Местные финансы и их особенности в РФ
Местные финансы – это совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения. Это также совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. Таким образом, местные финансы входят в структуру финансовой системы России в качестве ее самостоятельного звена.
Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" определил основные принципы организации местных финансов. В соответствии с вышеназванным федеральным законом местные финансы включают: средства местных бюджетов (бюджетов городов, районов, поселков, сельских поселений); местные внебюджетные фонды; муниципальные ценные бумаги; муниципальные заимствования. Распорядителями местных финансовых ресурсов являются органы местного самоуправления; управление финансами местными осуществляют финансовые органы муниципальных образований.
Формирование и использование местных финансов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки, гласности и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", другими федеральными законами и законами субъектов РФ, уставами, правовыми актами органов местного самоуправления.
Звеньями системы местных финансов являются местные бюджеты, специальные фонды местного значения, финансы предприятий, находящихся в собственности местных органов управления.
Главное звено местных финансов — местный бюджет. Доходы местных бюджетовформируются за счет местных налогов и сборов, неналоговых доходов (доходы от собственности, управляемой местными органами власти, от сдачи в аренду или продажи земли, лесных массивов, доходы от эксплуатации водоемов, коммунальных предприятий, от поступлений судебных пошлин, штрафов, различных сборов), поступлений из вышестоящих бюджетов и займов. Важным источником доходов местных бюджетов являются субсидии.Их удельный вес в доходах местных бюджетов в разных странах составляет 20—40%. Субсидии вызываются постоянной значительной дефицитностью местных бюджетов. Субсидии подразделяются на субсидии общего и целевого назначения. Субсидии общего назначения (или дотации) предоставляются для покрытия дефицита местных бюджетов. Они дают местным органам управления определенную свободу в использовании средств, содержат меньшее количество регулирующих и ограничивающих установок использования ресурсов. Субсидии целевого назначения (субвенции) предоставляются местным органам управления на финансирование определенных программ или проектов.
Расходы местных бюджетовво многом зависят от бюджетной политики, проводимой в государстве, от степени децентрализации управления социальной сферой. Из местных бюджетов осуществляются затраты на экономическую и социальную инфраструктуру: местный транспорт, водо- и газоснабжение, строительство школ, больниц и прочих социальных учреждений. К затратам из местных бюджетов относятся также расходы на содержание местных административных органов, полиции и суда, на транспортное и дорожное строительство.
За счет местных бюджетов финансируется и здравоохранение. Одной из существенных статей местных бюджетных расходов являются затраты, связанные с погашением полученных займов и выплат процентов по ним.
Следующим звеном местных финансов развитых зарубежных государств являются специальные местные фонды,имеющие, как правило, целевой характер. Например, за счет специальных кредитных фондов местные органы проводят займовые операции, за счет фондов социального страхования финансируют целевые социальные программы.
Самостоятельным звеном местных финансов являются местные государственные предприятия.К ним относятся муниципальные, дорожные, транспортные предприятия, предприятия газо-, энерго- и водоснабжения, а также жилищное хозяйство.