Выявление резервов увеличения прибыли организации
Для обеспечения стабильного роста прибыли необходимо постоянно изыскивать резервы ее увеличения. Резервы роста прибыли — это количественно измеримые возможности ее дополнительного получения.
Резервы увеличения массы прибыли определяются при разработке бизнес-плана предприятия на очередной плановый период. Источником информации служат данные анализа прибыли: тенденции в изменении состава и суммы прибыли; уровень влияния отдельных факторов в целом по предприятию и по отдельным изделиям на изменение прибыли в отчетном периоде; распределение чистой прибыли после налогообложения.
Определение резервов роста прибыли базируется на научно обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации. Выделяют три этапа этой работы:
1) аналитический — выявление и количественная оценка резервов;
2) организационный — разработка комплекса инженерно-технических, экономических и социальных мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов;
3) функциональный — практическая реализация мероприятий и контроль за их выполнением.
Резервы увеличения суммы прибылискладываются за счет:
1) увеличения объема реализации продукции: необходимо выявленный резерв роста объема реализации продукции умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции:
ПРQ = ∆Qi * ПРi факт
или выявленный резерв увеличения выручки по каждому виду продукции умножить на фактическую цену по каждому виду продукции:
∆ПРвп = ∆ВПi * Цфакт i
2) снижения себестоимости продукции: рассчитывается предварительно выявленный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции и умножается на возможный объем продаж с учетом резервов его роста.
3) улучшения качества продукции: изменения удельного веса каждого сорта умножаются на отпускную цену этого сорта, результаты суммируются и полученное среднее изменение цены умножается на возможный объем реализации.
4) увеличения цены товарной продукции и услуг: предварительно выявленный резерв увеличения цены каждого вида продукции умножается на возможный объем ее продаж с учетом резервов его роста. Уровень среднереализационных цен может быть увеличен путем поиска более выгодных рынков сбыта, где эту продукцию возможно реализовать по более высоким ценам.
Аналогично подсчитывается размер прибыли за счет рынков сбыта и оптимизации сроков продаж.
Резерв повышения уровня рентабельности может быть определен по формуле:
∆R = Rвозм - Rфакт = [(Rфакт + ∆R)/ (∑(Qi возм *ci возм)] – [Rфакт / Сфакт]
где Qi возм — возможный объем реализации продукции с учетом выявленных резервов;
сi возм — возможный уровень себестоимости с учетом выявленных резервов;
R — рентабельность.
Рассмотрим действия предприятия по увеличению суммы прибыли за счет снижения затрат на производство продукции. В этих действиях следует выделить две проблемы: одна связана со стабильностью планирования, вторая — с поиском резервов снижения себестоимости. Стабильность в выполнении плана по себестоимости означает повышение конкурентоспособности предприятия, так как:
а) менеджмент предприятия имеет преимущество в стабильности информации об использовании и потребности в ресурсах;
б) реализация продукции осуществляется в соответствии с планируемыми изменениями цен, обеспечивающими плановую рентабельность и плановую прибыль;
в) это отказ от поиска не предусмотренных планом дополнительных источников пополнения оборотных средств, возможность получения запланированной прибыли и, соответственно, собственных финансовых ресурсов для развития;
г) это устойчивая информационная база, позволяющая иметь ориентиры для принятия обоснованных и своевременных решений о проблемах будущего развития и т. п.
Отсюда обеспечение стабильности в планировании себестоимости важно не только для подразделений плановой службы, но и для всего менеджмента предприятия, а также конструкторских, технологических, снабженческих подразделений, цехов — как основа для организации ритмичной работы всей системы управления.
Резервы повышения прибыли (Rc) за счет снижения себестоимости рассчитываются по формуле
Rc = Qпл * ∆Сф
где Qпл — объем реализации продукции в плановом периоде.
Резервы (∆Сдр) снижения себестоимости от повышения технического уровня производства и других факторов (а они учитывают снижение себестоимости от мероприятий по повышению эффективности использования основных средств, используемого сырья и материалов,сокращения излишней численности персонала, совершенствования организации труда, снижения трудоемкости и повышения производительности труда) рассчитываются на основе суммирования величины снижения затрат по каждому мероприятию плана оргтехмероприятий.
Увеличение прибыли и рентабельности возможно не только за счет резервов снижения полной себестоимости, но и за счет изменения соотношения между ценой на реализуемую продукцию и переменными затратами.