Лекция 23. Банковский аудит
1. Понятие о банковском аудите.
2. Аудиторский контроль:сущность, функции, виды.
3. Аудит финансового положения банка.
1. Понятие о банковском аудите. Банковский аудит – независимая лицензионная деятельность, в ходе которой осуществляется комплексная проверка (экспертиза) результатов финансово-хозяйственной деятельности банков (филиалов банков), включающая правовую, экономическую и бухгалтерскую оценку данных финансовых отчетов. Основная цель аудиторской деятельности – установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций законодательным и нормативным актам. Данная цель может дополняться обусловленными договором с клиентом задачами выявления резервов лучшего использования финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения банка, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов. Задачи аудита: обеспечение наличия бухгалтерских записей, ведущихся надлежащим образом, и соблюдения стандартных бухгалтерских процедур в целях эффективного осуществления всей банковской деятельности; наличия у руководства необходимой базы данных для поведения мониторинга, контроля и планирования потенциальных рисков; снижения вероятности мошенничества со стороны работников, руководства и клиентов. Основной предпосылкой такого контроля является взаимная заинтересованность заказчика, государства и других лиц в обеспечения достоверности учета и отчетности. В результате аудита выдается заключение с оценкой проверяемых вопросов. На основании мнения аудитора пользователи информации принимают соответствующие решения (акционеры принимают решение об утверждении годового баланса). Заключение по крупным компаниям и банкам публикуют вместе с балансом и отчетом о прибылях и убытках.
Банковский аудит регламентируется Положением НБ РБ «О внешней банковской аудиторской службе в банковской системе Республики Беларусь», которое составлено на основании Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности». В нем определены права и обязанности аудиторов, аудиторских организаций и заказчика.
Для получения права проведения аудита банков аудиторы должны иметь соответствующую квалификацию, которая определяется соответствующими организациями, уполномоченными выдавать лицензию. В Республике Беларусь такое право дано Аудиторской палате и НБ РБ. В зарубежной практике определять квалификацию аудиторов могут специализированные институты, занимающиеся вопросами аудита, и крупные аудиторские фирмы, которые готовят и аттестовывают аудиторов.
Банковский аудит характеризуются комплексностью, независимостью, разработкой позитивных рекомендаций в интересах учредителей банка. Независимость аудита коммерческих банков связана с тем, что аудитор независим в своих суждениях от государства, политических партий и течений, от проверяемого субъекта и т. д.
В своей работе аудитор руководствуется нормативно-правовой базой, действующей в государстве, применяемыми в аудиторской практике методиками, кодексом чести аудитора. В ходе аудита он стремится взять под контроль и ограничить сферы возникновения банковских рисков (риск ликвидности, риск, связанный с привлечением средств, процентный и инвестиционный риски, валютный риск и др.). Для обоснованного выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудитор должен получить достаточные аудиторские доказательства. Их получают в результате использования таких способов, как пересчет, инвентаризация, проверка, подтверждение, опрос, прослеживание, анализ, оценка и др. Аудитор самостоятельно принимает решения о видах, количестве и методах проведения аудиторских процедур; затратах времени; количестве и составе специалистов, необходимых для аудиторской проверки и подготовки обоснованного аудиторского заключения. Аудитор должен стремиться к тому, чтобы его мнение было объективным и давало пользователям достоверную информацию.
Таким образом, эффективный банковский аудит является существенным компонентом экономической сферы, поскольку банковская система играет важную роль в осуществлении платежей, мобилизации и распределении сбережений. Задача аудита заключается в содействии надежной и безопасной работе банков, в слежении за тем, чтобы в них был накоплен капитал и имелись резервы, достаточные для обеспечения рисков, которые возникают в процессе их деятельности. Банковский аудит способствует внедрению эффективной макроэкономической политики и является важным гарантом финансовой стабильности в государстве.
2. Аудиторский контроль: сущность, функции, виды. Контроль – функция, которая присуща всякому управлению. Управленческая деятельность эффективна, если выполнение принятого решения своевременно контролируется с целью установления законности и эффективности проводимых мероприятий. Контроль способствует соблюдению договорной и исполнительской дисциплины, требует от работников высокого профессионализма и компетентности. Аудиторский контроль – проверка исполнения тех или иных хозяйственных решений с целью установления их достоверности, законности и экономической целесообразности. Он способствует повышению эффективности производственной и финансово-коммерческой деятельности звеньев экономики. В условиях новых форм организации и оплаты труда, деятельности субъектов хозяйствования с различной формой собственности значительно возрастает роль контроля использования ресурсов и сохранности собственности.
Функции аудиторского контроля:
– информационная функция способствует объективному изучению состояния дел контролируемого объекта, помогает выявить факторы, способствующие росту эффективности производства;
– профилактическая функция заключается в том, что контроль призван не только выявить недостатки, хищения, злоупотребления, но и способствовать их устранению и недопущению в дальнейшей работе;
– мобилизующая функция заставляет субъекты хозяйствования ответственно выполнять свои обязательства, мобилизовать имеющиеся ресурсы для достижения поставленной цели и эффективного ведения производства;
– воспитательная функция, приобщая людей к управлению производством, воспитывает у работников потребность неукоснительного соблюдения законности и исполнения своих обязанностей, соблюдения дисциплины, сознательного отношение к труду и собственности предприятия.
Основные задачи аудиторского контроля: укрепление законности и правопорядка, государственной и финансовой дисциплины; обеспечение сохранности принадлежащих предприятию имущества, денежных средств и др.; достижение целевого, экономного и рационального использования всех средств, находящихся в распоряжении предприятия; выявление и использование резервов роста и повышения эффективности производства; выявление путей совершенствования работы субъектов хозяйствования.
Классификация аудиторского контроля:
1. По функциональному характеру деятельности различают государственный контроль, аудит и общественный контроль.
Государственный контроль осуществляют органы государственной власти и управления и административные органы. По целевой направленности государственный контроль подразделяется на общегосударственный, отраслевой, специальный. Общегосударственный контроль осуществляется в масштабах всей республики органами государственной власти, центральными органами управления с целью обеспечения роста эффективности производства, достижения высоких конечных результатов, более полного удовлетворения потребностей. Отраслевой контрольспособствует эффективному развитию отдельных отраслей экономики. Его цель – выявление резервов повышения производительности труда, улучшения качества работы, развитие научно-технического прогресса в отрасли. Специальный контроль возложен на специализированные инспекции, которые осуществляют проверку соблюдения установленного порядка организации и ведения хозяйственных операций, входящих в их компетенцию. Они контролируют соблюдение действующих норм и правил, обеспечивающих эффективную и безопасную работу предприятий.
Аудит – независимый контроль за деятельностью предприятий, осуществляемый аудиторами-предпринимателями или аудиторскими фирмами с целью проверки достоверности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности, законности совершаемых на предприятии операций, правильности их отражения в учете.
Общественный контроль осуществляется профсоюзными и молодежными организациями с целью проверки решения социальных вопросов в трудовых коллективах, в молодежной среде, по месту жительства членов данных организаций.
2. По субъектам контрольной деятельности контроль подразделяется на вневедомственный и ведомственный. Вневедомственный контроль предполагает осуществление контрольных функций независимо от ведомственной подчиненности проверяемых субъектов хозяйствования. Положительной стороной вневедомственного контроля является его объективность, результативность, достаточно высокое качество и глубина проверок. Ведомственный контроль осуществляется вышестоящим органом по принципу административной подчиненности. Министерства, комитеты, тресты проводят ревизии и тематические проверки на подведомственных предприятиях и в организациях.
3. По характеру контрольных функций и сфере их применения выделяют правовой, экономический и производственно-технический контроль. Правовой контроль осуществляется в сфере государственного управления и обеспечивает точное и неуклонное соблюдение законов всеми субъектами хозяйствования и должностными лицами. Экономический контроль производится в сфере управления экономикой и включает в себя финансовый, бухгалтерский, ревизионный и статистический контроль. Производственно-технический контроль осуществляется в сфере производственного процесса и является способом оперативного регулирования хода производства. Его обеспечивают отделы технического контроля, диспетчерские службы и другие службы контроля и качества.
4. По времени осуществленияконтроль подразделяют на предварительный, текущий и последующий. Предварительный контроль применяется на стадии принятия управленческих решений, до начала совершения хозяйственных операций с целью предупреждения нарушений законности, нецелесообразного, неэффективного использования хозяйственных средств и принятия необоснованных решений. Он имеет предупредительный характер. Объектами такого контроля являются: проектно-сметная документация, договоры, сметы, документы, отражающие поступление и движение товарно-материальных ценностей, денежных средств. Текущий контроль осуществляется в ходе хозяйственных операций с целью оперативного выявления и своевременного пресечения нарушений и отклонений при выполнении производственных заданий, поиска и освоения внутрихозяйственных резервов роста эффективности производства. Основными объектами текущего контроля являются показатели оперативной отчетности, первичные документы, отражающие хозяйственные операции. Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственных операций по истечении определенного отчетного периода с целью установления правильности, законности и экономической целесообразности произведенных хозяйственных операций, выявления фактов бесхозяйственности и хищений. Объекты последующего контроля: первичные документы, отражающие совершенные хозяйственные операции, регистры бухгалтерского учета и отчетности. Эта форма контроля является самой распространенной и применяется в работе всех контролирующих органов. Такой контроль обеспечивает объективную оценку деятельности всех звеньев экономики отдельных должностных лиц.
5. По источникам проверки выделяют документальный и фактический контроль. Документальный контроль – проверка различного рода первичных документов, бухгалтерских и оперативных регистров, статистической, бухгалтерской, оперативной отчетности и других документальных носителей экономической информации с целью выявления правильности, достоверности, законности и экономической целесообразности документально отраженных хозяйственных операций. Фактический контроль – проверка фактического состояния, наличия и использования средств предприятия, осуществляемая путем осмотра, обмера, пересчета, взвешивания с целью обеспечения достоверности контрольных данных. Объектами фактического контроля являются товарно-материальные ценности, наличные деньги, ценные бумаги, готовая продукция, товары, незавершенное производство, выполненный объем работ и т. д.
6. По методам осуществления контроль подразделяется на ревизию, аудит, тематическую проверку, экономический анализ, обследование, расследование и хозяйственный спор. Ревизия – всесторонняя и глубокая документальная и практическая проверка производственно-финансовой и коммерческой деятельности субъекта хозяйствования за определенный период времени. Цель ревизии – получение достоверной и полной информации о состоянии контролируемого объекта. Основными задачами ревизии являются: выявление хозяйственных и финансовых нарушений, бесхозяйственности, расточительства; определение условий, способствующих установленным нарушениям; определение размера материального ущерба и принятие мер по его возмещению, профилактическая работа по недопущению нарушений, бесхозяйственности хищений и других злоупотреблений, на всех стадиях кругооборота материальных, денежных и трудовых ресурсов. Аудит – независимая экспертиза состояния бухгалтерского учета, бухгалтерского баланса и финансовых отчетов. Цель аудита – проверить правильность ведения бухгалтерского учета в соответствии с действующими нормативными положениями, подтвердить достоверность показателей баланса и финансовой отчетности субъекта хозяйствования. Аудит проводится аудиторскими организациями или аудиторами-предпринимателями, имеющими лицензию на право занятия аудиторской деятельностью. Тематическая проверка организуется по отдельной, заранее разработанной тематике. При этом подробно изучаются и анализируются отдельные стороны и участки работы субъекта хозяйствования. Цель тематической проверки – получение исчерпывающих данных, характеризующих состояние дел по изучаемой тематике и выявление не используемых на предприятии резервов. Экономический анализ – способ контроля, позволяющий выявить влияние факторов на результаты хозяйственно-финансовой деятельности субъекта хозяйствования. С помощью специальных приемов анализа количественно измеряется величина факторов, положительно и отрицательно влияющих на результаты деятельности предприятия. Результаты анализа оформляются графиками, аналитическими таблицами, текстовым описанием. Анализ позволяет вскрыть неиспользуемые резервы роста эффективности производства. Обследование – ознакомление с состоянием контролируемого объекта на месте. Оно организуется, например, для проверки состояния складского хозяйства, пожарной безопасности, охраны труда и т. д. При проведении обследования используются материалы периодической печати, письма, жалобы. Результаты обследований оформляются докладными записками, справками, заключениями, предложениями и т. д. Расследование (следствие) – способ установления виновности должностных лиц в совершении тех или иных нарушений законности, связанных с присвоением собственности, бесхозяйственностью, должностными злоупотреблениями, и размера причиненного ими материального ущерба. Данный способ контроля осуществляется только судебно-следственными органами при наличии признаков уголовно наказуемых деяний отдельных должностных лиц. По обнаруженным фактам нарушения проводится беспристрастное и всестороннее расследование, результаты которого оформляются протоколами и постановлениями. На предприятии может проводиться служебное расследование – проверка соблюдения работниками предприятия должностных обязанностей и нормативных актов, регулирующих хозяйственную деятельность. Оно проводится в случаях установления недостач, хищений, порчи материальных ценностей. Хозяйственный спор – способ установления соблюдения законности и обеспечения законных прав предприятий в хозяйственных взаимоотношениях. Такие споры между субъектами хозяйствования разрешаются в хозяйственных судах. Правильное разрешение хозяйственных споров субъектов хозяйствования играет важную роль в обеспечении дисциплины расчетов, выполнении плановых заданий и договорных обязательств во всех звеньях экономики. Результаты рассмотрения хозяйственных споров оформляют обычно протоколами и постановлениями.
3. Аудит финансового положения банка. В настоящее время существуют различные подходы к классификации банковского аудита:
1. По исполнителям различают внешний и внутренний аудит. Внешний аудит – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, а при необходимости и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству. Внешний аудит осуществляют независимые аттестованные аудиторы на основании договора гражданско-правового характера по оказанию аудиторских услуг. Внутренний аудит – независимая оценка системы внутреннего контроля, осуществляемая путем проведения службой внутреннего аудита аудиторских проверок по обеспечению соблюдения законности и эффективности деятельности банка, минимизации банковских рисков. Внутренний аудит позволяет получить достоверную информацию о состоянии дел на различных участках, предупреждает финансовые риски (кредитный, валютный, процентный, риск упущенной выгоды, ликвидности), определяет финансовую устойчивость и конкурентоспособность банка, обеспечивает сохранность акционерной собственности, защищает интересы банка, его участников и кредиторов. Служба внутреннего аудита НБ РБ проводит аудиторские проверки структурных подразделений не реже одного раза в два года, а обеспечения сохранности денежной наличности и других ценностей, находящихся в хранилищах НБ РБ, ежегодно с целью защиты интересов банка, участников и кредиторов, обеспечения мер по минимизации рисков, разрешения возникающих конфликтов. Основные отличительные черты внутреннего и внешнего аудита представлены в таблице 2.9.1.
Таблица 2.9.1 – Характеристика внутреннего и внешнего аудита
Элемент | Внутренний аудит | Внешний аудит |
Объект | Определяется руководством | Определяется договором |
Квалификация персонала | Определяется администрацией. Независимость ограничена | Определяется законодательством государства Большая независимость |
Отчетность | Перед руководством | Перед третьими лицами |
Цель | Определяется руководством в соответствии с планом работы | Определяется законодательством Республики Беларусь |
Оплата | Заработная плата в соответствии с трудовым договором (контрактом) и положением об оплате труда организации | Оплата услуг по договору |
2.По времени проведения банковский аудит бывает предварительным и последующим. Предварительныйаудит проводится до принятия управленческих решений с целью предупреждения незаконных банковских операций, действий должностных и материально ответственных лиц; эффективного расходования банковских ресурсов; недопущения возникновения непроизводительных расходов и других действий, наносящих ущерб деятельности банка. Последующий аудит проводится для установления достоверности и законности банковских операций и действий должностных лиц при выполнении служебных обязательств, а также выявления внутренних резервов, ликвидации имеющихся недостатков и упущений.
3. По срокам проведенияразличают оперативный и периодический внутренний аудит. Оперативный аудит организуется в течение рабочего дня, внутри отчетного периода с целью своевременного выявления отклонений, их причин и виновных лиц. Периодическийаудит проводится за период свыше одного месяца. Он устанавливает законность, своевременность, правильность, целесообразность совершенных операций.
4. В зависимости от источников информации внутренний аудит подразделяется на документальный и фактический. Документальный аудит проводится по данным документов, учетных регистров и форм отчетности, а фактический аудит – путем обследования, осмотра, пересчета, лабораторного анализа, экспертизы и пр.
5. По полноте проверки внутренний аудит бывает сплошным и выборочным. Сплошнойаудит охватывает все банковские операции за проверяемый период, а выборочныйаудит – часть операций.
Основные направления проведения внутреннего аудита банков:
1) Внутренний аудит операций банка с денежной наличностью с целью установления, соблюдаются ли в банке правила ведения кассовых операций, утвержденные правлением НБ РБ. Аудит кассовых операций банка производится в определенной последовательности. Вначале осуществляется ревизия (инвентаризация) наличных денег и ценностей, бланков строгой отчетности. Затем проверяется соблюдение действующих Правил ведения хозяйственных операций в коммерческих банках Республики Беларусь. Аудитор по документам устанавливает своевременность и полноту оприходования и списания наличных денег, правильность оформления приходных и расходных кассовых операций, ведения кассовых журналов, бухгалтерских журналов по внебалансовым счетам, ежедневных балансовых оборотов и остатков по синтетическим счетам, связанным с кассовыми операциями, оборотной ведомости и других учетных регистров. При внутреннем аудите кассовых операций проверке подлежат также ценные бумаги, их сохранность и учет.
2) Внутренний аудит состояния операционной работы, бухгалтерского учета и отчетности банка с целью выявления его эффективности. С его помощью предупреждают перерасход средств, выявляют недостачи ценностей, а также другие негативные явления, отрицательно влияющие на прибыль банка. Основные источники данного вида аудита: первичная документация, графики документооборота, регистры технического и аналитического учета, отчетность материально ответственных лиц и др.
3) Внутренний аудит кредитных операций банка,который включает проверку и формирование кредитной и процентной политики, контроль кредитного обслуживания клиентов, определение рейтинга выданных кредитов и анализ кредитного портфеля, проверку постановки наблюдения за выполнением условий кредитной сделки и др.
4) Внутренний аудит валютных операций и международных расчетов банка с целью контроля процессов купли-продажи иностранной валюты, наблюдения за валютными сделками, проверки отражения операций на соответствующих счетах бухгалтерского учета, проверки соответствия их нормам валютного регулирования. Проверяется валютная касса обменного пункта, полнота оприходования и списания валюты по документам, техническая оснащенность валютной кассы, состояние охраны, обеспечение сохранности валюты и других ценностей.
5) Внутренний аудит доходов, расходов и использования прибыли банка – проверка соответствия остатков по выпискам из лицевых счетов клиентов по взысканию процентов за период с остатком, отраженным банком в сводном мемориальном ордере по закрытию полученных доходов в виде процентов по предоставленным клиентам кредитам. Проверяется учет доходов и расходов банка в целом и по каждой статье в отдельности, изучаются причины потерь от неэффективных банковских операций, устанавливается целесообразность использования прибыли, вскрываются резервы роста накоплений и уровня рентабельности от банковской деятельности. Источниками внутреннего аудита доходов и расходов банка являются их аналитические лицевые счета, ежемесячный краткий отчет о финансовых результатах, отчет о прибылях и убытках, расчеты налогов в бюджет, отчет о финансовых показателях, отчет по использованию прибыли и др.