Местные финансы и их особенности в РФ

Местные финансы – это совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения. Это также совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. Таким образом, местные финансы входят в структуру финансовой системы России в качестве ее самостоятельного звена.

Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" определил основные принципы организации местных финансов. В соответствии с вышеназванным федеральным законом местные финансы включают: средства местных бюджетов (бюджетов городов, районов, поселков, сельских поселений); местные внебюджетные фонды; муниципальные ценные бумаги; муниципальные заимствования. Распорядителями местных финансовых ресурсов являются органы местного самоуправления; управление финансами местными осуществляют финансовые органы муниципальных образований.
Формирование и использование местных финансов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки, гласности и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", другими федеральными законами и законами субъектов РФ, уставами, правовыми актами органов местного самоуправления.
Звеньями системы местных финансов являются местные бюджеты, специальные фонды местного значения, финансы предприятий, находящих­ся в собственности местных органов управления.
Главное звено местных финансов — местный бюджет. Доходы местных бюджетовформируются за счет местных налогов и сборов, неналоговых доходов (доходы от соб­ственности, управляемой местными органами власти, от сдачи в аренду или продажи земли, лесных массивов, доходы от эк­сплуатации водоемов, коммунальных предприятий, от поступ­лений судебных пошлин, штрафов, различных сборов), поступлений из вышес­тоящих бюджетов и займов. Важным источником доходов местных бюджетов являются субсидии.Их удельный вес в доходах местных бюджетов в раз­ных странах составляет 20—40%. Суб­сидии вызываются постоянной значительной дефицитностью местных бюджетов. Субсидии подразделяются на субсидии об­щего и целевого назначения. Субсидии общего назначения (или дотации) предо­ставляются для покрытия дефицита местных бюджетов. Они дают местным органам управления определенную свободу в ис­пользовании средств, содержат меньшее количество регулиру­ющих и ограничивающих установок использования ресурсов. Субсидии целевого назначения (субвенции) предо­ставляются местным органам управления на финансирование определенных программ или проектов.
Расходы местных бюджетовво многом зависят от бюджет­ной политики, проводимой в государстве, от степени децентра­лизации управления социальной сферой. Из местных бюджетов осуществляются затраты на экономи­ческую и социальную инфраструктуру: местный транспорт, водо- и газоснабжение, строительство школ, больниц и прочих социальных учреждений. К затратам из местных бюджетов относятся так­же расходы на содержание местных административных органов, полиции и суда, на транспортное и дорожное строительство.
За счет местных бюджетов финансируется и здравоохране­ние. Одной из существенных статей местных бюджетных расхо­дов являются затраты, связанные с погашением полученных займов и выплат процентов по ним.

Следующим звеном местных финансов развитых зарубеж­ных государств являются специальные местные фонды,имею­щие, как правило, целевой характер. Например, за счет специ­альных кредитных фондов местные органы проводят займовые операции, за счет фондов социального страхования финансируют целевые социальные программы.

Самостоятельным звеном местных финансов являются мест­ные государственные предприятия.К ним относятся муници­пальные, дорожные, транспортные предприятия, предприятия газо-, энерго- и водоснабжения, а также жилищное хозяйство.

Наши рекомендации