Недопущение, ограничение или устранение конкуренции (ст.178 УК)
Ранее эта статья имела название "Монополистические действия и ограничение конкуренции", которое изменено Федеральным законом от 08.12.2003 года № 162-ФЗ. Объективная сторона предполагает "Недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем установления или поддержания монопольно высоких или монопольно низких цен, раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен, если эти деяния повлекли причинение крупного ущерба".
Статья является новой, но в ней все же с определенными изменениями воспроизводятся положения ст. 1543 УК РСФСР. По сравнению с названной статьей прежнего Кодекса в ст. 178 УК РФ незаконные действия, связанные с установлением цен, рассматриваются лишь как способ совершения монополистических действий, а не целостная характеристика объективной стороны преступления, включающая различные способы его совершения; изменены собственно перечень способов совершения преступления и характеристика квалифицирующих обстоятельств.
Юридико-технически статья устанавливает несколько составов преступления, которые разграничиваются: а) по способу совершения монополистических действий и ограничения конкуренции; б) по квалифицирующим признакам двух степеней тяжести.
Цель статьи – уголовно-правовая охрана порядка и правил эффективного функционирования товарного рынка, предупреждение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, препятствующих осуществлению своих прав и возможностей иными хозяйствующими субъектами, а также охрана прав и интересов отдельных граждан и государства, не выступающих в качестве хозяйствующих субъектов.
Сфера действия статьи – отношения, связанные с конкуренцией на рынке, в которых участвуют субъекты публичного права, российские и иностранные хозяйствующие коммерческие и некоммерческие организации, физические лица.
Монополистические действия в соответствии со ст. 4 Закона о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках от 22 марта 1991 г. с изменениями и дополнениями[1]1 составляют содержание монополистической деятельности, которая, в свою очередь, определяется как противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
Конкуренция – это состязательность хозяйствующих субъектов на рынке, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке.
Подмонопольно высокой ценой понимается цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей, и (или) получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара.
Монопольно низкая цена согласно названному Закону – это цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, с целью ограничения конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка.
При этом поддоминирующим положением на рынке понимается исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65%, если это установлено антимонопольным органом, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке, относительно размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок.
Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%.
К занимающим доминирующее положение на рынке в соответствии с положениями названного Закона о конкуренции субъект может быть отнесен путем включения в реестр предприятий-монополистов. Доминирующее положение при наличии нескольких хозяйствующих субъектов на рынке также признается, если данная группа в совокупности имеет долю на рынке определенного товара более 35%.
Ограничение конкуренции рассматривается как вид монополистской деятельности, которая осуществляется путем принятия нарушающих права участников рынка актов и иных действий федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также соглашений хозяйствующих субъектов между собой.
Действия хозяйствующего субъекта, формально образующие монополистическую деятельность, могут быть признаны в исключительных случаях правомерными, если он докажет, что положительный эффект от его действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для товарного рынка (п. 2 ст. 5 Закона о конкуренции).
Объективная сторона монополистических действий путем установления монопольных цен включает: принятие решения о размере цены, объявление цены и (или) ее предложение покупателям (как конечным, так и посредникам), распространение установленной цены в пределах, определяемых доминирующим положением на рынке, реальное применение данной цены на рынке без каких-либо скидок или льгот, устраняющих ее монопольно незаконный характер, а также наличие доминирующего положения на рынке. Наступления преступных последствий не требуется.
Преступление совершается с прямым умыслом и с целью недопущения, ограничения или устранения конкуренции либо с целью компенсации необоснованных затрат, либо получения дополнительной прибыли.
Преступление признается оконченным в момент наступления крупного ущерба в результате установления монопольно высокой или монопольно низкой цены.
Объективная сторона ограничения конкуренции путем раздела рынка включает: а) соглашения и вытекающие из них либо совершаемые без особого соглашения согласованные действия, направленные на установление фиксированных долей на рынке по территориальному принципу (критерию), по ассортименту реализуемых товаров, либо по кругу продавцов и покупателей (заказчиков); б) последствия в виде состоявшегося раздела рынка, выражающиеся в установлении господства определенного субъекта, доля которого превышает 35% товаров, и устранении либо подчинении конкурентов, наступления в результате этого крупного ущерба; в) причинную связь между действиями субъектов и наступившим последствием.
Соглашения и согласованные действия, направленные на раздел рынка, могут состоять в создании дискриминирующих условий для вытесняемого с рынка хозяйствующего субъекта, запрещении создания новых хозяйствующих субъектов, вытеснении отдельных групп покупателей товаров либо потребителей услуг, распределении видов товаров (услуг) между участниками соглашения и т. п.
Ограничение доступа на рынок включает действия по физическому воспрепятствованию деятельности конкурентов на рынке, введению необоснованных запретов, созданию неблагоприятного режима деятельности, проведению необоснованных проверок, ограничению свободы передвижения товаров и услуг, принудительной скупке товаров как юридическими лицами, так и государственными органами, а также наступление в результате крупного ущерба.
Устранение с рынка других субъектов экономической деятельности включает действия, аналогичные ограничению доступа на рынок, последствия в виде прекращения или приостановления деятельности других субъектов на рынке и причинную связь между действиями и последствиями. Эти действия могут также состоять в распространении ложных сведений о товарах либо продавцах, использовании иных форм недобросовестной конкуренции (ст. 10 названного Закона о конкуренции), обязательный признак – наступление крупного ущерба.
Установление единых цен включает соглашения или согласованные действия между хозяйствующими субъектами и иными органами по определению и предложению одинаковых цен на конкретные группы товаров или услуг.
Поддержание единых цен представляет собой действия по обеспечению соблюдения единых цен хозяйствующими субъектами, созданию условий по реализации указанных цен в отношениях с потребителями путем ограничения товаров на рынке, использования ложной или иной незаконной рекламы и т.п.
Преступления, состоящие в ограничении конкуренции, совершаются с прямым умыслом и целью незаконного воздействия на конкурентов.
Субъект преступления – физическое лицо, управомоченное принимать решения, либо любое физическое лицо, действующее от имени хозяйствующего субъекта или государственного органа в качестве соответственно руководителя, должностного или иным образом управомоченного лица.
Преступление имеет материальный состав, т.к. связано с причинением крупного ущерба.
К квалифицированным видам данного преступления законодатель отнес совершение преступления с использованием своего служебного положения, либо группой лиц по предварительному сговору.
Особо квалифицирующие признаки – применение насилия или угроза его применения, а также уничтожение или повреждение чужого имущества либо угроза его уничтожения или повреждения при отсутствии признаков вымогательства; совершение преступления организованной группой.
Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст.179 УК РФ)
Статья является новой по сравнению с УК РСФСР. Ответственность за принуждение к даче обязательств была известна дореволюционному законодательству, но рассматривалась как вид вымогательства. Данная статья применяется при отсутствии признаков вымогательства и построена по типу ст. 148 УК РСФСР и ст. 163 УК РФ. От данного уголовным законом описания вымогательства статья отличается использованием понятия «принуждение», а также иной характеристикой предмета преступления и содержания требований.
Цель статьи – защита правового оборота от незаконного вмешательства и, в частности, права участников правового оборота на свободу и автономность волеизъявления при совершении сделок.
Сфера применения статьи охватывает гражданско-правовые отношения между физическими и юридическими лицами, т.е. между любыми правоспособными и дееспособными субъектами. Статья не направлена на защиту лиц, принимающих решения публично-правового характера.
Объективная сторона включает принуждение, выразившееся в угрозе применения насилия, уничтожения или повреждения чужого имущества, наличие угрозы распространения сведений, которые могут принести существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких. Причинения вредных последствий указанными действиями не требуется.
Принуждение к совершению сделки по смыслу данной статьи – это доведение до потерпевшего сведений, содержащих в себе такую угрозу совершения указанных в статье действий, которая способна влиять на волю потерпевшего и определить несоответствие волеизъявления лица его воле. Принуждение может состоять в устной или письменной передаче сведений как непосредственно потерпевшему, так и третьим лицам, если сведения будут ими заведомо переданы потерпевшему либо заведомо станут ему известны любым другим путем.
Предметом угрозы является применение любого насилия в отношении принуждаемого лица или его близких.
Угроза уничтожения и повреждения по редакционным особенностям статьи относится к любому чужому, т.е. не принадлежащему субъекту преступления, имуществу.
Распространены могут быть ложные или (и) достоверные сведения, лишь бы это могло причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких.
Совершение сделки или отказ от совершения сделки – это совершение или отказ от совершения регулируемых гражданским законодательством действий, направленных на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ). Действия, к совершению которых принуждается потерпевший, должны быть в случае свободного волеизъявления потерпевшего законными.
Отсутствие признаков вымогательства имеет место, если принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения не направлено на изменение отношений собственности. Сделками в смысле данной статьи и в соответствии с гражданским законодательством могут быть действия по установлению подрядных отношений, выполнению научно-исследовательских и иных работ, возмездному оказанию услуг, поручению и т. п.
Понуждение к заключению соглашения по охране имущества не меняет отношений собственности и не образует вымогательства, не являясь посягательством на имущество либо имущественные права в юридическом их значении. Однако такое принуждение может влиять на волеизъявление при совершении имущественной сделки.
Преступление является оконченным в момент совершения принуждения, применения насилия, т.е. угрозы уничтожения или повреждения имущества либо распространения сведений.
Преступление совершается с прямым умыслом. Цель преступления – воздействие на волеизъявление при совершении сделок.
Субъект преступления – вменяемое физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.
Незаконное использование товарного знака (ст.180 УК РФ)
Понятием «незаконное использование товарного знака» охватывается два самостоятельных преступления, предусмотренных соответственно ч. 1 и 2 ст. 180 УК. Сходные по объекту, субъективной стороне и субъекту, они различаются объективной стороной и предметом преступления
В этой связи имеет смысл заметить, что незаконное использование чужого товарного знака – это один из видов недобросовестной конкуренции.Недобросовестная конкуренция означает, в свою очередь, действия хозяйствующих субъектов, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности и противоречащие положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, могущие причинить убытки другим хозяйствующим субъектам либо нанести ущерб их деловой репутации.
Объектом преступления, предусмотренного ст. 180 УК, являются общественные отношения, возникающие в связи с регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров.
Дополнительным объектом могут выступать интересы потребителей, приобретающих абсолютно не тот товар, на который они рассчитывали.
Предмет преступления по ч. 1 ст. 180 УК – товарный знак, знак обслуживания, наименование мест происхождения товара или сходные с ним обозначения для однородных товаров.
Согласно законодательству России, товарный знак и знак обслуживания – это обозначения, способные выделить товары и услуги одних субъектов экономической деятельности среди однородных товаров и услуг других субъектов.
Товарный знак представляет собой словесное, изобразительное, объемное или иное условное обозначение товара (или группы товаров). Использование товарного знака (знака обслуживания) – субъективное право товаропроизводителя, которое становится возможным только после регистрации знака в Патентном ведомстве. Знак обслуживания – обозначение оказываемых организацией услуг или выполняемых работ. В соответствии с законом знак обслуживания приравнивается по своему правовому регулированию к товарному знаку.
Как правило, товарный знак регистрируется за одним юридическим лицом, имеющим исключительное право на его использование, и служит как гарантией качества, так и рекламой. В ряде случаев закон допускает возможность регистрации коллективных товарных знаков, которые закрепляются за ассоциациями или союзами предприятий, и могут использоваться всеми участниками таких объединений.
Исключительное право владельца на товарный знак (знак обслуживания) удостоверяется свидетельством.
Наименование мест происхождения товаров – это название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и людским фактором (каспийское литье, дымковская игрушка, хохломская роспись и т. д.). Наименованием места происхождения товара может являться историческое либо географическое название объекта.
Правовая охрана места происхождения товара возникает на основании его регистрации в установленном законом порядке одним или несколькими субъектами экономической деятельности. Право пользования этим же наименованием не является исключительным и поэтому может быть закреплено за любыми лицами, производящими аналогичный товар (с теми же свойствами) в той же местности. Кроме того, в отличие от товарного знака (знака обслуживания), право использовать наименование места происхождения товара является бессрочным и не может передаваться по лицензии другим лицам.
Предметом преступления по ч. 2 ст. 180 УК является предупредительная маркировка.
Как следует из содержания закона о товарных знаках, владелец товарного знака (знака обслуживания) и обладатель свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара могут проставлять рядом с этими знаками предупредительную маркировку, указывающую на то, что применяемое обозначение является товарным знаком (знаком обслуживания) либо соответственно наименованием места происхождения товара, зарегистрированным Российской Федерации.
С объективной стороны преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 180 УК, состоит в незаконном использовании чужого товарного знака (знака обслуживания), наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров; преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 180 УК, – в незаконном использовании предупредительной маркировки в отношении незарегистрированного в Российской Федерации товарного знака или наименования места происхождения товара.
Использованием товарного знака считается его простановка на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован, и (или) на их упаковке владельцем товарного знака или лицом, которому такое право предоставлено на основе лицензионного договора.
Товарный знак может быть использован в рекламе, в печатных изданиях, на официальных бланках, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в России, если существуют уважительные причины не проставлять его на товарах и (или) упаковке. Лица, осуществляющие посредническую деятельность, могут на основе договора использовать свой товарный знак наряду с товарным знаком изготовителя товаров, а также вместо товарного знака последнего.
Использованием наименования места происхождения товара считается применение его на товарах, упаковке, в рекламе, проспектах, счетах, бланках и иной документации, связанной с введением товара в хозяйственный оборот.
Поднезаконным использованием чужого товарного знака (знака обслуживания) или сходных с ними обозначений для однородных товаров следует понимать его эксплуатацию без разрешения (лицензионного договора) владельца знака.
Использование наименования места происхождения товара или сходных с ним обозначений будет незаконным, если нет свидетельства, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или наименование используется в переводе либо в сочетании как «род, тип», «имитация» и т. п., а также если используется сходное обозначение, способное ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара.
И, наконец, предупредительная маркировка не может использоваться в отношении товарного знака (знака обслуживания) или наименования места происхождения товара, не зарегистрированных в Российской Федерации.
Уголовная ответственность за незаконное использование перечисленных средств индивидуализации наступает при условии, если оно совершено неоднократно или причинило крупный ущерб. Неоднократность предполагает совершение указанных в диспозициях ч. 1 или 2 ст. 180 УК деяний два или более раза. При этом действия по ч. 1 не образуют неоднократности для действий по ч. 2, и наоборот.
Крупный ущерб определяется в соответствии с примечанием к ст.169 УК РФ.
Субъективная сторона преступления, в зависимости от конструкции анализируемого состава преступления, может быть как в форме прямого, так и косвенного умысла. При неоднократном использовании – прямой умысел, при причинении крупного ущерба – как прямой, так и косвенный умысел.
Мотив и цель не являются обязательными признаками субъективной стороны состава преступления. В тех случаях, когда чужой товарный знак использует конкурент, или же виновный, не являясь субъектом экономической деятельности, из корысти вводит потребителя в заблуждение относительно свойств и качества товара, содеянное должно квалифицироваться по ст. 180 УК и 159 УК как мошенничество.
Субъект преступления – вменяемое лицо, достигшее на момент совершения преступления 16-летнего возраста.