Обращения граждан в органы местного самоуправления. В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные
В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Таким образом, право граждан на индивидуальные и коллективные обращения является конституционным правом гражданина Российской Федерации.
Обращение представляет собой форму взаимодействия гражданина (группы граждан) с органами государственной власти и органами местного самоуправления, направленную на приобретение, реализацию или восстановление прав, свобод и законных интересов, а также на совершенствование государственного и муниципального управления.
Данная форма участия населения в осуществлении местного самоуправления предусмотрена в ст. 32 Федерального закона № 131-ФЗ и содержит ссылку на базовый закон, устанавливающий порядок реализации и гарантии реализации права граждан на обращения – к Федеральному закону от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»[229]. В некоторых субъектах Российской Федерации установлены специальные порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления[230].
Федеральный закон от 2 мая 2006 года определяет, что обращение гражданина – это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Таким образом, обращение может быть подано в формах:
в письменной форме,
в устной форме,
в форме электронного документа.
Видами обращений граждан (по содержанию) являются:
1) предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
2) заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
3) жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Гарантиями безопасности гражданина в связи с его обращением являются:
1) запрет преследования гражданина в связи с его обращением в орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц;
2) запрет на разглашение сведений , содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в орган местного самоуправления или должностному лицу.
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
Письменное обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В исключительных случаях руководитель органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следует обратить внимание, что 18 июля 2012 года Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении отметил, что право объединений граждан, в том числе юридических лиц, обращаться в органы публичной власти производно от конституционно установленного права граждан направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Соответственно, объединениям граждан эти права и свободы, в том числе право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, должны быть гарантированы. Отказ в признании юридических лиц как объединений граждан субъектами конституционного права на обращение, исходя из его предназначения как обеспечивающего осуществление других прав и свобод, свидетельствует о нарушении вытекающего из статей 19 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации принципа равенства и справедливости.
Конституционный Суд РФ признал взаимосвязанные положения Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они препятствуют распространению положений данного Федерального закона на отношения, связанные с рассмотрением органами государственной власти и органами местного самоуправления обращений объединений граждан, включая юридические лица, а федерального законодателя обязал урегулировать порядок рассмотрения обращений объединений граждан и юридических лиц государственными органами и органами местного самоуправления, а также гарантии рассмотрения обращений граждан государственными учреждениями и иными организациями, осуществляющими публично значимые функции[231].
Необходимо также отметить, что рассматриваемая форма непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления является одной из самых востребованных в реальной конституционной практике и часто реализуемых. Так, за 8 лет работы в территориальные приемные главы администрации города Нижнего Новгорода обратилось более 100 тысяч нижегородцев. «Ежемесячно в общегородскую и территориальную приемные с устными обращениями приходят около 3 тысяч человек, более тысячи человек приносят письменные заявления. Около 50% поступивших обращений решаются положительно, по остальным даются разъяснения»[232].
Весной 2011 года в структуре администрации Нижнего Новгорода создано управление по работе с обращениями граждан, которое входит в состав департамента организационно-кадрового обеспечения. В районах Нижнего Новгорода работают территориальные приемные главы администрации. Два раза в месяц с нижегородцами встречаются заместители главы администрации города. Кроме этого и градоначальник ежемесячно проводит личный прием нижегородцев.