Порядок лицензирования банковской деятельности.

Тема 1. Порядок государственной регистрации, лицензирования и прекращения деятельности банков

Порядок государственной регистрации банка.

Порядок лицензирования банковской деятельности.

Реорганизация и ликвидация банка.

Порядок государственной регистрации банка.

Банк является коммерческой организацией, имеющей на основании лицензии на осуществление банковской деятельности исключительное право осуществлять в совокупности базовые банковские операции, а так же иные банковские операции, указанные в лицензии на осуществление банковской деятельности.

Банк создается в форме акционерного общества

ОАО или ЗАО

Банки могут создаваться:

- за счет средств инвесторов-резидентов (юр и физ. лиц РБ);

- с использованием иностранных инвестиций;

- как дочерние банки иностранного банка.

Учредителям банков могут выступать физические и юридические лица, в том числе и государственные органы.

Государственной регистрации в РБ подлежат:

1. Вновь создаваемые, в том числе в результате реорганизации, банки;

2. Изменения и (или) дополнения, вносимые в уставы банков.

Государственная регистрация банков, а также изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы банков, осуществляется Национальным банком РБ.

До подачи документов, необходимых для государственной регистрации создаваемого банка, учредители банка обязаны:

1.Согласовать с НБ наименование банка

Банк должен иметь наименование, соответствующее требованиям законодательства Республики Беларусь. Наименование банка должно содержать указание на характер деятельности этого банка посредством использования слова "банк", а также на его организационно-правовую форму.

2. Определить предполагаемое место нахождения банка (место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа);

3.Принять решение о создании банка и утвердить его устав;

4.Утвердить кандидатуры на должности руководителя и главного бухгалтера банка;

5. Сформировать уставный фонд банка в полном объеме.

Создание банка включает следующие этапы:

1. Принять решение о создании банка на собрании учредителей, определение доли участия, подготовка документов;

2. Открытие временного счета в Национальном банке РБ (либо в др. банке) для формирования уставного фонда; поступление средств от учредителей банка на этот счет;

3. Утверждение собранием учредителей устава банка, в котором указываются наименование банка, размер его уставного фонда, перечень банковских операций и видов деятельности и иные обязательные сведения;

4. Представление в Национальном банке РБ документов согласно установленному перечню и должным образом оформленных;

5. Принятие Правление Национального Банка РБ решения о государственной регистрации, подготовка соответствующего свидетельства, запись в единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выдача банковской лицензии.

Для государственной регистрации банка обязательным является создание минимального размера уставного фонда банка. УФ состоит из стоимости вкладов его учредителей (акционеров).

Минимальный размер уставного фонда создаваемого банка устанавливается Национальным банком по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

При создании банка минимальный размер его уставного фонда должен быть сформирован из денежных средств.

Для формирования уставного фонда банка могут быть использованы только собственные средства учредителей банка, а для увеличения уставного фонда банка - собственные средства акционеров банка, иных лиц и (или) источники собственных средств банка.

Для формирования и увеличения уставного фонда банка не могут быть использованы привлеченные денежные средства и доходы, полученные преступным путем.

Денежные вклады в УФ могут быть внесены как в белорусских рублях, так и в иностранной (свободно-конвертируемой) валюте. При этом весь УФ должен быть объявлен и учитываться в белорусских рублях. Перерасчет иностранной валюты в национальную денежную единицу РБ осуществляется по официальному курсу, установленному НБ РБ на дату внесения вклада в УФ.

Денежные вклады, вносимые учредителями в уставный фонд создаваемого банка, подлежат зачислению на временный счет, открываемый в Национальном банке или по согласованию с Национальным банком – в других банках одним из учредителей банка, уполномоченным на представление интересов других учредителей, за исключением случаев, установленных частью второй статьи 76 Банковского кодекса Республики Беларусь. Перечисление денежного вклада, вносимого в уставный фонд банка, осуществляется только со счета лица, вносящего данный денежный вклад.

Денежные вклады зачисляются на временный счет, открываемый в другом банке, только при условии их перевода на такой счет через соответствующий корреспондентский счет этого банка, открытый в Национальном банке.

К вкладам в неденежной форме относится имущество, необходимое для осуществления банковской деятельности имущество и относящееся к основным средствам, за исключением объектов незавершенного строительства.

Для государственной регистрации банка в Национальный банк РБ представляются:

-заявление о государственной регистрации создаваемого банка;

-устав банка в двух экземплярах и его электронная копия;

-договор о создании банка;

-протокол учредительного собрания, в котором содержатся сведения о кандидатурах на должности руководителя и главного бухгалтера банка;

-документы, подтверждающие формирование уставного фонда банка в полном объеме (выписка из временного счета, заключение экспертизы достоверности оценки стоимости имущества в случае внесения в уставный фонд вклада в неденежной форме и другие документы в соответствии с законодательством Республики Беларусь);

-копии учредительных документов и свидетельств о государственной регистрации учредителей - юридических лиц

-документ, подтверждающий право на размещение банка по месту его нахождения;

-копии документов, удостоверяющих личность учредителей - физических лиц;

-список учредителей с указанием размера их вклада, количества, категорий и номинальной стоимости акций, подлежащих размещению среди учредителей, а также долей таких акций в уставном фонде банка по форме;

-сведения о предполагаемых бенефициарных собственниках банка, каждый из которых станет таковым в отношении не менее пяти процентов акций банка, по форме;

-передаточный акт или разделительный баланс, содержащие положения о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица (для банка, создаваемого в результате реорганизации);

-платежный документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию банка.

Национальный банк на основании решения о государственной регистрации банка в течение пяти рабочих дней со дня внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о государственной регистрации банка выдает:

1.Свидетельство о государственной регистрации банка;

2.Документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, регистрацию в организации, осуществляющей обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Государственная регистрация банка не допускается, если:

1.Для гос. регистрации создаваемого банка представлены не все необходимые документы;

2.В документах, представленных для гос. регистрации создаваемого банка, выявлены недостоверные сведения;

3. Устав банка и (или) иные документы, представленные для его гос. регистрации, не соответствуют законодательству РБ;

4.На момент проведения гос регистрации УФ банка не сформирован в полном объеме;

5.Установлены факты использования при формировании УФ денежных средств или иного имущества, не являющихся собственными средствами учредителей банка, и (или) доходов, полученных преступным путем;

6. Банк, создаваемый в результате реорганизации, не соответствует лицензионным требованиям, установленным БК;

7. Хотя бы 1 из учредителей банка или 1 из его предполагаемых бенефициарных собственников, который станет таковым в отношении не менее 5% акций банка:

-имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности;

-является общественным объединением, преследующим политические цели;

- не соответствует требованиям, установленным НБ.

Банк имеет право создавать территориально обособленные подразделения, т.е. подразделения, расположенные вне места нахождения головного банка. К таким подразделениям относятся филиалы (отделения), представительства, центры банковских услуг, расчетно-кассовые центры, обменные пункты и т.п.

Обособленные подразделения банка можно классифицировать следующим образом:

В зависимости от содержания деятельности:

- выполняющие банковские операции - филиалы (отделения), центры банковских услуг, расчетно-кассовые центры, обменные пункты и т.п.;

- не выполняющие банковские операции - представительства;

В зависимости от организации движения средств:

- имеющие самостоятельный баланс - филиалы;

- не имеющие самостоятельного баланса - центры банковских услуг, расчетно-кассовые центры, обменные пункты и т.п.;

В зависимости от характера подчиненности:

- подчинение возможно только головному банку - филиалы (отделения) и представительства;

- подчинение возможно как головному банку, так и филиалу - отделения и обособленные подразделения, не имеющие самостоятельного баланса (центры банковских услуг, расчетно-кассовые центры, обменные пункты и т.п.).

Филиал –обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения банка и осуществляющее от его имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией на осуществление банковской деятельности.

Филиал не является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании положения, утвержденного создавшим его банком.

Перечень филиалов банка прилагается к уставу. Руководитель филиала действует на основании доверенности.

Банк вправе осуществлять банковские операции и (или) иную деятельность вне места нахождения банка, его филиала путем создания структурных подразделений, в том числе передвижных, расположенных вне места нахождения банка, его филиала и не имеющих самостоятельного баланса (отделений, центров банковских услуг, расчетно-кассовых центров, обменных пунктов и других структурных подразделений), либо путем создания удаленных рабочих мест.

Представительством банка является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения банка, представляющее его интересы и осуществляющее их защиту.

Представительства не являются юридическими лицами и не имеют права осуществлять банковские операции. Прибыли не является целью его функционирования. Данное обособленное подразделение представляет интересы банка и осуществляет их защиту, рекламирует его услуги и продвигает их на новые рынки.

Как правило, банки открывают свои представительства в иностранных государствах, с резидентами которых заинтересованы развивать сотрудничество они сами и их клиенты.

Перечень представительств банка прилагается к уставу банка.

Под удаленным рабочим местом понимается созданное банком рабочее место, не имеющее собственной организационной структуры, расположенное вне места нахождения банка, его филиала, структурного подразделения, предназначенное для осуществления банковских операций и (или) иной деятельности банка.

Порядок лицензирования банковской деятельности.

Банк приобретает право на осуществление банковской деятельности со дня получения лицензии на осуществление банковской деятельности.В лицензии на осуществление банковской деятельности указывается перечень банковских операций, которые банк вправе осуществлять. Банк обязан постоянно соблюдать лицензионные требования.

Если банк зарегистрирован, то в течение десяти месяцев со дня государственной регистрации обязан:

1. Принять меры по выполнению лицензионных требований, исходя из перечня банковских операций, которые банк намеревается осуществлять;

2. Обратиться в НБ РБ за получением лицензии на осуществление банковской деятельности.

До получения лицензии банк не вправе:

1.Осуществлять банковские операции и иную деятельность, за исключением случаев, когда такая деятельность осуществляется для выполнения лицензионных требований;

2.Создавать филиалы, представительства, структурные подразделения и удаленные рабочие места;

3. Выступать учредителем (участником) других юридических лиц.

Банковская лицензияпредставляет собой специальное разрешение центрального банка на осуществление банковской деятельности, удостоверяющее право банка проводить указанные в ней банковские операции.

Это официальный документ установленной формы бессрочного характера действия.

Банк приобретает право на осуществление банковской деятельности со дня получения лицензии на осуществление банковской деятельности.

Лицензии, выданные Национальным банком, учитываются в реестре лицензий на осуществление банковской деятельности. При отзыве лицензии на осуществление банковской деятельности, в том числе в части осуществления отдельных банковских операций, и приостановлении либо восстановлении ее действия в указанном реестре делается соответствующая запись.

Лицензионными требованиями для получения лицензии на осуществление банковской деятельности являются:

1. Наличие у банка нормативного капитала не менее минимального размера, установленного НБ РБ.

2. Наличие бизнес-плана, соответствующего требованиям НБ РБ;

3. Наличие в банке совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительного органа, соответствие состава совета директоров (наблюдательного совета) требованиям НБ РБ;

4. Соответствие членов совета директоров (наблюдательного совета), членов коллегиального исполнительного органа, а также руководителя и главного бухгалтера банка, их заместителей предъявляемым к ним квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации;

5.Наличие в банке системы управления рисками и системы внутреннего контроля,;

6. Соответствие банка установленным требованиям к техническим возможностям для осуществления банковских операций;

7. Соответствие организационной структуры банка требованиям БК, а также прозрачность структуры его собственности.

Критерии оценки прозрачности структуры собственности банка устанавливаются Национальным банком.

Для получения лицензии на осуществление банковской деятельности в Национальный банк представляются:

1.Заявление по форме, установленной Национальным банком;

2. Сведения о назначенных (избранных) на момент подачи заявления членах совета директоров (наблюдательного совета), коллегиального исполнительного органа (в случае его образования), руководителе и главном бухгалтере банка, их заместителях, должностных лицах, ответственных за управление рисками, должностных лицах, ответственных за внутренний контроль в банке, руководителе службы внутреннего аудита по форме, установленной Национальным банком;

3. Локальные нормативные правовые акты банка, регулирующие организацию системы управления рисками, системы внутреннего контроля и деятельность службы внутреннего аудита банка;

4. Бизнес-план банка;

5.Расчет нормативного капитала банка по форме, установленной Национальным банком;

6. Сведения о бенефициарных собственниках банка, являющихся таковыми в отношении не менее пяти процентов акций банка, по форме, установленной Национальным банком;

7. Платежный документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу лицензии.

В Республике Беларусь лицензирование банковских операций осуществляет Национальный банк и имеет право:

- выдавать лицензию на осуществление банковской деятельности;

- вносить в нее изменения и дополнения в связи с изменением законодательства;

- приостанавливать и восстанавливать действие банковской лицензии в отношении выполнения отдельных банковских операций;

- отзывать банковскую лицензию.

Приостановка лицензии возможнано не более чем на один год, в случае:

- невыполнения предписания НБ;

- невыполнения нормативов безопасного функционирования и (или) иных требований,

-непредставления, несвоевременного представления, представления недостоверной и (или) не в полном объеме отчетности, а также иной информации, обязательной для представления в НБ.

-создания такого финансового положения банка, которое может повлечь угрозу стабильности банковской системы РБ и (или) интересам вкладчиков и иных кредиторов банка;

-несоблюдения лицензионных требований;

-нарушения иных требований банковского законодательства.

НБ вправе отозвать лицензию на осуществление банковской деятельности, в том числе в части осуществления отдельных банковских операций, также в случае:

- несоблюдения отдельных лицензионных требований, если это может привести к созданию угрозы стабильности банковской системы РБ и (или) интересам вкладчиков и иных кредиторов банка;

-установления факта недостоверности сведений, на основании которых была выдана лицензия;

-неосуществления банковских операций, указанных в выданной лицензии на осуществление банковской деятельности, в течение одного года;

-установления факта недостоверности содержащихся в отчетности данных, способного привести к созданию угрозы стабильности банковской системы РБ и (или) интересам вкладчиков и иных кредиторов банка;

-неоднократного (не менее двух раз) нарушения в течение одного года требований, установленных НБ к порядку и срокам представления отчетности;

-осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не указанных в выданной лицензии на осуществление банковской деятельности;

-нарушения иных требований банковского законодательства, если в течение одного года к банку неоднократно (не менее двух раз) применялись меры воздействия;

-создания такого финансового положения банка, которое повлекло неисполнение им своих обязательств перед вкладчиками и иными кредиторами;

-наличия оснований для признания банка банкротом;

-реорганизации банка;

-принятия решения о ликвидации банка.

В случае отзыва лицензии на осуществление банковской деятельности в части осуществления отдельных банковских операций обязательства, связанные с осуществлением этих операций, подлежат прекращению за невозможностью их исполнения.

Лицензионные полномочия вновь созданных банков имеют законодательно установленные ограничения. Они касаются:

- возможности открытия и ведения счетов физических лиц,

- проведения операций по привлечению их средств во вклады,

- операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Для банков, имеющих право на осуществление банковских операций по привлечению денежных средств физических лиц:

- наличие у банка нормативного капитала в размере, установленном НБ РБ, или в двукратном размере в случае, если с момента получения банком лицензии на осуществление банковской деятельности прошло менее 2 лет;

-устойчивое финансовое положение банка в течение последних 2 лет или с момента получения банком лицензии на осуществление банковской деятельности в случае, если с момента получения такой лицензии прошло менее лет 2.

Наши рекомендации