Метод дисконтирования денежных потоков

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "Экономика предприятия"

на тему:

"СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

НА ПРЕДПРИЯТИИ"

Выполнила: студентка гр. ЭГ-10-01 Салахова А.А.

Проверил: профессор Малышев Ю.М.

Уфа-2012

Содержание

Введение

Глава 1 Теоретические основы финансового планирования

1.1 Понятие и цели финансового планирования,

1. Основы финансового планирования

1.1 Понятие и цели финансового планирования,

1.3 Виды финансового планирования

2. Организация финансового планирования

2.1 Методы финансового планирования

2.1.1 Экономический анализ

2.1.2 Нормативный метод

2.1.3 Балансовый метод

2.1.4 Метод дисконтирования денежных потоков

2.1.5 Метод многовариантности

2.1.6 Экономико-математическое моделирование

2.2 Стадии финансового планирования

2.2.1 Перспективное финансовое планирование

2.2.2 Текущее финансовое планирование (бюджетирование)

2.2.3 Оперативное финансовое планирование

3. Анализ и оценка финансового планирования на предприятии ОАО "НК Роснефть"

3.1 Характеристика предприятия как хозяйствующего субъекта

3.1 Анализ финансового состояния ОАО "НК Роснефть"

3.3 Основные направления совершенствования системы планирования финансовой деятельности на предприятии

Заключение

Список использованной литературы

Приложения


Введение

В условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции повышается значимость и актуальность финансового планирования. Очевидно, что от должной организации финансового планирования коренным образом зависит благополучие коммерческой организации.

Цель данной курсовой работы - раскрыть сущность и методы современного финансового планирования и показать необходимость финансового планирования деятельности любой организации, рассчитывающего на успех в современных условиях рынка.

Достижению поставленной в работе цели способствует решение ряда задач:

1. Изучить теоретические аспекты финансового планирования на предприятии;

2. Рассмотреть основные методы финансового планирования;

3. Показать значение финансового планирования

4. Проанализировать финансовое состояние ОАО " ? ".

Предметом нашего исследования является финансовое планирование;

Объектом - финансовое планирование на предприятии.

Любое предприятие, независимо от его размеров, сталкивается с необходимостью планирования своих доходов и расходов. Для поддержания, а тем более развития бизнеса непрерывно требуются средства, чтобы профинансировать расходы на зарплату, материалы, товары, другие прямые и накладные расходы.

Доходы от грамотно и эффективно ведущегося бизнеса, как правило, превышают расходы, но основная проблема финансирования любого предприятия заключается в запаздывании доходов относительно расходов. Расходы необходимо произвести сейчас, а доходы, ради извлечения которых эти расходы производятся, будут получены только в будущем, часто весьма отдаленном. Кроме того, предприятию просто может не хватать собственных доходов. Это происходит, например, при растущем бизнесе, и для финансирования роста необходимо непрерывное привлечение и обслуживание заемных средств. Итак, первой задачей предприятия является необходимость планирования потребностей в финансировании.

Второй задачей является планирование и поддержание денежных потоков, обеспечивающих осуществление своевременных текущих платежей кредиторам и поставщикам, другими словами, непрерывное поддержание удовлетворительной текущей ликвидности или платежеспособности, что является необходимым условием долгосрочного успеха в бизнесе.

Потребность в решении комплекса этих сложных проблем и приводит руководство предприятия к необходимости и желанию заняться финансовым планированием.

финансовое

Глава 1 Теоретические основы финансового планирования

1.1 Понятие и цели финансового планирования,

Финансовое планирование на предприятии - это планирование всех его доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

Исходя из этого финансовые планы можно разделить на перспективные, текущие и оперативные.

Примером сочетания перспективного и текущего планирования является бизнес-план, который принято разрабатывать в развитых капиталистических странах при создании нового предприятия или обосновании производства новых видов продукции. Он составляется на период от трех до пяти лет, поскольку плановые разработки на более длительные периоды не могут быть достоверными.

Бизнес-план не является только финансовым планом, он необходим для разработки стратегии финансирования и привлечения конкретного инвестора на определенных условиях к участию в создании нового предприятия или финансированию новой производственной программы.

Составление бизнес-плана, несомненно, способствует внутреннему управлению предприятием, так как он разрабатывается на основе постановки целей, способов их практического осуществления, увязки финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Профессиональное составление бизнес-плана позволяет сохранить средства инвесторов и снижает вероятность банкротства.

Руководство предприятия все время находится перед необходимостью выбора. Оно должно осуществлять выбор оптимальной цены реализации, принимать решения в области кредитной и инвестиционной политики и много другое.

Необходимо добиться такого положения, чтобы вся деятельность предприятия в комплексе была бы рентабельна и обеспечивала бы денежные поступления в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в результатах работы предприятия группы лиц (владельцев, кредиторов и пр.). Описание ожидаемых результатов экономической деятельности в будущий период имеет место при составлении бюджетов (планов) предприятия.

Как правило, различают краткосрочное и долгосрочное планирование. Значение некоторых из принимаемых решений распространяется на очень долгую перспективу. Это относится, например, к решениям в таких областях, как приобретение элементов основного капитала, кадровая политика, определение ассортимента выпускаемой продукции. Такие решение определяют деятельность предприятия на много лет вперед и должны быть отражены в долгосрочных планах (бюджетах), где степень детализованности обычно бывает довольно невысока. Долгосрочные планы должны представлять собой своего рода рамочную конструкцию, составными элементами которой являются краткосрочные планы.

В основном на предприятиях используется краткосрочное планирование, и имеют дело с плановым периодом, равным одному году. Это объясняется тем, что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой бюджет (план) можно разделить на месячные или квартальные бюджеты (планы).

Невозможно выработать общие правила, устанавливающие степень детализации бюджета. В первую очередь она зависит от того, насколько высок уровень надежности составляемых расчетов. Кроме того, на каждом конкретном предприятии необходимо оценить степень необходимой детализации бюджетов для обеспечения координации отдельных запланированных действий.

Цель финансового планирования заключается в обеспечении предприятия необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности. В связи с этим нужно определить пути эффективного вложения капитала, оценить степень рационального его использования, выявить внутрихозяйственные резервы увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств и установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами. Важно также соблюсти интересы акционеров и других инвесторов. И как следствие всего финансовое планирование выполняет контрольную функцию по изучению финансового состояния предприятия, его платеже и кредитоспособностью.

Финансовый план оказывает большое влияние на экономику предприятия. Это обусловлено целым рядом обстоятельств.

Во-первых, в финансовых планах происходит соизмерение начальных затрат для осуществления деятельности с реальными возможностями, и в результате корректировки достигается материально-финансовая сбалансированность.

Во-вторых, статьи финансового плана связаны со всеми экономическими показателями работы предприятия и увязаны с основными разделами предпринимательского плана: производством продукции и услуг, научно-техническим развитием, совершенствованием производства и управления, повышением эффективности производства, капитальным строительством, экономическим стимулированием и так далее. Таким образом, финансовое планирование может оказывать влияние на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта.

Функциям планирования может придаваться разное значение в зависимости от вида и величины предприятия.

План как экономический прогноз. Руководство любого предприятия независимо от его вида и величины обязано знать, какие задания в области экономической деятельности оно может запланировать на следующий период. Группы заинтересованных в деятельности предприятия лиц предъявляют определенные минимальные требования к результатам его работы. К тому же при планировании некоторых видов деятельности необходимо знать, какие экономические ресурсы требуются для выполнения поставленных задач. Это относится, например, к планированию в области привлечения капитала (приобретения кредитов, увеличение акционерного капитала и т.п.) и определения объема инвестиций.

Бюджет как основа для контроля. По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности предприятия. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль. В этом смысле основное внимание уделяется показателям, которые отклоняются от плановых, и анализируются причины этих отклонений. Таким образом, пополняется информация обо всех сторонах деятельности предприятия.

Бюджет как основа для постановки задачи. Разрабатывая бюджет на следующий период. В таком случае существует большая вероятность того, что разработчикам плана хватит времени для выдвижения и анализа альтернативных предложений, чем в той ситуации, когда решение принимается в самый последний момент.

План как средство делегирования полномочий. Одобрение руководством предприятия плана подразделения служит сигналом того, что в дальнейшем оперативные решения принимаются на уровне этого подразделения (децентрализовано), если они не выходят за установленные бюджетом рамки. Если же бюджеты на уровне подразделений не разрабатываются, руководство предприятия вряд ли будет в такой степени склонно к децентрализации процесса принятия оперативных решений.

1.3 Виды финансового планирования ???

В зависимости от того, ориентированы ли основные идеи плавания на прошлое, настоящее или будущее, Рассел Акофф выделяет четыре основныхвида планирования:

реактивное (нацелено только на прошлое);

инактивное (приспосабливается только к настоящему);

преактивное (предпринимательский тип: предпочитает смотреть только

в будущее);

интерактивное (ориентировано на взаимодействие всех лучших идей

планирования).

Рассмотрим поподробнее каждый из видов планирования.

Реактивное планирование. В реактивном планировании используется генетический подход, когда вся проблема исследуется с точки зрения ее возникновения и прошлого развития. Планирование осуществляется по принципу "сверху вниз". Первоначально выясняются нужды низовых структурных подразделений, которые оформляются в планы. Далее собранные материалы передаются руководству следующего уровня. Те, в свою очередь, корректируют и редактируют их и передают на следующий уровень.

Выделим наиболее характерные положительные черты реактивного типа планирования:

1) обращение к прошлому опыту организации, из которого можно многое почерпнуть;

2) сохранение преемственности целей, способов управления, не приводящее к резким необдуманным изменениям;

3) сохранение традиций, создающее чувство безопасности у сотрудников организации,

При всех вышеперечисленных достоинствах реактивного типа планирования у него существуют также недостатки:

1) реактивное планирование рассматривается не как система, а как простая единица, совокупность элементов;

2) не используется гибкий подход, учитывающий измерения сегодняшнего дня;

3) в реактивном планировании не соблюдается принцип участия, т.е. руководят планированием в основном только топ-менеджеры организации;

4) реактивное планирование снижает общую эффективность деятельности коммерческой организации. Это объясняемся тем, что запросы нижних уровней организации учитываются только однажды, а затем корректируются в сторону снижения. Таким образом, руководители нижестоящих структурных подразделений стремятся завысить уровень своих расходов и тем самым увеличивают непроизводительные затраты экономических ресурсов.

Многие годы большинство российских организаций применяли такой вид финансового планирования. Однако развивающийся бизнес привносит большие изменения в этот процесс. Будучи ранее предметом творчества финансового директора и главного бухгалтера, сейчас финансовое планирование становится результатом взаимодействия высшего руководства, бизнес-аналитиков, менеджеров структурных подразделений и исполнительского персонала.

Инактивное планирование.Этот вид планирования воспринимает существующие условия как достаточно хорошие и приемлемые. Отличительной чертой инактивизма является инертность, удовлетворение настоящим положением. Главный принцип инактивного планирования - "планировать минимум необходимого, чтобы не изменить естественный ход вещей".

Положительной сторонойинактивного планирования является осторожность в планировании хозяйственной деятельности. Многие российские государственные предприятия тяготеют к инактивному и реактивному планированию.

Недостатками инактивного планирования являются:

1) неспособность приспосабливаться к изменениям. Предприятия хорошо работают только в стабильных, благоприятных условиях. При этом выживают только те из них, чьи доходы не зависят от рынка, а формируются из бюджетных средств;

2) слабое использование творческого потенциала сотрудников предприятия, ограничение их служебной самостоятельности.

Преактивное планирование.Преактивноепланирование ориентировано на будущие изменения и стремление ускорить изменения. Этот вид планирования предполагает, что будущее подвластно, контролю и в значительной мере является продуктом созидательных действий участников планирования. Поэтому целью интерактивного планирования является проектирование будущего на основе поиска оптимальных решений.

Этот вид планирования подразумевает управление организацией по принципу "сверху вниз": на высших уровнях формулируются цели и стратегии, затем определяются цели низших уровней и программы их действий.

Достоинствами преактивного вида являются:

1) адекватная оценка внешней среды и стремление учесть факторы внешней среды в процессе планирования;

2) принцип участия в разработке планов и максимальная мобилизация творческих способностей участников планирования.

Недостатками преактивного планирования считаются:

1) недостаточное использование накопленного опыта;

2) чрезмерное увлечение новыми методами исследований.

Интерактивное планирование.Интерактивное планирование, которое используют передовые компании, обладает двумя основными чертами:

1) основано на принципе участия и максимально мобилизует творческие способности участников планирования;

2) предполагает, что будущее подвластно контролю и в значительной степени является результатом сознательных действий участников планирования. Целью интерактивного планирования является проектирование будущего.

Р. Акофф, являясь сторонником интерактивного планирования, проводит следующую аналогию: инактивисты стремятся удержаться в бурном потоке; реактивисты пытаются плыть против него; преактивисты стараются оседлать его первую волну; интерактивисты намерены поменять течение реки.

Таким образом, реальность финансовых планов во многом зависит от выбора вида планирования, а также использования прогрессивных методов обоснования всех заданий.

Организация финансового планирования

Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению бюджетов (планов) должна производиться децентрализовано. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем.

Основные методы финансового планирования

В практике финансового планирования применяются следующие методы:

экономического анализа;

нормативный;

балансовый;

дисконтированных денежных потоков;

метод много - вариантности;

экономико-математическое моделирование;

Экономический анализ

Исходным в финансовом планировании являетсяэкономический анализ использования финансовых ресурсов за истекший период. Данный метод следует рассматривать не как простое сопоставление отчетных данных с плановыми для выявления отклонений, а как способ, позволяющий определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия.

Анализ финансовых планов включает ряд этапов (рис.1).

 
  Метод дисконтирования денежных потоков - student2.ru

Рис. 1. Этапы анализа финансовых планов

С целью выявления тенденций развития коммерческой организации анализируются:

изменения в объеме продаж в целом и по основным видам продукции;

изменения в величине прибыли, рентабельности;

объемы и эффективность инвестиций;

политика цен на реализуемые товары;

условия расчета с потребителями и поставщиками продукции;

денежные операции;

состав и структура основных и оборотных активов;

- оборачиваемость активов;

- состав и соотношение собственного и заемного капитала;

- уровень дивиденда и др.

Чтобы собрать такие данные, нужен в первую очередь упорядочи бухгалтерский и налоговый учет, непосредственное участие работников бухгалтерии и руководителей планово-финансовых служб, знание динамики показателей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. При удовлетворительном состоянии бухгалтерского учета проведение экономического анализа не должно представлять затруднений.

Нормативный метод

Сущность нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и в их источниках.

В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов, которая включает:

1. Федеральные нормативы;

2. Республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы;

3. Местные нормативы;

4. Отраслевые нормативы;

5. Нормативы хозяйствующего субъекта.

Федеральные нормативы являются едиными для всей территории Российской Федерации, для всех отраслей и хозяйствующих субъектов. К ним относятся ставки федеральных налогов, нормы амортизации отдельных видов основных фондов, ставки тарифных взносов на государственное социальное страхование и др. Республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы, а также местные нормативы действуют в отдельных регионах Российской Федерации. Речь идёт о ставках республиканских и местных налогов, тарифных взносов и сборов и др.

Отраслевые нормативы действуют в масштабах отдельных отраслей или по группам организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (малые предприятия, акционерные общества и т.п.). Сюда входят нормы предельных уровней рентабельности предприятий-монополистов, предельные нормы отчислений в резервный фонд, нормы льгот по налогообложению, нормы амортизационных отчислений отдельных видов основных фондов.

Нормативные модели позволяют сравнить фактические результаты деятельности предприятий с ожидаемыми, рассчитанными по бюджету. Их сущность сводится к установлению нормативов по каждой статье расходов по технологическим процессам, видам изделий, центрам ответственности и т.п. и к анализу отклонений фактических данных от этих нормативов.

Балансовый метод

Сущностьбалансового метода заключается в согласовании расходов с источниками покрытия, во взаимной увязке всех разделов плана между собой, а также финансовых и производственных показателей. В результате обеспечивается взаимная увязка материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы должны быть сбалансированы между собой на наиболее рациональной основе, т.е. путем выбора эффективных методов формирования фондов денежных средств, распределения и использования полученного дохода. Для финансового планирования особенно важно, какими путями достигнута сбалансированность планов и какие при этом использовались источники финансовых ресурсов. Выбирая направления инвестирования средств и методы привлечения финансовых ресурсов (собственных и заемных), финансовый менеджер обязан помнить об обеспечении платежеспособности и ликвидности с целью недопущения вероятного банкротства. Не следует забыватьи о том, что механизм скупки долгов организации и последующая процедура банкротства активно используется в нашей стране для передела собственности.

Балансовый метод традиционно применяется при распределении прибыли, планировании финансовых фондов - накопления, потребления и др. Балансовая увязка по финансовым фондам имеет вид:

ОН + П = Р + ОК,

где ОН - остаток средств фонда на начало планового периода, руб.

П - поступление средств в фонд, руб.;

Р - расходование средств фонда, руб.;

С - остаток средств фонда на конец планового периода, руб.

Метод дисконтирования денежных потоков

Метод дисконтированных денежных потоков, основанный на практической логике, используется при составлении финансовых планов, инвестиционных проектов и служит инструментом для прогнозирования совокупности распределенных во времени поступлений и выплат денежных средств.

Концепция денежных потоков (cash flow) основана на исчислении современной (приведенной) стоимости ожидаемых притоков и оттоков денежных средств. Использование метода дисконтированных денежных потоков позволяет выявить результат финансовых решений без ссылок на традиционные допущения бухгалтерского учета. Оценивая прогнозные изменения финансовых потоков за определенный период работы коммерческой организации на основе временного фактора, можно прийти к выводам, отличным от традиционного экономического анализа.

Дисконтирование денежных потоков в инвестиционных проектах основано на использовании дисконтной ставки - ставки сравнения. В качестве ставки сравнения может приниматься средневзвешенная стоимость капитала (усредненный показатель доходности процентных ставок по кредиту); существующие ставки по долгосрочному кредиту; субъективные оценки, основанные на опыте организации.

Планирование потоков денежных средств происходит по трем видам деятельности: основной (операционной), инвестиционной и финансовой. Эффективность управления финансами в значительной мере определяется тем, насколько различные виды потоков денежных средств синхронизированы между собой по объемам и во времени.

Метод многовариантности

Метод многовариантности заключается в разработке нескольких вариантов финансовых планов (например, оптимистического, пессимистического и наиболее вероятного). Каждому варианту приписывают его вероятностную оценку. Для каждого варианта рассчитывают вероятное значение критерия выбора, а также оценки отклонений от среднего значения. В качестве критерия выбора могут выступать:

- начальная величина средневзвешенной стоимости капитала;

максимальная величина чистой приведенной стоимости;

максимум рентабельности собственного капитала;

максимум рентабельности активов и др.

Вариант финансового плана с наименьшим стандартным отклонением (s) и коэффициентом вариации (CV) считается менее рискованным. Однако финансовое планирование не призвано минимизировать риски. Напротив, это процесс принятия решений о том, какие риски следует принимать, а какие принимать не стоит.

Для этого финансовый менеджер использует анализ "что будет, если" ("what if" analysis). Процедура анализа предполагает проведение рядашагов:

1) выбираются критерии выбора;

2) выбираются наиболее значимые факторы воздействия (материальные затраты, цены и пр.) на критерий выбора;

3) проводится пошаговое варьирование каждого фактора (исходных данных). Только однаиз переменных меняет значение, на основе чего определяется новое значение критерия выбора;

4) оценивается относительное изменение критерия выбора (в процентах) по сравнению с его базовым значением;

5) значение фактора изменяется еще на один шаг и вновь оценивается значение критерия выбора;

6) на основании полученных результатов рассчитывают показатель чувствительности. Это отношение относительного изменения критерия выбора к единице изменения (отклонение исходных данных от первоначальных исходных данных), так называемая эластичность изменения показателя. Например, эластичность NPV к налогам выражается формулой:

Метод дисконтирования денежных потоков - student2.ru = Метод дисконтирования денежных потоков - student2.ru

7) делаются выводы по результатам расчетов. Низкая чувствительность критерия выбора к отклонениям исходных данных свидетельствует о большой вероятности достижения предполагаемого значения. И наоборот. Более высокая чувствительность связана с вероятностью того, что оценочный показатель не достигнет ожидаемого уровня.

В современных условиях данный метод используется на основе ЭВМ и пакетов прикладных программ (ППП) для табличных вычислений: Excel, Lotus, Quattro Pro 7 и др. Например, при анализе инвестиционных проектов с использованием специальных ППП (Project Expert, Альт-Инвест и др.) результаты анализа чувствительности формируются в автоматическом режиме при заданных пользователем входных параметрах.

Наши рекомендации