые правила и процедуры размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, организаций и учреждений, финансируемых из бюджетов разных уровней, в целях эффективного использования бюджетных и внебюджетных средств. Он применяется юридическими лицами при поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) на сумму по одной сделке (договору), превышающую установленную Центробанком РФ сумму предельного размера расчета наличными деньгами между юридическими лицами, которая в настоящее время составляет 60 000 руб.3 В то же время необходимо отметить, что если бюджетное учреждение ежедневно закупает товар у физических лиц, то на него действие ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» не распространяется. Но при закупке товара у юридических лиц ее применение будет обязательным.
В случае заключения бюджетной организацией нескольких договоров в течение текущего года с одним и тем же поставщиком и с одним и тем же предметом договора контролирующие органы могут расценить это как последовательные действия одной сделки и объединить сумму договоров в рамках одного договора, что приведет к нарушению Закона.
До 60 000 руб. бюджетные учреждения могут не проводить аукционы, конкурсы, торги и запрос котировочных цен (котировки). Но в случае превышения данной суммы конкурс на размещение заказа поставки товаров (работ, услуг) необходим. Его проводит заказчик – федеральный орган исполнительной власти или организация, обладающая соответствующими функциями (территориальные органы, подведомственные учреждения)4.
При размещении заказа путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги (далее – запрос котировок) заказчик должен создать комиссию. Предусмотрено три вида комиссий: конкурсная, аукционная или котировочная. Заказчик вправе создать единую комиссию, осуществляющую функции, закрепленные за всеми тремя видами комиссий. В ее состав должно входить не менее пяти человек5.
Следует отметить, что начиная с 1999 года комиссии по проведению торгов (конкурсов) на закупку продукции для государственных нужд за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов формируются преимущественно из числа специалистов, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в области организации торгов (конкурсов) на закупку продукции для государственных нужд, а начиная с 2000 года председателями указанных комиссий назначаются исключительно лица, прошедшие соответствующую профессиональную переподготовку или повышение квалификации6.
Закон обязывает проводить конкурсы по выбору поставщика работ или услуг, определяет порядок осуществления закупок у единственного поставщика и размещения заказа на товарных биржах, вводит в действие правила ведения реестров государственных или муниципальных контрактов (далее – реестры контрактов)7, а также реестра недобросовестных поставщиков8 (черные списки) на каждом уровне государственного управления и обязательность размещения этой информации в Интернете.
Заказ может размещаться двумя способами
1. Путем проведения торгов:
конкурс (победителем признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта, заявке на участие которого присвоен первый номер);
аукцион (победителем признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта).
И конкурс, и аукцион могут проводиться в открытой и закрытой форме.
2. Без проведения торгов:
запрос котировок (размещение заказа, при котором информация о потребностях учреждения (организации) сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок; победителем признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта);
у единственного поставщика (размещение заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный контракт только одному поставщику (исполнителю, подрядчику);
на товарных биржах (в Закон введена глава по размещению заказов на поставки биржевых товаров для государственных или муниципальных нужд на товарных биржах на сумму, превышающую 5 000 000 руб.; порядок размещения заказов устанавливается Правительством Российской Федерации9).
Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, устанавливается Правительством Российской Федерации. В случае если товары, работы и услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса не допускается.