Оформление заявок и заказов поставщикам
Процесс закупки включает в себя ряд определенных, логически взаимосвязанных видов работ. Выделяются следующие стадии процесса приобретения товаров: составление заявок, анализ заявок, выбор поставщиков, размещение заказов, анализ заказов, выполнение заказов.
Составление заявок. Заявки на приобретение товаров подготавливаются соответствующими сотрудниками функциональных подразделений предприятия. Они содержат информацию о том, какие виды и какое количество товаров требуется предприятию, когда они должны быть получены и кто составил заявку.
Составляются таким образом, чтобы ожидаемые к поступлению количества товаров опережали фактические потребности в них.
Время между размещением заявок и получением по ним товаров называется временем опережения. Оно играет важную роль в процессе управления закупками и товарными запасами. Заблаговременная подача заявок ослабляет отрицательные воздействия неожиданных задержек в поставках.
В тоже время излишнее увеличение времени опережения ведет к росту товарных запасов. Работники, ответственные за составление заявок, должны устанавливать сроки поставки товаров с минимальным опережением, учитывая возможности поставщика и потребности потребителя товаров.
Приобретение товаров осуществляется разными методами в зависимости от вида товаров и комплектующих изделий. Основными методами закупок являются:
· приобретение товара одной большой партией за один раз;
· регулярные закупки товаров и изделий мелкими партиями, когда покупатель заказывает необходимое количество товаров, которые поставляются ему партиями в течение определенного периода;
· ежедневные (ежемесячные) закупки. Метод используется там, где закупаются дешевые и быстро используемые товары;
· получение товара по мере необходимости;
· закупка товара с немедленной отдачей. В исключительных случаях, когда невозможно получить их по мере необходимости.
Документальное оформление заказа реализуется на основе заключения контракта, как основы закупок, поставки товаров и их закупок. Контракт составляется между поставщиком и потребителем продукции.
Заказ поставщику формируется только согласно графику заказов. В графике заказов должны быть указаны дни недели, когда поставщик принимает заказ, и дни недели, когда осуществляется поставка товара.
Заказ товара может сделать заведующий секцией торгового объекта, заместитель заведующего секцией либо категорийный менеджер. Заказ может быть сделан только на основании контракта.
Для передачи заказа поставщику его необходимо разместить в торговой системе.
В заказе поставщику нужно указывать:
- номер заказа;
- название поставщика, которому делается заказ;
- место поставки (торговый объект, для которого предназначена поставка по заказу);
- дату заявки (когда сделана заявка);
- дату поставки (когда товар будет доставлен в торговый объект);
- спецификацию заказа (артикул и наименование товара, заказываемого поставщику);
- закупочные цены;
- количество заказываемого товара в штуках (килограммах);
- внешние штрих-коды заказываемого товара и количество в транспортных упаковках.