Организация работы гос органов по обеспечению безработных в субъектах РФ
Различия в деятельности указанных органов зависят от круга решаемых ими вопросов в сфере занятости населения, от объема правомочий, которыми они наделены.
Гос политику и нормативно-правовое регулирование, и управление в области занятости населения на федеральном уровне осуществляет (Минздравсоцразвития). В его ведении находится Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).
Основные функции Роструда:
1) контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе;
2) деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства РФ в закрепленных сферах деятельности;
3) организация альтернативной гражданской службы;
4) организация и оказание гос услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
Деятельность Роструда осуществляется непосредственно через его территориальные органы и госучреждения службы занятости (центры занятости населения) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, ОМСУ, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления гос услуг» утвержден Административный регламент Роструд по предоставлению гос услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников (Утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 3 июля 2006 г. №513).
Основной целью этого регламента является:
- повышение качества предоставления и доступности гос услуги,
- создание комфортных условий для получателей услуги,
- определение сроков и последовательности действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников.
Органами гос власти субъектов РФ, обладающими полномочиями в осуществлении гос политики в сфере содействия занятости населения, являются:
- законодательные (представительные) органы субъектов РФ;
- органы исполнительной власти субъектов РФ, включая высших должностных лиц - глав субъектов РФ (президенты, губернаторы и др.);
- отраслевые органы исполнительной власти субъектов РФ - органы по труду, органы соц защиты, органы образования, территориальные органы внебюджетных фондов соц страхования (ПФР, ФСС РФ, фонды ОМС) и др.
Согласно ФЗ «О занятости населения в РФ» в случаях массового увольнения работников и в связи с трудностями в их дальнейшем трудоустройстве органы исполнительной власти субъектов РФ по предложению органов службы занятости населения, проф органов могут на срок до 6 месяцев принимать иные решения по их соц защите (напр, на этот период вводить для увольняемых работников неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю). Финансирование этих мероприятий осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ.
Непосредственную работу по реализации гос политики в области занятости населения в субъектах РФ осуществляют территориальные органы РОСТРУДа - управления федеральной гос службы занятости населения по субъектам РФ (УФСЗН, управление ФСЗН).
Управление ФСЗН в своей деятельности руководствуется следующими НПА:
- Конституцией Российской Федерации,
- федеральными конституционными законами,
- федеральными законами,
- указами и распоряжениями Президента РФ,
- постановлениями и распоряжениями Правительства РФ,
- НПА Минздравсоцразвития России,
- Положением о Федеральной службе по труду и занятости (РОСТРУД).
- индивидуальными правовыми актами Службы, а также своим Положением.
Управление ФСЗН осуществляет свою деятельность непосредственно через госучреждения службы занятости (центры занятости населения) во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, ОМСУ, общественными объединениями и иными организациями.
Основные полномочия УФСЗН на территории субъекта РФ:
1) Осуществление контрольных функций за обеспечением гос гарантий в области занятости населения и прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и увольнением с нее.
2) Обеспечение регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и безработных граждан.
3) Обеспечение и оказание государственных услуг:
- по содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;
- по информированию о положении на рынке труда;
- по организации проф ориентации граждан в целях выбора – сферы деятельности (профессии), трудоустройства, проф обучения;
- по психологической поддержке, проф подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан;
- по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
- по организации проведения оплачиваемых общественных работ;
- по организации временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профобразования, ищущих работу впервые, несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;
- по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда;
- по содействию самозанятости населения;
- по выдаче работодателям заключений о привлечении и использовании иностранных работников;
- по содействию гражданам в переселении для работы в сельской местности.
4) Осуществление реализации программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
5) Осуществление функций распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию возложенных на него полномочий.
6) Организация работы и контроля деятельности центров занятости.
7) Формирование и представление в Роструд предложений по финансированию мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, альтернативной гражданской службе, содержанию УФСЗН и центров занятости.
8) Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленные законодательством сроки и др.
Структура УФСЗН определяется возложенными на него задачами и основными направлениями деятельности. Напр., в его составе могут быть образованы следующие подразделения - отделы:
- бухгалтерского учета и отчетности;
- финансовый;
- профориентации и проф обучения;
- трудоустройства и специальных программ;
- программ занятости и рынка труда;
- пособий и стипендий;
- по информационным технологиям и автоматизации;
- административно-хозяйственный;
- по кадровым вопросам.
В ходе своей работы УФСЗН также связан с работой иных органов федеральных министерств и ведомств, расположенных в том или ином субъекте РФ.