Показатели, характеризующие деловую активность

Введение

Деловая активность является комплексной и динамичной характеристикой предпринимательской деятельности и эффективности использования ресурсов. Уровни деловой активности конкретной организации отражают этапы ее жизнедеятельности (зарождение, развитие, подъем, спад, кризис, депрессия) и показывают степень адаптации к быстроменяющимся рыночным условиям, качество управления.

Деловая активность предприятий является одним из центральных факторов эффективности рыночной экономики. Деловая активность - одно из наиболее распространенных понятий в современном деловом обороте с развитым методическим инструментарием для ее оценки. Ее регулярный мониторинг позволяет выявлять проблемы в динамике экономического роста и своевременно корректировать стратегию развития.

В современных условиях динамичное, эффективное и рациональное развитие предприятий невозможно без управления их деловой активностью, конечной целью которого является повышение конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Изучением вопросов управления деловой активностью предприятий занимались многие учёные. Не смотря на это, в экономической литературе не существует ни единой трактовки данного понятия, ни единой системы его оценки и управления. Именно поэтому совершенствование механизма управления деловой активностью является актуальной проблемой, обусловившей выбор темы исследования.

Целью работы выступает исследование экономической категории «деловая активность» и оценки ее измерения.

В процессе выполнения курсовой работы необходимо решение следующих задач:

- обобщить экономическое содержание деловой активности коммерческих предприятий;

- рассмотреть показатели, посредством которых измеряется деловая активность;

- выявить пути повышения деловой активности, в частности ускорения оборачиваемости;

- составить на основе данных бухгалтерскую отчетность;

- осуществить оценку финансового состояния предприятия по данным бухгалтерской отчетности.

Теоретической и методологической основой исследования послужили классические и современные труды отечественных экономистов, посвященные исследованию сущности экономического понятия «деловая активность», оборачиваемости и повышению эффективности управления оборотным капиталом, деловой активности за счет ускорения оборачиваемости. Глубина анализа, достоверность выводов курсовой работы обеспечиваются применением принципов логического и системного подходов, приемов индуктивного и дедуктивного методов.

В рамках системного подхода применены методы анализа и синтеза, метод сравнения, научной абстракции; в практической части исследования использовались расчетно-аналитические методы: группировка, выборка, сравнение, относительных величин, факторный анализ.

Общая оценка деловой активности организации

Экономическое содержание деловой активности коммерческих предприятий

В России термин «деловая активность» появился в ХХ веке. Его возникновение в отечественном экономическом лексиконе связано с реформированием экономики, формированием рыночных отношений и развитием предпринимательства.

В мировой практике исследование деловой активности проводят как на микро-, так и на мако- уровнях. В российской экономической науке исследования деловой активности ведутся только на уровне отдельного хозяйствующего субъекта.

Рассмотрим основные определения, данные разными авторами понятию «деловая активность».

О.В. Мясникова обосновывает положение о том, что деловая активность может быть представлена как совокупность усилий работников предприятия, направленных под воздействием определенного уровня мотивации, прежде всего, на увеличение оборачиваемости оборотных активов, которая формируется под влиянием внешних и внутренних факторов [18, 5].

Более полное определение деловой активности дано В.Д. Молокановым. По его мнению, деловая активность организации характеризуется как мотивированный макро- и микро уровнем управления процесс хозяйственной деятельности организаций, направленный на обеспечение положительной динамики производства конкурентоспособных товаров и услуг, увеличения трудовой занятости и эффективного использования ресурсного потенциала в целях увеличения прибыли и удовлетворения социально-экономических интересов человека [19,7].

Более полно характеризует деловую активность на уровне предприятия В. В. Ковалев, отмечая, что «в широком смысле деловая активность означает весь спектр усилий, направленных на продвижение фирмы на рынках продукции, труда, капитала, в более узком смысле - как текущая производственная и коммерческая деятельность предприятия» [13, 263]. В этом подходе к определению деловой активности четко определены направления характеристики итогов, деятельности предприятия, что соответствует ее сущности.

Большинство авторов, рассматривающие данную экономическую категорию, на уровне предприятия: деловую активность чаще всего рассматривают как результативность работы предприятия относительно величины авансированных ресурсов или величины их потребления в процессе производства. Такое определение практически смыкает понятие деловой активности и эффективности работы.

Деловая активность может быть представлена как совокупность усилий работников предприятия, направленных под воздействием определенного уровня мотивации на увеличение, прежде всего, оборачиваемости оборотных активов, которая формируется под влиянием внутренних и внешних факторов производства, а также развитой социально-экономической инфраструктуры региона. Для обобщенной оценки деловой активности крупных и средних предприятий традиционно рассчитываемые показатели, характеризующие деловую активность, могут быть дополнены еще одним показателем - срок окупаемости капитальных вложений на новую технологию, учитывающим инновационную их деятельность.

Деловая активность выражает эффективность использования материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов по всем бизнес-линиям деятельности и характеризует качество управления, возможности экономического роста и достаточность капитала организации. Значение анализа деловой активности заключается в формировании экономически обоснованной оценки эффективности и интенсивности использования ресурсов организации и в выявлении резервов их повышения.

Деловая активность (или «оборачиваемость») в финансовой деятельности определяется как весь спектр действий, направленных на продвижение данного предприятия во всех сферах: рынок сбыта продукции, финансовая деятельность, рынок труда и т.д. Повышение деловой активности любого предприятия проявляется в расширении сферы обслуживания или рынка сбыта, увеличении номенклатуры товаров и услуг и ее успешной реализации, стабильном развитии (профессиональное, личностное развитие) штата работников предприятия, эффективности использования всей базы ресурсов (финансы, персонал, сырье).

Л. В. Донцова и Н. А. Никифорова отмечают: «деловая активность в финансовом аспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота средств. Анализ деловой активности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов — показателей оборачиваемости» [8, 197].

Исходя из данного определения, деловая активность в финансовом аспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота средств. Анализ деловой активности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов – показателей оборачиваемости.

Важнейшей особенностью данной характеристики является динамичность осуществления хозяйственных процессов. Высокие показатели деловой активности свидетельствуют о реализации хозяйствующим субъектом своих интересов в конкурентных условиях с целью надежного достижения желаемых результатов финансово-хозяйственной деятельности.

С учетом современных реалий бизнеса сегодня деловая активность - это прежде всего комплекс действий, направленных на достижение предпринимательских целей, среди которых наиболее актуальны обеспечение прироста капитала, увеличение интенсивности его использования по всем видам деятельности при стабильном росте экономической прибыли и конкурентоспособности хозяйствующего субъекта [20, 248].

Исходя из данных определений, можно обобщить и сделать вывод, что деловая активность является комплексной и динамичной характеристикой предпринимательской деятельности и эффективности использования ресурсов. Уровни деловой активности конкретной организации отражают этапы ее жизнедеятельности (зарождение, развитие, подъем, спад, кризис, депрессия) и показывают степень адаптации к быстроменяющимся рыночным условиям, качество управления.

Показатели, характеризующие деловую активность

Оценка деловой активности с точки зрения решения стратегических задач организации и с точки зрения текущей производственно-хозяйственной деятельности осуществляется с использованием различных показателей. Естественно, что влияние финансового аспекта будет наиболее значимо при определении деловой активности в рамках стратегических задач организации. И наоборот, деловая активность с позиции решения текущих задач требует повышенного внимания к производственному и коммерческому аспектам [20, 249].

Количественные критерии деловой активности характеризуются абсолютными и относительными показателями. В число абсолютных показателей входят: объем продажи готовой продукции, величина используемых активов и капитала, в том числе собственный капитал, прибыль.

Целесообразно сравнивать эти количественные параметры в динамике за ряд периодов (кварталов, лет). Оптимальное соотношение между ними: Темп прироста чистой прибыли > Темпа прироста выручки от реализации продукции > Темпа прироста стоимости активов > 100%

То есть прибыль предприятия должна увеличиваться более высокими темпами, чем остальные параметры деловой активности. Это значит, что активы (имущество) должны использоваться более эффективно, издержки производства должны уменьшаться. Однако на практике даже у стабильно работающих организаций возможны отклонения от указанного соотношения показателей. Причинами этого могут быть: освоение новых видов продукции и технологий, большие капитальные вложения в модернизацию и освоение основных средств, реорганизация структуры управления и производства и другие факторы [16,14].

Относительные показатели деловой активности характеризуют эффективность использования ресурсов организации, это финансовые коэффициенты, показатели оборачиваемости.

В качестве общих показателей оборачиваемости оборотных активов предприятия выделяются:

1.Коэффициент оборачиваемости оборотных активов (оборачиваемость оборотных активов в разах), который характеризует скорость оборота оборотных активов и показывает количество оборотов, совершаемое оборотными активами за период.

2.Средняя продолжительность одного оборота оборотных активов (оборачиваемость оборотных активов в днях), характеризующая длительность оборота оборотных активов, показывающая среднее время пребывания оборотных активов в процессе кругооборота в днях.

3.Экономический эффект от изменения оборачиваемости оборотных активов, который характеризует их высвобождение из оборота в результате повышения его скорости или их дополнительное привлечение в оборот в результате замедления его скорости.

Однако нужно иметь в виду, что отдельные виды активов предприятия имеют различную скорость оборота. Показатели оборачиваемости отражают структуру оборотных активов предприятия и зависят от их видов, запасов товарно-материальных ценностей, дебиторской задолженности.

Длительность оборота текущих активов предприятия определяется совокупным влиянием факторов внешнего и внутреннего характера.

К числу первых следует отнести сферу деятельности предприятия (производственная, снабженческо-сбытовая, посредническая и др.), отраслевую принадлежность, масштабы предприятия и ряд других. Не меньшее воздействие на оборачиваемость активов оказывают экономическая ситуация в стране и связанные с ней условия хозяйствования предприятий. Так, инфляционные процессы, отсутствие у большинства предприятий налаженных хозяйственных связей с поставщиками и покупателями приводят к вынужденному накапливанию запасов, значительно замедляющему процесс оборота средств [26,59].

Также следует подчеркнуть, что период нахождения средств в обороте в значительной степени определяется внутренними условиями деятельности предприятия, и в первую очередь эффективностью стратегии управления его активами (или ее отсутствием). Действительно, в зависимости от применяемой ценовой политики, структуры активов, методики оценки товарно-материальных запасов предприятие имеет большую или меньшую свободу воздействия на длительность оборота своих средств.

К частным показателям оборачиваемости оборотных активов относятся показатели оборачиваемости денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, запасов и дебиторской задолженности. Они характеризуют интенсивность использования перечисленных видов оборотных активов и могут рассчитываться как в разах, так и в днях.

Такой детальный анализ использования оборотных средств приобретает особенно важное значение с развитием рыночных отношений и свободы предпринимательства.

Показатели оборачиваемости оборотных активов имеют отраслевую специфику, и поэтому у них отсутствуют универсальные рекомендуемые значения. Разработка рекомендуемых значений для показателей оборачиваемости возможна в рамках той или иной отрасли экономики.

Анализ показателей оборачиваемости оборотных активов ведется в динамике, в сопоставлении с данными аналогичных предприятий (принадлежащих той же отрасли) и среднеотраслевыми значениями. По итогам анализа делается вывод об уровне интенсивности использования оборотных активов коммерческой организации (высокая, средняя, низкая) и причинах ее изменения.

Сопоставление коэффициентов оборачиваемости в динамике по го­дам позволяет выявить тенденции изменения эффективности использо­вания оборотных средств. Если число оборотов, совершаемых оборот­ными средствами, увеличивается или остается стабильным, то предпри­ятие работает ритмично и рационально использует денежные ресурсы. Снижение числа оборотов, совершаемых в рассматриваемом периоде, свидетельствует о падении темпов развития предприятия и о его небла­гополучном финансовом состоянии.

Кроме рассмотренных показателей, характеризующих деловую активность компании, В.Н. Данилин, предлагает дополнить еще несколькими, в частности [7, 125]:

- Оборачиваемость совокупного капитала. Данный показатель отражает скорость оборота всего капитала предприятия:

Выручка / Среднее за период значение активов (1)

- Оборачиваемость собственного капитала. Коэффициент показывает скорость оборота собственного капитала или активность средств, которыми рискуют акционеры:

Выручка / Среднему за период значению собственного капитала (2)

Эта группа коэффициентов позволяет проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Показатели деловой активности особенно важно сравнивать со средне отраслевыми значениями, так как их величина может существенно колебаться в зависимости от отрасли.

- Оборачиваемость кредиторской задолженности показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого предприятию:

Себестоимость / Среднее значение кредиторской задолженности (3)

Показатели деловой активности представлены не только количественными характеристиками, но и качественными, такими, как: -широта рынков сбыта; -покупка нового оборудования; осуществление инновационной деятельности; расходы на НИОКР; уровень интеллектуального капитала; участие на рынке ценных бумаг; ввод новых видов продукции; рост клиентской базы; и т.п.

Качественные показатели деловой активности в некоторой мере показывают направления развития компании и его степень. Но увеличение деловой активности по качественным характеристикам невозможно без улучшения значений количественных показателей.

Таким образом, деловая активность предприятия проявляется в скорости, с которой оборачиваются его средства. Деловая активность выражает эффективность использования материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов Деловая активность коммерческой организации измеряется с помощью системы количественных и качественных показателей.

Наши рекомендации