Инвентаризация обязательств и расчетов
Под инвентаризацией финансовых обязательств понимается подтверждение аналитических остатков по следующим счетам бухгалтерского учёта:
расчёты с поставщиками и подрядчиками,
расчёты с покупателями и заказчиками,
расчёты с кредитно-финансовыми организациями,
расчёты с прочими дебиторами и кредиторами.
Инвентаризация финансовых обязательств проводится путём осуществления сверки взаиморасчётов со всеми контрагентами, то есть сличения данных о задолженности на текущую дату в учёте одной и второй организации. При этом составляется акт сверки взаиморасчётов за подписями руководителей и главных бухгалтеров обеих организаций, где фиксируется сумма задолженности. В случае разногласий по этой сумме, акт составляется в более подробной форме, где отражаются все операции по возникновению, погашению и изменению суммы задолженности. Эти данные проверяются по учёту каждой стороны — за период с даты предыдущей сверки взаиморасчётов. Таким образом находится ошибка в учёте одного из контрагентов, ошибка исправляется и акт сверки подписывается в урегулированном виде.
Задача инвентаризации – определение реального состояния расчетов и выявление задолженности, не реальной для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников либо к списанию ее с учета.
1. Последовательно анализируется каждый вид инвентаризируемого расчета:
• расчеты по кредитам и займам (балансовый счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», балансовый счет 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»)
Проверяются кредиты, выданные организации банками и другими кредитными учреждениями по каждому кредитному учреждению и кредитному договору.
Проверяется правомерность их учета в составе краткосрочных (со сроком погашения не более 12 месяцев) или долгосрочных (со сроком погашения более 12 месяцев) обязательств в соответствии с договором.
Займы, привлеченные путем выпуска и размещения облигаций, учитываются обособленно.
Кредиты и займы, не оплаченные в срок, учитываются обособленно.
Учет расчетов с кредитными организациями, заимодавцами и векселедателями в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется обособленно.
Проверяется правильность и своевременность начисления к уплате причитающихся процентов по полученным кредитам и займам.
Начисленные суммы процентов учитываются обособленно;
• расчеты по налогам и сборам (балансовый счет 68)
Проверяется соответствие сумм, отраженных на соответствующих субсчетах, налоговым декларациям по каждому виду налога.
Проверяется своевременность расчетов с бюджетом по исчисленным налогам.
Проверяются акты сверки с бюджетом по налогам.
Выявляется задолженность перед бюджетом и дата ее образования;
• расчеты по социальному страхованию и обеспечению (балансовый счет 69)
Проверяется соответствие сумм, отраженных на соответствующих субсчетах, налоговым декларациям по каждому виду страхования (социальное страхование, пенсионное обеспечение и обязательное медицинское страхование).
Проверяется своевременность расчетов с бюджетом и Пенсионным Фондом по страховым взносам.
Проверяются акты сверки с бюджетом и Пенсионным Фондом.
Выявляется задолженность перед бюджетом и пенсионным фондом и дата ее образования;
• расчеты с покупателями и заказчиками (балансовый счет 62)
Аналитика ведется в разрезе задолженности за поставленные товары (работы, услуги) и авансов полученных по каждому покупателю (заказчику).
Данные аналитического учета за поставленные товары (работы, услуги) должны обеспечивать возможность получения необходимой информации:
- по покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
- по покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам;
- по векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил;
- по векселям, дисконтированным (учтенным) в банках;
- по векселям, денежные средства по которым не поступили в срок;
- по покупателям и заказчикам в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность.
Проверяются акты сверок с покупателями и заказчиками. Акты должны быть подписаны обеими сторонами. Суммы, отраженные в акте, сверяются с данными бухгалтерского учета.
На основании данных аналитического учета и актов сверок выявляется:
- задолженность, подтвержденная дебиторами;
- задолженность, не подтвержденная дебиторами;
- задолженность с истекшим сроком исковой давности.
Проверяется обоснованность списания безнадежной задолженности. Задолженность списывается при наличии письменного обоснования и приказа руководителя. Списание безнадежной задолженности возможно:
- по истечении срока исковой давности. Срок исковой давности составляет 3 года с момента возникновения задолженности;
- при неплатежеспособности должника. Суммы списанной задолженности сопоставляется с суммами, отраженными на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» (задолженность учитывается за балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должников).
Данные инвентаризации заносятся в опись по каждому покупателю (заказчику).
• Расчеты с поставщиками и подрядчиками (балансовый счет 60)
Аналитика ведется в разрезе задолженности за поставленные товары (работы, услуги) и авансов выданных по каждому поставщику (подрядчику).
Данные аналитического учета должны обеспечивать возможность получения необходимых данных о расчетах с поставщиками (подрядчиками):
- за полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п.;
- по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;
- за товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки);
- по излишкам товарно-материальных ценностей, выявленным при их приемке;
- за полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуг связи и др.
Проверяется обоснованность отражения задолженности по авансам выданным (в соответствии с условиями договора и платежными документами).
Проверяются акты сверки с поставщиками и подрядчиками. Акты должны быть подписаны обеими сторонами. Суммы, отраженные в акте, сверяются с данными бухгалтерского учета.
На основании данных аналитического учета и актов сверок выявляется:
- задолженность, подтвержденная кредиторами;
- задолженность, не подтвержденная кредиторами;
- задолженность с истекшим сроком исковой давности.
Проверяется обоснованность списания кредиторской задолженности. Задолженность списывается при наличии письменного обоснования и приказа руководителя.
Данные инвентаризации заносятся в опись по каждому поставщику и подрядчику;
• расчеты с подотчетными лицами (балансовый счет 71)
Аналитический учет ведется по каждой сумме, выданной под отчет.
Выявляются подотчетные суммы, не возвращенные работниками в установленные сроки. Предприятия выдают наличные деньги под отчет в размерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий. Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки, предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.
Проверяется правомерность выдачи наличных денег под отчет. Круг лиц, имеющих право на получение денежных средств в подотчет, устанавливается приказом руководителя.
Проверяется соблюдение порядка выдачи наличных денег под отчет:
выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу;
передача выданных под отчет наличных денег одним лицом другому лицу запрещается;
• расчеты с персоналом по оплате труда ( балансовый счет 70)
Аналитический учет ведется по каждому работнику организации.
Сопоставляются данные расчетной (расчетно-платежной) ведомости с регистрами бухгалтерского учета.
Выявляются невыплаченные суммы заработной платы, подлежащие перечислению на счет депонентов.
Выявляются суммы и причины возникновения переплат работникам;
• расчеты с персоналом по прочим операциям ( балансовый счет 73)
Аналитический учет ведется по каждому виду расчета (расчеты по предоставленным займам, расчеты по возмещению материального ущерба и др.).
Проверяется обоснованность расчетов с работниками (договоры займа, товарного кредита, акты об установлении факта хищения, акты обнаружения недостач, брака, приказы);
• расчеты с разными дебиторами и кредиторами (балансовый счет 76)
Данные аналитического учета должны обеспечивать возможность получения необходимой информации по каждому дебитору и кредитору о расчетах:
- по имущественному страхованию;
- по личному страхованию;
- по страхованию предпринимательских рисков и гражданской ответственности;
- по претензиям;
- по суммам, удержанным из оплаты труда работников организации в пользу других организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судов;
- по договорам аренды, поручения, комиссии, цессии и др.
Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете обособленно.
Проверяются акты сверок с дебиторами и кредиторами. Акты должны быть подписаны обеими сторонами. Суммы, отраженные в акте, сверяются с данными бухгалтерского учета;
• внутрихозяйственные расчеты (балансовый счет 79)
Аналитический учет ведется по каждому филиалу, представительству, отделению или другому обособленному подразделению организации, выделенному на отдельный баланс, а расчеты по договорам доверительного управления имуществом - по каждому договору.
Проверяются расчеты по выделенному имуществу, по взаимному отпуску материальных ценностей, по продаже продукции, работ, услуг, по передаче расходов по общеуправленческой деятельности, по оплате труда работникам подразделений и т.п.
2. Данные инвентаризации заносятся в приложение к форме № ИНВ-17 «Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами». Справка составляется в разрезе синтетических счетов бухгалтерского учета.
3. На основании справки заполняется форма № ИНВ-17. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй остается в комиссии.
Недостачи и потери от порчи ценностей (балансовый счет 94)
1. Проверяется обоснованность возникновения недостач и потерь от порчи ценностей (акты об установлении факта хищения, акты обнаружения недостач).
Недостачи и потери от порчи материальных и иных ценностей (включая денежные средства) могут возникать в процессе их заготовления, хранения и продажи.
2. Проверяется правильность формирования учетной стоимости потерь и недостач:
- по недостающим или полностью испорченным товарно-материальным ценностям - их фактическая себестоимость с учетом восстановленного налога на добавленную стоимость;
- по недостающим или полностью испорченным основным средствам - их остаточная стоимость (первоначальная стоимость за вычетом суммы начисленной амортизации) с учетом восстановленного налога на добавленную стоимость;
- по частично испорченным материальным ценностям - сумма определившихся потерь с учетом восстановленного налога на добавленную стоимость и т.п.
3. Проверяется обоснованность списания недостач и порчи ценностей:
- на себестоимость продукции (в пределах норм естественной убыли);
- на виновное лицо (сверх норм естественной убыли и в соответствии со статьями 246-248 ТК РФ);
- на прочие доходы и расходы (при отсутствии конкретных виновников, а также недостач товарно-материальных ценностей, во взыскании которых отказано судом вследствие необоснованности исков);
- на убытки отчетного года как некомпенсированные потери от стихийных бедствий (по потерям ценностей, возникшим в результате стихийных бедствий).
Целевое финансирование (балансовый счет 86)
1. Проверяются расходование средств на цели, предусмотренные целевыми программами и сметами расходов.
Целевое финансирование – это финансирование целевых программ за счет поступлений от других организаций и лиц, ассигнований из бюджета и других источников.
Данные аналитического учета должны обеспечить возможность получения необходимой информации по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления их.
2. Проверяется наличие документов (отчеты об использовании средств с приложенными первичными документами), подтверждающих целевое использование бюджетных средств, т.е. сопоставляются произведенные расходы с соответствующей экономической статьей расходов бюджетных назначений.
3. Выявляются суммы превышения расходов по соответствующим статьям бюджетного финансирования.
Проверяется наличие документов, подтверждающих целесообразность и правомерность расходов сверх утвержденной сметы.
4. Инвентаризационные описи заполняются в разрезе источников финансирования.
Доходы будущих периодов (балансовый счет 98)
1. Проверяется правомерность отнесения полученных доходов к доходам будущих периодов.
К доходам будущих периодов относятся:
- доходы, полученные в счет будущих периодов (доходы от аренды, абонентская плата, выручка от перевозки пассажиров по месячным и квартальным билетам и др.);
- стоимость активов, полученных безвозмездно;
- предстоящее поступление задолженности по недостачам, выявленным в отчетном периоде за прошлые годы и признанным виновным лицом или присужденным судом;
- разница между подлежащей взысканию с виновных лиц суммой за недостающие материальные и иные ценности и их учетной стоимостью.
2. Проверяется правильность формирования оценки доходов будущих периодов. При принятии к учету доходов будущих периодов их оценка производится в следующем порядке:
- доходы, полученные в счет будущих периодов, принимаются к учету в сумме фактически поступившей оплаты (в соответствии с договором);
- стоимость активов, полученных безвозмездно, оценивается по рыночной стоимости на дату оприходования;
- задолженности по недостачам прошлых лет, выявленные в отчетном году, принимаются к учету по рыночной стоимости на дату признания недостачи виновником или на дату вынесения судом соответствующего решения;
- сумма разницы в оценке недостач, взыскиваемых с виновных лиц, определяется как разница между рыночной стоимостью недостающих ценностей и их учетной стоимостью.
3. При инвентаризации, проводимой на конец года, проверяется обоснованность наличия остатков, числящихся на следующих субсчетах:
- субсчет «Доходы, полученные в счет будущих периодов» - должны быть отражены только доходы, относящиеся к следующему отчетному году;
- субсчет «Безвозмездные поступления» - рыночная стоимость безвозмездно полученного имущества в части, относящейся к недоамортизированной стоимости (по амортизируемому имуществу), или рыночная стоимость МПЗ, не списанных на счета учета затрат на производство;
- субсчет «Предстоящие поступления задолженности по недостачам, выявленным за прошлые годы» и субсчет «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей» - рыночная стоимость имущества или разница в его оценке, относящиеся к непогашенной части задолженности по недостачам.
4. Проверяется правильность списания сумм, учтенных на счете по безвозмездно полученному имуществу. Списание сумм производится в корреспонденции со счетом 91.2 «Прочие расходы» в следующем порядке:
- по безвозмездно полученным основным средствам - по мере начисления амортизации;
- по иным безвозмездно полученным материальным ценностям - по мере списания на производство (расходов на продажу).
Учет расчетов с бюджетом.
В Российской Федерации все налоги подразделяются на 3 группы:
1) федеральные налоги;
2) региональные налоги;
3) местные налоги.
К федеральным относятся:
а) налог на добавленную стоимость;
б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;
в) налог на прибыль организаций;
г) налог на доходы физических лиц и др.
К региональным налогам относятся:
а) налог на имущество организаций;
б) налог на игорный бизнес;
в) плата транспортный налог.
К местным относятся:
а) налог на имущество физических лиц;
б) земельный налог
Для учета расчетов с финансовыми органами по платежам в бюджет предусмотрен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам»
При журнально-ордерной форме синтетический и аналитический учет совмещен в журнале-ордере № 8.
Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере их реализации.
Налог на имущество организаций исчисляется со стоимости имущества, находящегося на ее балансе и представляющего собой совокупность основных, оборотных средств и финансовых активов.
Уплата налога производится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам - в десятидневный срок.
Акцизы представляют собой косвенные налоги, включаемые в цену товара и оплачиваемые покупателем. Налогообложение подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья осуществляется по единым на территории Российской Федерации налоговым ставкам (Сумма акцизов определяется плательщиками самостоятельно исходя из объема реализованных товаров и установленных ставок.
Налог на прибыль организаций представляет собой форму уплаты в бюджет части валовой прибыли, без налога на добавленную стоимость и акцизов, по установленной для плательщика ставке 24%.
Плательщиками земельного налога являются предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлена земля в собственность, владение или пользование.
Суммы начисленного земельного налога включаются в издержки производства и обращения организаций. При этом составляется бухгалтерская запись:
Учет страховых взносов в государственные внебюджетные фонды:
Пенсионный фонд РФ;
Фонд социального страхования РФ;
фонды обязательного медицинского страхования РФ.
Отчисления в государственные внебюджетные фонды РФ дифференцированы в зависимости от:
· организационно-правовой основы налогоплательщика;
· налоговой базы каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года.
Отчисления производятся ежемесячно, т.е. одновременно с начислением заработной платы производят отчисления в указанные фонды России в соответствующем проценте от суммы начисленной заработной платы
Для учета расчетов по единому социальному налогу в Плане счетов бухгалтерского учета предусмотрен счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
Инвентаризация денежных средств и расчетов с дебиторами и кредиторами.
Ежегодно должна проводить инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности. Инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета. При этом в ходе инвентаризации расчетов выявляются суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.
В Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденном приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н, указано, что суммы дебиторской и кредиторской задолженности по истечении срока исковой давности (три года) списываются на финансовые результаты организации.