Методика анализа эффективности управления доходами и расходами предприятия
Оценка эффективности управления доходами и расходами предприятия осуществляется с целью последующей разработки мероприятий, направленных на оптимизацию формирования доходов и расходов как в целом, так и по отдельным видам и направлениям финансово-хозяйственной деятельности.
Основной целью анализа доходов и расходов является разработка мероприятий по увеличению доходов и снижению расходов организации.
Одна из основных задач анализа – выявление резервов повышения массы получаемой прибыли и уровня рентабельности как наиболее важных показателей эффективности работы предприятия.
Другими задачами анализа доходов и расходов организации являются:
- вертикальный и горизонтальный анализ доходов и расходов организации;
- анализ доходности (рентабельности), выявление факторов, влияющих на рентабельность организации;
- анализ динамики и факторов изменения структуры формирования финансовых результатов;
- факторный анализ прибыли от реализации продукции, товаров, работ, услуг;
- расчет показателей оценки качественного уровня достижения финансовых результатов;
- анализ факторов формирования прибыли от финансово-хозяйственной деятельности;
- анализ факторов формирования и распределения общей бухгалтерской прибыли;
- анализ состава и структуры налогооблагаемой прибыли [17, с. 65].
Основной информационной базой анализа доходов и расходов организации является бухгалтерская (финансовая) отчетность.
Бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом состоянии организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Показатели бухгалтерской отчетности позволяют оценить хозяйственный и финансовый потенциал, результативность и эффективность компании в целом и по каждому виду ее деятельности, а также проводить различные аналитические исследования. Данные отчетности необходимы как внешним пользователям, так и сотрудникам организации, ее руководству для осуществления оперативного управления, а также для принятия решений стратегического характера [21, с. 32].
В состав годовой бухгалтерской отчетности входят:
- «Бухгалтерский баланс»;
- «Отчет о финансовых результатах»;
- «Отчет об изменениях капитала»;
- «Отчет о движении денежных средств»;
- «Отчет о целевом использовании средств»;
- пояснительная записка;
- аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации (если она подлежит в соответствии с федеральными законами обязательному аудиту).
Кроме того, для анализа доходов и расходов организации используют данные оборотно-сальдовой ведомости, бухгалтерского учета по счетам 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки» и 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», статистическую отчетность, первичные документы, регистры бухгалтерского учета, а также результаты анализа других аспектов деятельности предприятия.
Анализ доходов и расходов предполагает структурный анализ доходов и расходов по источникам их возникновения, оценку стабильности получения доходов и расходов. Необходимо проследить динамику соотношения доходов и расходов не менее чем за три смежных года и более. Для этого используются методы горизонтального и вертикального анализа.
Структура доходов (расходов) – это доля, которую составляет тот или иной доход (расход) в общих доходах (расходах). Расчет структуры производится по следующей формуле
где D – доля определенного вида дохода (расхода), %;
Дi – доходы (расходы) от вида деятельности;
Д – общие доходы (расходы).
Анализ структуры доходов показывает, какой вид деятельности приносит большую часть дохода, а анализ структуры расходов – как вид деятельности приносит большую часть расходов. Для оценки влияния каждого вида дохода и расхода используется индексный метод.
Основные показатели, которые необходимо рассчитывать при проведении анализа доходов и расходов, представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Основные индикаторы, характеризующие доходы, расходы и финансовые результаты предприятия
Наименование показателя | Формула расчета | Интерпретация |
Выручка от продаж | – | Стоимостное выражение продаж организации |
Прибыль от продаж | Выручка от продаж – Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг | Абсолютная оценка эффективности производственной деятельности |
Валовая маржа | Выручка от продаж – Переменные издержки | Характеризует объем средств, который идет на покрытие постоянных затрат и формирование финансовых результатов |
Обобщающей характеристикой эффективности операционной деятельности являются показатели рентабельности. В качестве обобщающей характеристики доходности операционной деятельности может быть использован показатель рентабельности активов (отдача с каждого рубля, вложенного в активы коммерческой организации). В аналитических целях определяется рентабельность всей совокупности активов, внеоборотных активов и оборотных активов. Рентабельность продаж показывает, какую прибыль получает коммерческая организация с каждого рубля продаж. Рентабельность основной (операционной) деятельности (рентабельность затрат) показывает, какую прибыль коммерческая организация получает с каждого рубля затрат.
Основополагающей целью функционирования коммерческой организации является получение прибыли. Однако для реализации этой цели в долгосрочном периоде организация должна работать эффективно и сохранять конкурентоспособность на рынке. Поэтому при обобщающей оценке эффективности операционной деятельности, наиболее существенными показателями являются:
- показатели окупаемости затрат, рентабельности и финансовых результатов;
- основные показатели эффективности производственных процессов;
- показатели конкурентоспособности продукции и ее реализации.
Окупаемость затрат рассчитывается по формуле (2)
где ОЗ – окупаемость затрат, руб.;
С – себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.;
КР – коммерческие расходы, тыс. руб.;
УР – управленческие расходы, тыс. руб.;
В – выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей), тыс. руб.
Прибыль – важнейший комплексный показатель оценки деятельности предприятия, отражающий все стороны работы: объем, ассортимент, качество, себестоимость.
Для максимизации прибыли важным является выявление факторов, повлиявших на размер прибыли. Наиболее важное значение имеет анализ «затраты – выручка-прибыль» предполагает использование трех элементов [47, с. 27]:
− маржинальный доход;
− относительный доход;
− передаточное отношение, или операционный (производственный) рычаг.
Маржинальный доход (МД) – это разница между выручкой от продаж (В) и переменными затратами на ее производство (ПЕР), т. е.
(3) |
Относительный доход (СОД) – это маржинальный доход (МД), выраженный в процентах по отношению к выручке от продаж (В)
(4) |
Передаточное отношение (ПО) – это отношение маржинального дохода (МД) к прибыли от реализации продукции (Пр)
(5) |
Маржинальная прибыль выше там, где выше удельный вес постоянных затрат. Это объясняется тем, что в условиях научно-технического прогресса постоянные затраты растут более высокими темпами, чем переменные, в основном за счет использования более производительного и соответственно более дорогого оборудования, что дает снизить переменные затраты за счет повышения производительности труда
Большие или меньшие потенциальные возможности предприятий определяются с помощью передаточного отношения, то есть рычага, называемого операционным или производственным.
Передаточное отношение выражает взаимосвязь между переменными и постоянными затратами, и оно тем выше, чем выше постоянные затраты по отношению к переменным.
При равном росте объема реализации более высокие темпы роста прибыли будут у тех предприятий, у которых больше передаточное отношение (ПО), так как
(6) |
где D Пр – темпы роста прибыли в планируемом периоде, %;
D В – темпы роста выручки от продаж в планируемом периоде, %.
Маржинальный метод анализа взаимосвязи «затраты – выручка – прибыль» позволяет:
1) рассчитать зависимость темпов роста прибыли от объема реализации;
2) определить соотношение затрат, цены и объема реализации продукции;
3) достаточно точно планировать прибыль предприятия и определять наиболее рентабельные виды продукции и производства.
Одно из важнейших преимуществ маржинального метода состоит в том, что с его помощью можно определить так называемый уровень нулевой прибыли, то есть тот объем реализации, при котором у предприятия не будет ни прибыли, ни убытков.
Условием уровня нулевой прибыли является ситуация, когда выручка от продаж равна переменным (ПЕР) и постоянным (ПОС) затратам:
(7) |
Объем реализации в натуральном выражении при уровне нулевой прибыли можно определить по следующей формуле:
(8) |
где ОР нат – объем реализации в натуральном выражении;
ПОС – постоянные затраты;
МД ед – маржинальный доход на единицу продукции.
Этот же показатель в денежном выражении определяется следующим образом,
где ОРруб. – объем реализации в денежном выражении;
ОД – относительный доход.
Прибыль характеризует не весь доход, полученный в процессе предпринимательской деятельности, а только ту часть дохода, которая «очищена» от понесенных затрат на осуществление этой деятельности.
Иными словами, в количественном выражении прибыль является остаточным показателем, представляющим собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности [26, с. 58].
Таким образом, максимизация прибыли осуществляется путем выбора видов затрат при заданной производственной функции, заданных ценах выпуска и ценах затрат факторов производства.
Факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования.
При прямом факторном анализе выявляются отдельные факторы, влияющие на изменение результативного показателя или процесса, устанавливаются формы детерминированной (функциональной) или стохастической зависимости между результативным показателем и определенным набором факторов и, наконец, выясняется роль отдельных факторов в изменении результативного показателя.
На формирование прибыли до налогообложения оказывают влияние многие факторы.
Факторы формирования конечного финансового результата в общем виде характеризует структурно-логическая модель, показанная на рисунке 5.
Рисунок 5 – Структурно-логическая модель факторного формирования балансовой прибыли
Различают прибыль: от продаж, прибыль до налогообложения, валовую прибыль, балансовую и чистую прибыль.
Прибыль от продаж – финансовый результат производственной и сбытовой деятельности предприятия, основная или преобладающая часть прибыли до налогобложения. Прибыль (или убыток) от продаж определяется как разность между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей и затратами на ее производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг) [31, c. 192].
Прибыль от продаж можно рассчитать по формуле
(9) |
где − валовая прибыль,
КР − коммерческие расходы,
УР − управленческие расходы.
Из приведенного определения следует, что происхождение прибыли от реализации связано с получением валового дохода предприятием от реализации своей продукции (работ, услуг) по ценам, складывающимся на основе спроса и предложения. Валовой доход предприятия – выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат – представляет собой форму чистой продукции предприятия, включая в себя оплату труда и прибыль.
Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой – от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно необходимым затратам.
Объем продаж зависит от эффективности осуществления коммерческой работы – умения создавать выгодные условия для реализации своей продукции, т. е. проводить маркетинг, организовывать рекламу, сбыт, формировать ценовую и товарную политику и т. д.
Уровень издержек производства зависит от эффективности организации производства и труда, выбранной технологии, технической оснащенности предприятия.
Вместе с тем прибыль на предприятии зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в отчете о финансовых результатах выделяют прибыль до налогообложения. Она состоит из прибыли от продаж плюс прочие доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т. п.) минус прочие расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т. д.).
Прибыль до налогообложения рассчитывается по формуле
(10) |
где ПД – прочие доходы,
ПР – прочие расходы.
Кроме того, выделяется валовая прибыль, которая представляет собой балансовую прибыль за минусом или плюсом финансового результата от операций с основными фондами (средствами), нематериальными активами и иным имуществом.
Валовая прибыль можно рассчитать по формуле
(11) |
где − себестоимость реализованной продукции,
В – выручка от реализации товаров или услуг.
Валовая прибыль предприятия может отличаться от балансовой прибыли в силу ряда причин [31, c. 198]:
1) валовая прибыль увеличивается для предприятий, осуществляющих прямой обмен или реализацию продукции по ценам не выше себестоимости;
2) при осуществлении прямого обмена по основным средствам и иному имуществу или реализации этих видов имущества по ценам ниже их балансовой стоимости сумма сделки определяется по рыночной стоимости имущества за вычетом остаточной стоимости реализованного или выбывшего имущества;
3) выручка в валюте пересчитывается в рубли по курсу на день оформления таможенных документов для налогообложения прибыли по этим операциям;
4) налогообложению подлежат денежные средства, получаемые безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности;
5) по имуществу, полученному безвозмездно, его стоимость оценивается не ниже балансовой, по которой оно числится у передающего предприятия;
6) валовая прибыль учитывает также уплаченные штрафы и пени (за исключением суммы штрафов и пеней, перечисленных в бюджет и внебюджетные фонды).
Исчисленная в установленном выше порядке валовая (общая) прибыль является базой для определения налогооблагаемой (расчетной) прибыли, расчет которой производится в следующем порядке.
Валовая прибыль уменьшается на следующие виды доходов (прибыли) [31, c. 205]:
1) доходы от долевого участия в деятельности других предприятий; дивиденды, проценты, полученные по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим данному предприятию; от проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий на открытых площадках, стадионах; от работы казино, видеосалонов, игровых автоматов. Эти виды доходов (прибыли) являются объектом самостоятельного обложения налогом;
2) доходы от сдачи в аренду и других видов использования имущества, а также от посреднических операций и сделок. Расчет налога по этим видам доходов осуществляется в ином порядке;
3) доходы юридических лиц по государственным облигациям и другим государственным ценным бумагам, а также доходы от оказания услуг по их размещению. Эти виды доходов вообще не подлежат обложению налогом;
4) суммы прибыли, по которым установлены налоговые льготы.
После всех перечисленных корректировок валовой прибыли остается налогооблагаемая прибыль, с которой уплачивается налог на прибыль.
Под распределением прибыли понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии.
В соответствии с законодательством валовая прибыль за вычетом всех налогов на прибыль, полученную от различных форм хозяйственной деятельности, называется чистой прибылью, которая остается в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности.
Балансовая прибыль (убыток) – это конечный финансовый результат деятельности (положительный – прибыль, отрицательный – убыток), представляющий собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), от прочей реализации (основных средств, иного имущества предприятия) и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Доходы от внереализационных операций включают в себя общую сумму: полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек и других экономических санкций (за исключением санкций, вносимых в бюджет в соответствии с законодательством); процентов, полученных по суммам средств, числящихся на счетах предприятий; курсовых разниц по валютным счетам и операциям в иностранной валюте; прибылей и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году; убытков от стихийных бедствий; потерь от списания долгов и дебиторской задолженности; поступлений долгов, ранее списанных как безнадежные; прочих доходов, потерь и расходов, относимых в соответствии с действующим законодательством на счет прибылей и убытков.
Балансовая прибыль предприятия рассчитывается по следующей формуле
(12) |
где БП – балансовая прибыль (убыток);
ПРП – прибыль от реализации продукции;
ППР – прибыль от прочей реализации;
ПВО – прибыль от внереализационных операций.
По своей величине чистая прибыль представляет собой часть балансовой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, включая финансовые санкции за нарушения налогового законодательства. Чистая прибыль – единственный источник средств для выплаты дивидендов в акционерных обществах, распределения между участниками пропорционально их долям в обществах с ограниченной ответственностью.
Чистая прибыль (ЧП) предприятия может быть определена, если известны показатели, представленные валовой прибылью (ВП), финансовой прибылью (ФП), суммой налогов (СН), выплаченных за период, другой операционной прибылью (ОП). Для расчёта чистой прибыли чаще всего применяют следующую простую формулу
(13) |
Чистая прибыль направляется:
- на финансирование производственного развития предприятия;
- удовлетворение потребительских и социальных нужд;
- финансирование социально-культурной сферы;
- отчисления в фонд оплаты труда сверх заработной платы;
- благотворительные нужды, оказание помощи театральным коллективам, организацию художественных выставок и другие цели.
Однако не вся чистая прибыль используется предприятием по собственному усмотрению. За счет чистой прибыли уплачиваются некоторые виды сборов и налогов (например, налог на имущество предприятий, сбор за право торговли и др.); штрафы при несоблюдении требований по охране окружающей среды от загрязнения, санитарных норм и правил, а также в случае утаивания прибыли от налогообложения и другие платежи.
На некоторых предприятиях и в акционерных обществах чистая прибыль распределяется по следующим направлениям: фонд накопления; фонд потребления; резервный фонд; фонд социальной сферы; фонд валютных отчислений; прибыль к распределению между учредителями (акционерами) и т. п. Нераспределенная прибыль присоединяется к уставному капиталу предприятия. В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то по крайней мере к тому объему прибыли, который позволял бы не только прочно удерживать позиции на рынке сбыта своих товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предполагает знание источников формирования прибыли и нахождение методов оптимального их использования. В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеются два основных источника получения прибыли [28, c. 203].
Рентабельность – относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица.
Среди показателей рентабельности предприятия выделяют 5 основных:
1.Общая рентабельность вложений, показывающая какая часть балансовой прибыли приходится на 1 руб. имущества предприятия, то есть насколько эффективно оно используется.
2.Рентабельность вложений по чистой прибыли.
3.Рентабельность собственных средств, позволяющий установить зависимость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размером прибыли, полученной от их использования.
4.Рентабельность долгосрочных финансовых вложений, показывающая эффективность вложений предприятия в деятельность других организаций.
5.Рентабельность перманентного капитала. Показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность данного предприятия на длительный срок.
Общая рентабельность – отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных и оборотных средств. Определяется по формуле
(14) |
где – общая рентабельность,
– общая сумма балансовой прибыли,
Ф – среднегодовая стоимость основных производственных средств, нематериальных активов и материальных оборотных средств.
Уровень общей рентабельности – это ключевой индикатор при анализе рентабельности предприятия. Но если требуется точнее определить развитие организации, исходя из уровня ее общей рентабельности, необходимо вычислить дополнительно еще два ключевых индикатора: рентабельность оборота и число оборотов капитала.
Рентабельность продаж – прибыли от продаж к выручке.
(15)
Рентабельность оборота – коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Обычно рассчитывается как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) за определённый период к выраженному в денежных средствах объёму продаж за тот же период.
Рентабельность оборота является индикатором ценовой политики компании и её способности контролировать издержки. Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в различных компаниях. Часто используется для оценки операционной эффективности компаний. Однако следует учитывать, что при равных значениях показателей выручки, операционных затрат и прибыли до налогообложения у двух разных фирм рентабельность оборота может сильно различаться, вследствие влияния объемов процентных выплат на величину чистой прибыли.
Рентабельность продукции – отношение (чистой) прибыли к полной себестоимости
(16) |
В общем данный показатель исчисляется как отношение прибыли от реализации продукции к полной ее себестоимости.
Применение этого показателя рентабельности наиболее рационально при внутрихозяйственных аналитических расчетах, при контроле за прибыльностью (убыточностью) отдельных видов изделий, внедрении в производство новых видов продукции снятии с производства неэффективных изделий. Данный показатель характеризует реальный размер прибыли, которую приносит предприятию каждый рубль произведенных затрат по ее выпуску и реализации.
Рентабельность собственного капитала (ROE) – отношение чистой прибыли к среднему за период размеру собственного капитала
(17) |
Рентабельность собственного капитала – относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на собственный капитал организации. Один из финансовых коэффициентов, входит в группу коэффициентов рентабельности. Показывает отдачу на инвестиции акционеров с точки зрения учетной прибыли.
Рентабельность финансовых вложений.
Определяется как отношение величины доходов от финансовых вложений к величине финансовых вложений.
, | (18) |
где – прибыль предприятия от финансовых вложений за период
ФВ – величина финансовых вложений.
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) (R3) исчисляется путем отношения балансовой (Пб) или чистой прибыли (Пч) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (З)
(19)
или
(20)
Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.
Рентабельность основных средств – отношение (чистой) прибыли к величине основных средств.
ROFA = ЧП/Основные средства ∙ 100 %. (21)
Рентабельность активов (ROA) – отношение операционной прибыли к среднему за период размеру суммарных активов.
ROA = Операционная прибыль/Активы ∙ 100 %. (22)
Рентабельность активов – относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на общую величину активов организации за период. Один из финансовых коэффициентов, входит в группу коэффициентов рентабельности. Показывает способность активов компании порождать прибыль.
Рентабельность активов – индикатор доходности и эффективности деятельности компании, очищенный от влияния объема заемных средств. Применяется для сравнения предприятий одной отрасли и вычисляется по формуле: Рентабельность активов = Чистая прибыль за период / Средняя величина активов за период
Ra = P / A, (23)
где Ra – рентабельность активов,
P – прибыль за период,
A – средняя величина активов за период.
Рентабельность активов ( экономическая рентабельность активов) показывает сколько приходится прибыли на каждый рубль, вложенный в имущество организации.
Рентабельность оборотных активов.
Определяется как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) к оборотным активам предприятия. Этот показатель отражает возможности предприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным средствам компании. Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используются оборотные средства.
(24)
где ЧП – чистая прибыль,
ОА – среднегодовая стоимость оборотных активов.
Таким образом, рентабельность оценивает эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия, характеризует уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов.
В основе расчетов показателей рентабельности лежат коэффициенты, характеризующие отношение прибыли к затраченным средствам, выручке от реализации или к активам (капиталу) предприятия. Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения в условиях реальной экономики.
Рост рентабельности говорит о повышении эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия, об увеличении получаемой им прибыли, а также об относительном повышении доходов предприятия на каждый рубль затрат.
Выводы по разделу 1