Выявление резервов увеличения прибыли организации

Для обеспечения стабильного роста прибыли необходимо посто­янно изыскивать резервы ее увеличения. Резервы роста прибыли — это количественно измеримые возможности ее дополнительного по­лучения.

Резервы увеличения массы прибыли определяются при разработке бизнес-плана предприятия на очередной плановый период. Источни­ком информации служат данные анализа прибыли: тенденции в измене­нии состава и суммы прибыли; уровень влияния отдельных факторов в целом по предприятию и по отдельным изделиям на изменение при­были в отчетном периоде; распределение чистой прибыли после налого­обложения.

Определение резервов роста прибыли базируется на научно обосно­ванной методике их расчета, мобилизации и реализации. Выделяют три этапа этой работы:

1) аналитический — выявление и количественная оценка резервов;

2) организационный — разработка комплекса инженерно-техни­ческих, экономических и социальных мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов;

3) функциональный — практическая реализация мероприятий и кон­троль за их выполнением.

Резервы увеличения суммы прибылискладываются за счет:

1) увеличения объема реализации продукции: необходимо выяв­ленный резерв роста объема реализации продукции умножить на факти­ческую прибыль в расчете на единицу продукции:

ПРQ = ∆Qi * ПРi факт

или выявленный резерв увеличения выручки по каждому виду продук­ции умножить на фактическую цену по каждому виду продукции:

∆ПРвп = ∆ВПi * Цфакт i

2) снижения себестоимости продукции: рассчитывается предваритель­но выявленный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции и умножается на возможный объем продаж с учетом резервов его роста.

3) улучшения качества продукции: изменения удельного веса каж­дого сорта умножаются на отпускную цену этого сорта, результаты сум­мируются и полученное среднее изменение цены умножается на воз­можный объем реализации.

4) увеличения цены товарной продукции и услуг: предварительно выявленный резерв увеличения цены каждого вида продукции умножа­ется на возможный объем ее продаж с учетом резервов его роста. Уро­вень среднереализационных цен может быть увеличен путем поиска бо­лее выгодных рынков сбыта, где эту продукцию возможно реализовать по более высоким ценам.

Аналогично подсчитывается размер прибыли за счет рынков сбыта и оптимизации сроков продаж.

Резерв повышения уровня рентабельности может быть определен по формуле:

∆R = Rвозм - Rфакт = [(Rфакт + ∆R)/ (∑(Qi возм *ci возм)] – [Rфакт / Сфакт]

где Qi возм — возможный объем реализации продукции с учетом выявленных резервов;

сi возм — возможный уровень себестоимости с учетом выявленных резервов;

R — рентабельность.

Рассмотрим действия предприятия по увеличению суммы прибыли за счет снижения затрат на производство продукции. В этих действиях следует выделить две проблемы: одна связана со стабильностью плани­рования, вторая — с поиском резервов снижения себестоимости. Ста­бильность в выполнении плана по себестоимости означает повышение конкурентоспособности предприятия, так как:

а) менеджмент предприятия имеет преимущество в стабильности информации об использовании и потребности в ресурсах;

б) реализация продукции осуществляется в соответствии с плани­руемыми изменениями цен, обеспечивающими плановую рентабель­ность и плановую прибыль;

в) это отказ от поиска не предусмотренных планом дополнитель­ных источников пополнения оборотных средств, возможность получе­ния запланированной прибыли и, соответственно, собственных финан­совых ресурсов для развития;

г) это устойчивая информационная база, позволяющая иметь ориентиры для принятия обоснованных и своевременных решений о про­блемах будущего развития и т. п.

Отсюда обеспечение стабильности в планировании себестоимости важно не только для подразделений плановой службы, но и для всего менеджмента предприятия, а также конструкторских, технологических, снабженческих подразделений, цехов — как основа для организации рит­мичной работы всей системы управления.

Резервы повышения прибыли (Rc) за счет снижения себестоимости рассчитываются по формуле

Rc = Qпл * ∆Сф

где Qпл — объем реализации продукции в плановом периоде.

Резервы (∆Сдр) снижения себестоимости от повышения техническо­го уровня производства и других факторов (а они учитывают снижение себестоимости от мероприятий по повышению эффективности ис­пользования основных средств, используемого сырья и материалов,сокращения излишней численности персонала, совершенствования ор­ганизации труда, снижения трудоемкости и повышения производитель­ности труда) рассчитываются на основе суммирования величины сни­жения затрат по каждому мероприятию плана оргтехмероприятий.

Увеличение прибыли и рентабельности возможно не только за счет резервов снижения полной себестоимости, но и за счет изменения соот­ношения между ценой на реализуемую продукцию и переменными за­тратами.

Наши рекомендации