О.Н. Левчегов, Н.Н. Нестерова
Методические указания
(АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ)
Контрольной работы
по дисциплине «Статистика»
для студентов второго курса, обучающихся по направлениям
38.03.01 «Экономика», 38.03.02 «Менеджмент»,
38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»
Квалификация (степень)
Бакалавр
Липецк 2016 г.
Введение
В процессе изучения курса статистики студенты института всех специальностей выполняют курсовую работу, составной частью которой является расчетная часть, имеющая своей целью освоение студентами методики и технологии проведения статистических расчетов. Студенты специальностей «Финансы и кредит» и «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», обучающиеся по программе II-го высшего образования, выполняют по курсу статистики контрольную работу, структура которой целиком аналогична структуре расчетной части курсовых работ.
Настоящие «Методические рекомендации к выполнению статистических расчетов» предназначены для использования студентами при решении задач расчетных заданий курсовых и контрольных работ.
Учебно-методический материал «Рекомендаций» может быть использован при подготовке студентами выпускных квалификационных работ, а также в ряде учебных курсов, связанных с применением методов анализа данных.
Структура расчетных заданий курсовых и контрольных работ основана на использовании методического приема, известного как «сквозная задача».
Сквозная задача (СЗ) базируется на единой исходной информации и требует для своего решения последовательного применения комплекса изучаемых методов, что дает возможность охватить при решении СЗ большую часть статистической методологии. Преимущество применения такого методического подхода в курсовых и контрольных работах заключается в отказе от традиционного для изучения курса статистики решения отдельных, не связанных между собой задач (иллюстрирующих, в основном, изолированное применение одного из статистических методов) в пользу освоения студентом последовательных этапов комплексного статистического исследования.
Содержание сквозной статистической задачи курсовых и контрольных работ включает в себя:
- исследование структуры изучаемой совокупности, в процессе которого осуществляется построение статистического ряда распределения, его графическое изображение и расчет различных статических характеристик ряда (Задание 1);
- выявление наличия и направления корреляционной связи между изучаемыми признаками путем построения и анализа аналитической группировки и корреляционной таблицы, а также оценка тесноты связи (Задание 2);
- применение в решении финансово-экономических задач метода выборочных наблюдений, расчет ошибок выборки и распространение полученных результатов на генеральную совокупность (Задание 3).
На примере решения сквозной статистической задачи студент, по сути, самостоятельно проводит в курсовых и контрольных работах своего рода мини-исследование, начиная от постановки задачи и заканчивая экономической интерпретацией статистических характеристик, полученных в результате проведенных расчетов. Проходя по этапам такого мини-исследования, студент тем самым постигает суть статистической методологии.
Настоящие учебно-методические материалы включают два раздела:
I. Методические рекомендации к выполнению статистических расчетов.
II. Образец выполнения Заданий 1-3 курсовых и контрольных работ.
Раздел I содержит конспективное изложение теоретического материала в объеме, достаточном для выполнения расчетных заданий, а также пример, демонстрирующий комплексное применение статистических методов при поэтапном решении сквозной задачи. Методическими рекомендациями, изложенными в данном разделе, студенту следует руководствоваться при выполнении своего варианта расчетных заданий.
Раздел II выполняет двоякую функцию:
- предоставляет студентам второй демонстрационный пример выполнения статистических расчетов в соответствии с методическими рекомендациями I-го раздела;
- выступает в качестве наглядного образца, которым должен руководствоваться студент при оформлении курсовых и контрольных работах результатов выполнения Заданий 1-3.
Учебно-методический материал, изложенный в двух разделах, обеспечивает студентов методикой проведения статистического анализа данных самого разнообразного социально-экономического характера. Это позволяет студентам использовать данную методику в изучении различных учебных курсов – демографии, маркетинге, менеджменте, экономике, финансовом анализе и др.
Для студентов выпускных курсов учебно-методический материал может быть полезен как руководство к проведению комплексного статистического анализа данных, исследуемых в выпускной квалификационной работе.
Раздел I
Методические рекомендации к выполнению статистических расчётов
Курсовые и контрольные работы по статистике включают три типовых расчетных задания.
Задание 1. Исследование структуры совокупности.
Задание 2. Выявление наличия корреляционной связи между признаками, установление направления связи и оценка ее тесноты.
Задание 3. Применение метода выборочных наблюдений.
Методика комплексного применения статистических методов при выполнении расчетных заданий излагается в данном разделе с использованием демонстрационного примера.
Демонстрационный пример
При проведении статистического наблюдения за деятельностью коммерческих банков одного из регионов РФ за исследуемый период получены выборочные данные об объеме кредитных вложений и сумме прибыли по 30-ти банкам (выборка 20%-ная, механическая).
В проводимом статистическом исследовании эти банки выступают как единицы выборочной совокупности. Генеральную совокупность образуют все коммерческие банки региона. Анализируемыми признаками изучаемых единиц совокупности являются Объем кредитных вложенийи Сумма прибыли банка.
Выборочные данные представлены в табл.1.
Таблица 1
Исходные данные
Номер банка п/п | Объем кредитных вложений, млн руб. | Сумма прибыли, млн руб. | Номер банка п/п | Объем кредитных вложений, млн руб. | Сумма прибыли, млн руб. |
150,0 | 45,1 | 167,1 | 58,0 | ||
40,0 | 6,2 | 130,0 | 47,0 | ||
180,0 | 67,0 | 171,0 | 64,7 | ||
88,3 | 27,3 | 148,3 | 46,2 | ||
170,0 | 62,5 | 150,0 | 53,7 | ||
169,0 | 60,0 | 180,0 | 67,0 | ||
70,0 | 16,9 | 198,1 | 68,0 | ||
112,0 | 20,9 | 200,0 | 70,0 | ||
170,0 | 65,0 | 211,0 | 80,1 | ||
93,3 | 16,0 | 190,0 | 67,7 | ||
136,4 | 69,0 | 205,0 | 72,0 | ||
120,0 | 35,0 | 225,0 | 84,0 | ||
135,4 | 53,4 | 230,0 | 87,0 | ||
173,0 | 66,2 | 240,0 | 90,2 | ||
160,0 | 56,0 | 230,0 | 85,0 |
Задание 1
По исходным данным (табл.1) необходимо выполнить следующее:
1. Построить статистический ряд распределения банков по Объему кредитных вложений, образовав четыре группы с равными интервалами.
2. Графическим методом и путем расчётов определить значения моды и медианы полученного ряда распределения.
3. Рассчитать характеристики ряда распределения: среднюю арифметическую,среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации.
4. Вычислить среднюю арифметическую по исходным данным (табл. 1.1), сравнить её с аналогичным показателем, рассчитанным в п. 3 для интервального ряда распределения. Объяснить причину их расхождения.
Сделать выводы по результатам выполнения Задания 1.
Выполнение Задания 1
Целью выполнения данного Задания является изучение состава и структуры выборочной совокупности банков путем построения и анализа статистического ряда распределения банков по признаку Объем кредитных вложений.