Система показателей комплексного экономического анализа
Пказатель – обобщенная количественная характеристика социально-экономических явлений и процессов в их качественной определенности в условиях конкретного места и времени.
Хозяйственно-финансовая деятельность предприятий измеряется многочисленными экономическими показателями, которые можно свести в определенную систему.
1. По своему содержанию показатели делятся на количественные и качественные.
К количественным показателям относят показатели, связанные с измерением общей величины совокупности объектов (объем изготовленной продукции, численность работников, поголовье скота).
Качественные показатели характеризуют уровень развития явлений, показывают существенные особенности и свойства изучаемых объектов (себестоимость, рентабельность, урожайность).
2. Одни показатели используются при анализе деятельности предприятий во всех отраслях национальной экономики, другие – только в отдельных отраслях. По этому признаку они делятся на общие и специфические.
К общим относятся показатели валовой продукции, производительности труда, прибыли, себестоимости.
Примером специфических показателей для отдельных отраслей и предприятий могут быть влажность торфа, жирность молока и т. д.
3. По степени синтеза показатели делятся на обобщающие, частные и вспомогательные (косвенные).
Обобщающие показатели применяются для обобщенной характеристики сложных экономических явлений. Например: обобщающими показателями производительности труда являются среднегодовая, среднедневная, часовая выработка продукции одним работником.
Частные показатели отражают отдельные стороны, элементы изучаемых явлений и процессов. Например: к частным показателям производительности труда относятся затраты рабочего времени на производство единицы продукции определенного вида или количество произведенной продукции за единицу рабочего времени.
Вспомогательные (косвенные) показатели используются для более полной характеристики того или иного объекта анализа. Например: количество рабочего времени, затраченного на единицу выполненных работ.
4. Аналитические показатели делятся на абсолютные и относительные.
Абсолютные показатели непосредственно характеризуют размеры социально-экономических явлений, их признаков. Абсолютные показатели выражаются в денежных, натуральных измерителях или через трудоемкость. Абсолютные показатели в свою очередь подразделяются на натуральные, условно-натуральные и стоимостные.
Относительные показатели представляют собой результат деления одного абсолютного показателя на другой и выражают соотношение между количественными характеристиками процессов и явлений. Поэтому по отношению к абсолютным показателям или показатели в форме относительных величин являются производными (вторичными). Определяются они в процентах, коэффициентах или индексах.
5. При изучении причинно-следственных отношений показатели делятся на факторные и результативные.
Если тот или другой показатель рассматривается как результат воздействия одной или нескольких причин и выступает в качестве объекта исследования, то при изучении взаимосвязей он называется результативным.
Показатели, которые определяют поведение результативного показателя и выступают в качестве причин изменения его величины, называются факторными.
6. По способу формирования различают показатели:
· нормативные (нормы расхода сырья, топлива, энергии, нормы амортизации и др.);
· плановые (данные планов экономического и социального развития предприятия, хозрасчетные задания внутрихозяйственным подразделениям);
· учетные (данные бухгалтерского, статистического и оперативного учета);
· отчетные (данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности).
Все показатели, которые используются в анализе, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Комплексное изучение экономики предприятий предусматривает систематизацию показателей, потому что совокупность показателей, какой бы исчерпывающей она не была, без учета их взаимосвязи, соподчиненности не может дать настоящего представления об эффективности хозяйственной деятельности. Необходимо, чтобы конкретные данные о разных видах деятельности были органически увязаны между собой в единой комплексной системе.
Все показатели в зависимости от объекта анализа группируются в следующие подсистемы:
· Блок 1. Анализ показателей технико-организационного уровня внешнеэкономических, социальных и природных условий производства.
· Блок 2. Анализ показателей использования основных производственных средств.
· Блок 3. Анализ показателей использования материальных ресурсов.
· Блок 4. Анализ показателей использования труда.
· Блок 5. Анализ показателей продажи продукции.
· Блок 6. Анализ показателей себестоимости продукции.
· Блок 7. Анализ показателей величины и структуры авансированного капитала.
· Блок 8. Анализ показателей прибыли и рентабельности продукции.
· Блок 9. Анализ показателей капиталоотдачи или деловой активности предприятия.
· Блок 10. Анализ показателей рентабельности активов предприятия.
· Блок 11 Анализ показателей финансового состояния и платежеспособности предприятия.
Комплексный управленческий анализ в разработке и мониторинге бизнес-планов
Этапы разработки бизнес-плана
Бизнес-план представляет собой подробную программу действий предприятия на предстоящий период и является основным средством управления предприятием. Он составляется в следующих случаях:
· для обоснования и осуществления инвестиционных проектов;
· при реализации отдельных коммерческих операций;
· при определении перспектив развития предприятия;
· при проведении реорганизационных мероприятий и реструктуризации существующего предприятия;
· для финансового оздоровления и выхода из временного экономического кризиса.
Наиболее комплексным и объемным является бизнес-планирование текущей деятельности предприятия и бизнес-план на создание нового предприятия.
Бизнес-планы можно классифицировать по следующим признакам:
· по масштабу деятельности (малый бизнес, средние и крупные предприятия);
· по отраслевому признаку (производство, торговля, строительство и т. д.);
· по организационно-правовой форме предприятия (ООО, ЗАО и др.);
· по виду инвестиций или по инвесторам;
· по назначению (план основания, план развития, план выхода на рынок, план технического перевооружения).
Хорошо составленный, научно обоснованный бизнес-план необходим учредителям-собственникам предприятия, партнерам по бизнесу, потенциальным инвесторам, банкам, административным органам и другим структурам. Он дает им необходимую информацию для анализа и оценки предпринимательства с точки зрения его разумности, реалистичности, перспективы и результативности.
Разработка бизнес-плана обычно предусматривает несколько этапов.
Первый этап – сбор информации о требованиях к бизнес-планам в избранной отрасли и масштабах деятельности, а также о требованиях предполагаемых инвесторов.
Второй этап – выявление целей подготовки бизнес-плана. Цель определяется перечнем проблем, которые необходимо решить с помощью бизнес-плана. Чаще всего первоначальной целью является начало финансирования. Она может быть достигнута в том случае, если бизнес-план содержит привлекательное предложение для инвестора.
Третий этап – точное определение инвесторов.
Инвесторами могут быть:
· крупные предприятия или корпорации, которые рассматривают бизнес-планы, предлагаемые их структурными подразделениями;
· банки;
· международные финансовые организации, занимающиеся финансированием развития;
· акционеры.
Выбор круга инвесторов определяет специфику содержания бизнес-плана. Если бизнес-план ориентирован на финансирование за счет выпуска и размещения акций, то необходимо особое внимание уделить прогнозу их котировок и размеру дивидендов, определению порядка выплаты дивидендов. Если предприятие предполагает получение банковского кредита, то необходимо показать возможности эффективного обеспечения возврата кредитов.
Четвертый этап – определение общей структуры создаваемого бизнес-плана.
Пятый этап – сбор информации для разработки каждого раздела плана.
Шестой этап – непосредственное составление бизнес-плана. Как правило, это осуществляется специалистами по планированию и аналитиками под руководством того лица, которое будет управлять реализацией плана.
Седьмой этап – анализ или предварительная экспертиза плана, после чего он может быть представлен ведущим инвесторам или кредиторам.
Роль анализа в разработке и мониторинге основных плановых показателей
Роль анализа при составлении бизнес-плана заключается, по существу, в ответе на три вопроса:
· Какова сегодня позиция предприятия?
· Где должно находиться предприятие в будущем?
· Что нужно сделать, чтобы предприятие переместилось в то положение, где его хочет видеть руководство?
Разработка мероприятий по улучшению рыночных позиций и завоеванию конкурентных преимуществ (они являются основой бизнес-плана) разделяется на три этапа.
Первый этап – анализ внешней среды и определение позиции предприятия в настоящее время. Для этого собирается и анализируется следующая информация:
· о направлениях государственной политики, определяющей производство и сбыт выпускаемой предприятием продукции и потребляемых видов сырья;
· о существующем уровне отечественного производства, объемах импорта и экспорта аналогичной выпускаемой продукции и потребляемого сырья, а также производстве и импорте продукции-заменителя;
· о конкурентах (объем продаж, доля на рынке, качество их продукции, ценовая и сбытовая политика).
Второй этап – анализ возможностей предприятия, прежде всего с точки зрения прибыльности, жизнеспособности, степени риска.
Цель данного анализа – обеспечить баланс рыночных запросов с реальными возможностями самого предприятия, обосновать производственную программу и поведение на рынке, а также обеспечить принятие грамотных управленческих решений. Для этого проводится:
· анализ существующей системы сбыта продукции;
· анализ существующей системы снабжения предприятия;
· анализ ассортимента выпускаемой продукции:
· анализ финансового состояния предприятия и эффективности финансового управления;
· анализ эффективности существующей организационной структуры предприятия.
Третий этап – выбор вариантов развития предприятия.
В соответствии с выбранной стратегией поведения предприятия на рынке определяется взаимоувязанная система. Она включает в себя:
· снабженческо-сбытовую политику;
· производственно-технологическую и инновационную политики (это может быть минимизация затрат на производство и реализацию продукции или повышение конкурентоспособности и качества продукции);
· ценовую политику;
· финансовую политику;
· инвестиционную политику;
· кадровую политику.
Таким образом, анализ необходим для:
· повышения обоснованности планирования и жесткости нормативов управления;
· обеспечения эффективной и бесперебойной организации деятельности;
· своевременности координирования деятельности предприятия, как реакции на внешние и внутренние изменения;
· оценки достоверности учета и оперативности контроля;
· мотивации работников к достижению поставленных целей.
Структура комплексного бизнес-плана
Не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана. Но, как правило, в нем предусматривается титульный лист, резюме, основная часть.
Рассмотрим основные разделы бизнес-плана.
Титульный лист содержит название и адрес фирмы, имена и адреса учредителей, суть предполагаемого проекта, его стоимость, ссылки на секретность.
Резюме готовится после составления бизнес-плана, оно обобщает итоги планирования и включает в себя основные положения предполагаемого проекта, преимущества проекта и финансовые результаты, ожидаемые от его реализации. Резюме не должно превышать 3 – 4 страниц (предпочтительнее 1 страница) и должно быть составлено так, чтобы возникло желание продолжить чтение бизнес-плана.
История предприятия. Раздел составляется в том случае, если предприятие уже существует и прошло определенный путь развития. Информация раздела в основном предназначена для инвесторов и анализируется в дальнейшем обслуживающими их аналитиками, поэтому, обсуждая историю бизнеса, указывают успехи предприятия в прошлом и достижения его работников, год основания предприятия, основные этапы его развития, продукты, которые предлагались рынку, роль руководства в развитии предприятия. Предпочтительнее использовать количественные показатели.
Основная часть состоит из маркетингового раздела, производственного раздела и финансового раздела.
Маркетинговый раздел включает в себя описание товаров и услуг, рынков сбыта, оценку конкурентов и выбор конкурентной стратегии. Завершает характеристику комплекса маркетинга в бизнес-плане план маркетинга. В этом разделе плана должно быть определено:
1. Каковы основные характеристики покупателей на том отраслевом рынке, на который ориентируется предприятие? Какие группы покупателей по уровню доходов, возрасту, поведенческим принципам можно выделить, т. е. каковы основные сегменты данного рынка и на какой из сегментов намерено ориентироваться предприятие?
2. Определяя свою позицию на рынке, намерено ли предприятие потеснить конкурентов, предлагая подобные товары, или попытается найти свою нишу?
3. Какова основная методика расчета цены на товары и услуги? Какой доход обеспечит предприятию выбранный уровень цены? Предусмотрены ли система скидок и льгот для покупателей?
4. Какие каналы распространения товаров будут использоваться? Будет ли предприятие прибегать к услугам оптовых и розничных торговцев или предлагать товар потребителю напрямую, без посредников и каким способом?
5. Какие меры предпримет предприятие для эффективного продвижения своих товаров (реклама, стимулирование сбыта, пропаганда, личные продажи)? Как будет определяться бюджет для финансирования продвижения товаров?
6. Будет ли предприятие применять систему технических гарантий на свою продукцию? Как оно планирует организовать послепродажный сервис?
Производственный раздел состоит из производственного плана, организационного плана и юридического плана.
Производственный план дает ответы на следующие вопросы:
1. Каковы основные методы производства и технологии?
2. Какова структура производственного процесса и его операций?
3. Какие используются сырье, материалы, комплектующие?
4. Кто основные поставщики предприятия?
5. Выявлены ли недостатки производства?
6. Какие мощности и оборудование необходимы для организации производства?
7. Какова предполагаемая структура издержек?
8. Как осуществляется контроль качества?
9. Какая рабочая сила необходима для ведения производства?
Организационный план знакомит с организационно-правовой формой предприятия, распределением полномочий и ответственности, системой управления и организационной структурой, дается описание правовой обеспеченности проекта, определяется правовой статус предприятия, ограничения по лицензированию, наличие прав собственности, условия распределения ожидаемой прибыли.
В нем должны быть даны ответы на следующие вопросы:
1. Какова организационно-правовая форма предприятия?
2. Кто основные пайщики и акционеры?
3. Если предприятие является акционерным обществом, то сколько акций всего было выпущено или предполагается выпустить? Каковы права акционеров и процедуры выплаты дивидендов?
4. Кто входит в состав совета директоров и правления общества? Необходимо перечислить членов совета директоров и правления, указать их должность, квалификацию, опыт, образование.
5. Как распределяются полномочия среди управляющих предприятия? Каковы особенности контрактов, заключаемых с менеджерами?
6. Какова организационная структура предприятия и способ взаимодействия подразделений друг с другом?
В юридическом плане дается описание правовой обеспеченности проекта, определяется правовой статус предприятия, ограничения по лицензированию, наличие прав собственности, условия распределения ожидаемой прибыли.
Финансовый раздел включает в себя финансовый план, стратегию финансирования, оценку рисков и страхование.
Финансовый план является итоговым разделом бизнес-плана. Показатели финансового плана рассчитываются по результатам прогноза продаж и производства продукции, т. е. по результатам планов маркетинга и производства. Этот документ обеспечивает взаимоувязку показателей развития организации с имеющимися финансовыми ресурсами. При разработке финансового плана должны быть учтены характеристики и условия среды, в которых предполагается реализация инвестиционного проекта или ведение хозяйственной деятельности:
· налоговая среда (перечень видов налогов, ставки налогов и сроки их выплаты, тенденции изменения);
· изменение курса валют, по которым ведется расчет проекта;
· инфляционная характеристика среды.
Финансовый план включает в себя следующие основные расчеты или сметы:
· смету объема продаж продукции;
· план прибылей и убытков (смету доходов и расходов);
· баланс денежных поступлений и расходов;
· плановый бухгалтерский баланс (смету активов и пассивов);
· расчет безубыточности продажи товаров.
Кроме этого, в финансовую часть бизнес-плана входят:
· расчеты по обоснованию стратегии инвестиций;
· расчеты товарно-материального обеспечения кредитов;
· расчеты рентабельности;
· оценка финансовых рисков и страхования.
Сметное планирование (бюджетирование) и анализ исполнения смет