Влияние бюджета на социально-экономические процессы
Содержание и значение государственного бюджета.
Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Основу системы государственного регулирования социально-экономических процессов составляют отношения по поводу перераспределения доходов. При этом объективно существующая необходимость удовлетворения растущих потребностей в общественных товарах и услугах, с одной стороны, и ограничения, которые рынок накладывает на формы и методы государственного регулирования, с другой стороны, приводят к тому, что существенная перераспределительная нагрузка в обществе ложится на бюджет.
Бюджетные отношения возникают между государством и другими субъектами воспроизводства (юридическими и физическими лицами) в процессе мобилизации и использования денежных средств, которые необходимы для выполнения государственных функций — экономических, социальных, управленческих, внешнеполитических.
Поэтому качественная определенность бюджетных отношений характеризуется обособленной сферой стоимостного перераспределения, выполняющей специфическое общественное назначение — удовлетворение наиболее важных общественных потребностей. Их внутреннюю количественную определенность выражает бюджетный фонд.
Бюджетный фонд выступает как форма материализации и проявления общественного характера бюджетных отношений, как форма выражения их денежной природы. Совокупность денежных отношений государства с предприятиями, учреждениями, населением, а также между органами государственной власти, связанных с образованием и использованием централизованного фонда, формирует внутреннюю структуру этого фонда, отражающую экономическое содержание бюджетных отношений.
Бюджет как экономическая категориявыражает систему императивных (принудительных) денежных отношений между государством и другими субъектами воспроизводства по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования основного общегосударственного фонда денежных средств и его использования для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общественного воспроизводства.
Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Бюджет — это система финансовых взаимосвязей, посредством которой осуществляется распределение и перераспределение части национального дохода, обеспечивающие соответствие экономических и социальных интересов общества и его граждан в процессе реализации государством и органами местного самоуправления своих функциональных обязанностей.
В целом, через бюджет перераспределяется до 40 % национального дохода.
Основная задача бюджетов состоит в аккумуляции и перераспределении государственных средств как по вертикали — между центром управления и нижестоящими уровнями управления (федеральный центр и регионы), так и по горизонтали — между органами управления одного уровня. Бюджет можно охарактеризовать как централизованный фонд финансовых ресурсов, финансовый план государства, имеющий статус закона, в котором отражается процесс получения и распределения государством денежных ресурсов, необходимых для выполнения его основных функций.
Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в ее функциях.
Функции бюджета:
· образование основного общегосударственного фонда денежных средств (доходы бюджета). В процессе реализации этой функции обеспечивается концентрация основной части централизованных финансовых ресурсов в бюджетной системе государства;
· использование средств основного общегосударственного денежного фонда (расходы бюджета). Данная функция реализуется в процессе целевого расходования бюджетных средств;
· контрольная функция.
Влияние бюджета на социально-экономические процессы.
Понятие «государственный бюджет» образовано двумя терминами: «государственный» и «бюджет». Рассмотрим основное из них — бюджет. Бюджет — сложное финансовое явление, представляющее, с одной стороны, экономическую категорию, а с другой — реальный субъективный финансовый инструмент (рычаг) воздействия определенного субъекта на те или иные сферы жизнедеятельности общества.
Как экономическая категория бюджет выражает планомерные отношения между экономическими субъектами по поводу формирования и использования фондов денежных средств различных экономических субъектов: индивидов, коллективов, предприятий, государства, межгосударственных организаций. Отсюда различают бюджеты: индивида (конкретного физического лица), коллектива (семьи, предприятия, организации и т.я.), государства и межгосударственной организации. Первые три типа бюджета свойственны любой стране. Каждый из них имеет свое назначение, но экономическому содержанию всех органически присущи общие признаки:
1) необходимость, причины, функции и общая цель функционирования,
2) экономическая основа,
3) функциональная форма;
4) функциональный механизм.
Необходимость любого бюджета обусловлена наличием у людей специфических потребностей, а также определенным складом их социально-экономической жизнедеятельности. Уже в период дикости обобществление определенной части жизненных ценностей, т.е. формирование фонда группы (рода, племени) на культовые обряды, военные действия, представляло собой определенный прообраз бюджета. Его характерные черты: эпизодичность, строго целевое назначение, натуральная форма.
Экономическую основу возникновения полноценного бюджета составляет многообразие форм собственности. Соответственно условиями выступают товарно-денежные отношения общества.
Цель любого бюджета — финансовое обеспечение функционирования субъекта.
При переходе от бюджета вообще к бюджету государства происходит конкретизация важнейших элементов и условий. К причинам добавляется государственное устройство, а многообразие форм собственности должно предполагать государственную собственность, т.е. государство здесь выступает в качестве субъекта, владельца жизненных ценностей.
Цель государственного бюджета — финансовое обеспечение функций государства.
Форма функционирования бюджетов — планомерность, т.е. предварительное составление планов формирования и использования бюджета их согласование.
Механизм бюджета — система формирования и использования денежного фонда, имеющая ряд специфических характеристик: 1) сумма поступлений бюджета; 2) сумма расходов (ассигнования, инвестиции) бюджета; З) соотношение поступлений и расходов; 4) длительность бюджетного периода.
Поступления бюджета складываются из совокупности различных платежей экономических субъектов и ряда специфических поступлений.
Расходы бюджета — это инвестиции денежных средств в различные мероприятия на финансирование государственных нужд.
Соотношение доходов и расходов принимает одну из трех форм: баланса, дефицита и профицита. Баланс отражает равенство доходной и расходной частей бюджета. Если расходы превышают доходы, то имеет место дефицит. Напротив, в случае превышения доходов образуется остаток свободных денежных средств — профицит. В последних двух случаях решаются проблемы устранения несоответствия. В первом варианте применяются антидефицитные меры, во втором — излишек используется на государственные потребности.
Все основные характеристики находят отражение в законодательных актах органов государственной власти о бюджете и часто даются в процентном отношении к внутреннему валовому продукту.
Бюджетная политика.
Вся система управления финансами базируется на финансовой политике государства. Финансовая политика — это совокупность государственных мероприятий, направленных на достижение определенной степени эффективности в мобилизации финансовых ресурсов, их перераспределении и использовании в рамках единой экономической системы для обеспечения выполнения государством его функций.
Финансовая политика — совокупность стратегических или тактических целей и средств их достижения.
В разработке финансовой политики участвуют законодательная и исполнительная ветви власти. В современной России, в силу особенностей ее конституционного строя, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Правительство РФ должно действовать в рамках этого послания с целью реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе. При этом Правительство РФ, как часть исполнительной ветви власти, разрабатывает проекты законов, необходимых для реализации финансовой политики и вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия.
Финансовая политика государства включает в себя:
· бюджетную,
· налоговую,
· денежную,
· кредитную,
· ценовую
· таможенную политику.
В свою очередь, финансовая политика государства является лишь средством осуществления его экономической, социальной, национальной, геополитической и военной политик. Совокупность этих пяти направлений и определяет финансовую политику, служащую основным инструментом проведения государственной политики в целом.
Бюджетная политикагосударства определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве.
Бюджетная политика выражается:
· в определении доли ВВП, концентрируемой в бюджете,
· во взаимоотношениях между федеральной властью и субъектами Федерации,
· в структуре расходной части бюджета,
· в распределении расходов между бюджетами разных уровней,
· в доле федерального бюджета из общей суммы консолидированного бюджета,
· в управлении государственным долгом,
· в определении путей покрытия дефицита бюджета и т. п.
В демократическом государстве бюджет — законодательно утверждаемый документ, в котором находит отражение движение денежных средств, сконцентрированных в руках государства с целью выполнения им своих функций.
Приоритетом в бюджетной политике является именно направление денежных ресурсов на достижение целей, определяющих политику государства. Если цели требуют больше средств, чем обеспечивает национальная экономика, государство прибегает к чрезвычайным способам формирования дополнительных доходов: внутренним и внешним кредитам, продаже национальных богатств, сдаче богатств и имущества в аренду и цессиям.
Чрезвычайные меры пополнения доходной части бюджета могут привести к потере экономической независимости. Учитывая это, законодательная ветвь власти устанавливает пределы заимствования.
В реальной действительности эти ограничения неэффективны, поскольку у Правительства РФ есть способы их преодоления. Так, допуск на рынок государственных казначейских обязательств (ГКО) и облигаций федерального займа (ОФЗ) иностранных капиталов привел к переводу внутреннего долга в ряд внешних долгов. Именно деятельность Правительства Российской Федерации на рынке внешних заимствований привела к росту внешней задолженности России за период с 1992 по 1998 г. более чем на 85 млрд долларов. Негативные последствия такой бюджетной политики проявились, в конечном счете, в системном финансовом кризисе 17 августа 1998 г. Ошибки бюджетной политики тех лет являются следствием текущего, а не стратегического планирования. Заимствования производились для решения сиюминутных проблем. Ресурсы бюджета не использовались для обновления технологии, структурной перестройки экономики. Все заимствования, как и собственные доходные источники, направлялись на «латание дыр» бюджета. Постоянный рост безработицы, неудержимая инфляция, рост доли теневой экономики приводит к снижению доходной базы бюджета, утечка капиталов из страны, бюджетный сепаратизм субъектов Федерации — все эти факторы, вызванные непродуманной бюджетной политикой, привели к плачевному состоянию экономики.