Методика проведения комплексного экономического анализа

В экономическом анализе методика представляет собой со­вокупность аналитических способов и правил исследования эко­номики предприятия, определенным образом подчиненных дости­жению цели анализа. Методика экономического анализа включает последовательность, периодичность и сроки проведения аналити­ческого исследования; источники информации; приемы анализа; порядок оформления результатов анализа.

В связи с отсутствием утвержденного типового положения по методике проведения экономического анализа сложилось положе­ние, когда исполнители, руководствуясь различными методиками, получают соответственно различные результаты и выводы.

В теории и практике хозяйственной деятельности выделяют об­щую и частные методики. Общая методика - система исследова­ния, которую одинаково используют при изучении различных объ­ектов экономического анализа в различных отраслях экономики. Частные методики — конкретизируют общую относительно опре­деленных отраслей и типов производства.

Особое значение в экономическом анализе имеет комплексная методика. Методика комплексного экономического анализа озна­чает, что работа каждого предприятия должна быть рассмотрена и в результате комплексного исследования должна быть получена обобщающая оценка исследуемого объекта со всех сторон его дея­тельности.

Подходы к выбору методики комплексного анализа: 1. Методика А.Д. Шеремета основана на англо-американской методологии бухгалтерского учета, подразумевающей его деление на управленческий и финансовый учет. Этот подход предполагает расширение схемы традиционного анализа хозяйственной деятель­ности, используемой в годы командно-административного управления со стороны государства, включение в нее отдельных элемен­тов относительно новых видов деятельности или объектов анализа, таких, как бизнес-планирование, маркетинг, финансовые активы, капитал и т.д.

2. Методика комплексного анализа деятельности предприятия, предложенная В.В. Ковалевым, основана на двух принципах:

• каждое предприятие рассматривают как самостоятельный имущественный комплекс, который может быть охарактери­зован с позиции имеющегося у него экономического потенци­ала (совокупность ресурсов и обязательств, отраженных в бух­галтерской отчетности);

• финансово-хозяйственная деятельность понимается как дея­тельность предприятия, направленная на достижение иерар­хически упорядоченной системы целей, сформулированных руководителями. Доминирующий критерий — повышение экономической эффективности, рассматриваемый и в эконо­мическом и в социальном аспектах.

• Выделяют методику SWOT-анализа, применяемую для комплексной оценки деятельности фирмы. Она раскрывает содер­жание стратегического экономического анализа и переводит­ся как (Strengths) достоинство, (Weaknesses) недостаток, (Op­portunities) возможность, (Threats) угроза.

SWOT-анализ включает системное исследование внешних и внутренних условий бизнез-среды организаций, выявление силь­ных и слабых сторон относительно конкурентов.

Сильные стороны фирмы раскрывают ее конкурентные преиму­щества в достижении лидерства на рынке. К ним можно отнести: высокое качество продукции, эффективное управление затратами, ценовое преимущество, надежные и платежеспособные рынки сбыта, современное высокопроизводительное оборудование, пе­редовую технологию, высокий уровень инвестирования и иннова­ционный подход в производстве, быстрое реагирование на изме­нения рыночной конъюнктуры, оперативность в организации и управлении производством.

Слабые стороны характеризуют упущения в работе предприятия, которые не позволяют достичь высоких результатов и снижают имидж фирмы. Из множества слабых сторон выделим высокий уровень себестоимости продукции, износ основных средств; зна­чительную сумму кредиторской и просроченной дебиторской за­долженности; недостаток финансирования; низкую квалификацию работников и управленческого персонала; нестабильность в рынках сбыта и слабый уровень маркетинга; неудовлетворительные условия труда и производства.

Слабые стороны являются для организации приоритетными направлениями повышения эффективности производства и фи­нансовой независимости, т.е. в ходе «работы над ошибками» сла­бые стороны должны перейти в преимущества компании.

Возможности организации проявляются в расширении ассорти­мента товаров, появлении новых технологий, расширении произ­водственных мощностей, росте спроса из-за изменений потребно­стей покупателей, снижении уровня инфляции.

Угрозы могут возникать в результате усиления конкуренции на рынке, неблагоприятных изменений в экономике региона, роста налогового бремени, снижения уровня платежеспособности поку­пателей и поставщиков, повышения курса иностранной валюты и снижения курса рубля.

Последовательность проведения SWOT-анализа:

1. Изучение внешних и внутренних условий бизнес-среды. Рас­чет основных экономических показателей, характеризующих эф­фективность производства и финансовое состояние предпри­ятия.

2. Проведение сравнительного анализа: фактические данные отчетного года сравнивают с плановыми, данными прошлых лет или данными конкурентов. Строят матрицу SWOT, в которой силь­ные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы распределя­ют по важности и степени влияния на стратегию компании.

3. На основе сравнительного анализа выявление положитель­ных (преимущества) и отрицательных (недостатки) факторов, при­ведших к изменению значений показателей. Устанавливают уро­вень реализации угроз, реального использования возможностей, дают комплексную оценку внутренней среды и макроокружения деятельности предприятия.

4. Разработка стратегии фирмы по повышению экономической и финансовой устойчивости фирмы (возможности) с оценкой воз­можных предпринимательских рисков (угроз).

Методика комплексного анализа должна включать три основных этапа.

Этап 1. Выделение основных (главных, приоритетных) вопросов деятельности фирмы. Например, для предприятий торговли наибо­лее важными вопросами являются те, которые связаны с системой поставок и сбыта товаров, а для государственных предприятий — вопросы системы снабжения материальными ресурсами.

Этап 2. Разработка системы показателей, наилучшим образом характеризующей различные функции и подсистемы предприятия, а также критерии оценки и пороговые значения показателей.

Этап 3. Выявление взаимосвязи между показателями, фактор­ный анализ, в логической последовательности формулировка вы­водов, разработка предложений и вариантов их реализации.

Общепринята следующая последовательность проведения ком­плексного экономического анализа:

1. Оценка состава и структуры источников средств предпри­ятия.

2. Анализ финансового состояния (финансовой устойчивости, ликвидности, платежеспособности и деловой активности органи­зации).

3. Анализ финансовых результатов (показателей прибыли и рентабельности).

4. Анализ реализации (объем продаж, товарность и рынки сбыта, маркетинговая стратегия и тактика фирмы).

5. Анализ себестоимости (полной и производственной).

6. Оценка выполнения производственной программы (ассортимента, качества и конкурентоспособности товара, ритмичности производства).

7. Анализ обеспеченности и использования ресурсов организа­ции (трудовых и материальных ресурсов, состояния и использова­ния основных средств, уровня жизненного цикла технологических систем, эффективности инвестиционной и инновационной дея­тельности).

8. Оценка уровня организации производства и управления предприятием.

9. Анализ местоположения фирмы.

Не исключают и обратную последовательность проведения ана­лиза. При этом главное — обеспечение системности, взаимосвязи между отдельными блоками анализа и единство результатов рас­четов по каждому разделу. Взаимосвязь между подсистемами ком­плексного экономического анализа представлена в виде схемы (рис. 2).

Комплексность анализа показателей — рассмотрение множе­ства подсистем, находящихся в постоянном взаимодействии друг с другом и с внешней средой. Практикой выделены следующие подсистемы: производственная, сбытовая, снабженческая, финан­совая, управляющая, информационная. Они представляют внут­реннюю среду организации. Факторы внутренней среды формируются самой организацией. К ним относят: выбор ценовой и сбы­товой деятельности, уровень организации и управления фирмы, концентрацию и специализацию производства, управление акти­вами компании, инвестиционную привлекательность фирмы.

Внешняя среда функционирования предприятия представлена объективными факторами: международными, национальными, рыночными. К международным факторам относят стабильность международной политики, международную конкуренцию, внешнеэкономические связи. Национальные факторы включают поли­тические, экономические и демографические вопросы на уровне государства (России). Рыночные факторы представлены психоло­гией потребителя, научно-техническим состоянием производства, формой конкуренции на отечественном рынке. Предприятия прак­тически не могут повлиять на природу и появление внешних фак­торов. Например, инфляционные процессы, рост цен на бензин, повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ), увели­чивающие себестоимость товаров, работ и услуг, и др.

Блок 1 Предварительное изучение обобщающих показателей фирмы за три последних года и данных конкурентов

 
  методика проведения комплексного экономического анализа - student2.ru


Блок 2 Анализ организационно-технического уровня и других условий производства

 
  методика проведения комплексного экономического анализа - student2.ru


Блок 3 методика проведения комплексного экономического анализа - student2.ru Анализ обеспеченности и эффективности использования основных средств и нематериальных активов  

       
    методика проведения комплексного экономического анализа - student2.ru
  методика проведения комплексного экономического анализа - student2.ru
 

методика проведения комплексного экономического анализа - student2.ru

Рис. 2. Общая схема комплексного экономического анализа эффективности

деятельности предприятия

Комплексный анализ — исследование взаимной связи и обус­ловленности отдельных показателей и факторов производства. Например, на эффективность использования ресурсов влияют объ­ем производства и продажи товаров, авансированность основных и оборотных средств, участие фирмы в развитии экономики реги­она и страны в целом. В то же время объем реализации зависит от объема производства, изменения объема оплаченной продукции, уровня обеспеченности средствами и предметами труда, организа­ции и управления предприятием.

Таким образом, методика комплексного анализа хозяйственной деятельности предприятия — сложная система правил и способов обработки экономической информации.

Наши рекомендации