Заменяем слова песни движениями.
Берем песню, например «Первым делом, первым делом самолеты, ну а девушки, а девушки потом». Спрашиваем у участников: какое слово они бы хотели заменить. Например, самолет. Все показывают, как выглядит самолет. Теперь поем эту фразу, но без слова Самолет, заменяя его движением. Потом убираем следующее слово. И так далее, пока все слова не будут заменены на движения.
Обруч
Взявшись за руки в кругу, участники проводят по кругу обруч, через который нужно пролезть, не разнимая рук. Делают это с каждым кругом все быстрее.
Человеческая машина
В центре круга из 10-50 человек один встает в центр и начинает некое движение, например, крутит руль, изображая водителя. Все по очереди присоединяются к нему, добавляя осмысленное движение или роль. Например, шлагбаум, светофор или полицейский.
Паровоз
Три-пять групп по 4-6 человек, каждой из которых тайно дается записка с предметом или явлением (например, паровоз). Участники должны подготовиться и молча показать этот предмет остальным, чтобы те догадались, что это такое.
Пинг-понг
Участники выходят из круга и встают за стулья, ставят их на две задние ножки в положение равновесия. Одну руку убирают за спину. По команде «Пинг» переходят вправо, подхватывая стул соседа, а команда «Понг» – сигнал перейти влево.
Дождик
Шуршим ладонями, щелкаем пальцами, хлопаем в ладоши, стучим ногами, вскидываем руки. Потом в обратном порядке. Сначала с открытыми глазами, а потом с закрытыми, ориентируясь по звуку. И устанавливается тишина. Пример игры: https://www.youtube.com/watch?v=sZ4cSR2mraY.
Ветер перемен между кругами
Игра используется для перемешивания участников. Поменяйтесь местами в круге те, кто сегодня…плотно позавтракал, любит итальянскую кухню, пришел в зеленом, любит вести круги…
Олень
Игра используется для перемешивания участников. Участники в кругах рассчитываются до десяти (если кругов пять, то до пяти, если три, то до трех), встают и молча рассаживаются в круги с одинаковыми номерами. Игра называется «Олень» потому, что обычно участники поднимают руки над головой, показывая растопыренными пальцами свой номер.
Барабанщики
Участники все вместе поют известную динамичную песню, потом добавляют к пению хлопки и топот. Потом только хлопки и топот без пения.
Массаж в кругу
Каждый кладет ладони на плечи соседа справа, после чего с закрытыми глазами начинает осторожно массировать его плечи.
Через две минуты все поворачиваются, не открывая глаз, на 180°, так что весь круг теперь смотрит в противоположную сторону. Теперь каждый может отблагодарить партнера за все хорошее, что он получил от него в первом раунде. Теперь он делает массаж ему.
Это упражнение может нести гораздо более глубокий смысл, чем просто расслабление. Это выражение здоровых отношений и эмоциональной близости — и то, и другое является непременным условием успешного обучения. Большинство людей не в состоянии хорошо учиться, если они чувствуют себя одинокими или если они постоянно конкурируют с остальными.
Для того чтобы избежать эффекта «инфляции», имеет смысл повторять эту процедуру достаточно редко. Ее можно рассматривать и как поощрение группе.
Что это ты сейчас делаешь?
Первый в круге, назовем его «А», при помощи мимики и жестов должен изобразить какую-либо деятельность, например, он может изображать, что он пишет письмо. При этом очень важно, чтобы он делал это с энтузиазмом. Участник справа от него («Б) задает вопрос: «Что это ты сейчас делаешь?» В нашем случае тот ни в коем случае не должен говорить, что он делает на самом деле, наоборот, он должен выдумать какую-нибудь другую деятельность. Например, чистку зубов. Итак, «А», изображая написание письма, должен ответить на вопрос своего партнера, например, так: «Я чищу зубы». Сказав это, он может прекратить изображать свою деятельность.
И тогда участник «Б» должен мгновенно начать изображать деятельность, которую назвал «А» (в нашем примере «Б» начинает «чистить зубы»). Теперь уже участник «С» задает вопрос: «Что это ты сейчас делаешь?» И хотя «Б» продолжает «чистить зубы», он должен придумать совсем неподходящий ответ, например: «Я читаю книгу». И так далее.
Анекдоты
Заранее подбираем смешные и адекватные анекдоты, распечатываем, режем, сворачиваем в одинаковые бумажки и кидаем в шляпу. Участникам предлагается взять анекдот из шляпы, подготовится 1 минуту и все по кругу пытаются не просто прочитать по бумажке, а задача рассказать как друзьям, с выражением, с демонстрацией, как мы рассказываем, когда хотим порадовать друзей, чтоб было смешнее.
Анекдотов должно быть больше чем участников, чтобы была возможность заменить, если попавшийся анекдот совсем не нравится.
РИСУЕМ КАК МИКЕЛАНЖЕЛО
Можно сделать только часть упражнений.
1. Сложите кисти рук и переплети пальцы не так, как ты это делаешь обычно.
2. Скрестите руки на уровне груди, как вы это делаете обычно. Теперь измените положение рук так, чтобы сверху была другая рука.
3. Покажите, как вы смотрите в старинную подзорную трубу с единственным окуляром. Какой глаз вы используете? Попробуйте посмотреть другим глазом.
4. Теперь вы можете попробовать сделать что-нибудь левой (для левши – правой) рукой: достаньте книгу и откройте ее на странице 10. Помашите кому-нибудь из участников группы левой рукой.
5. Теперь напишем левым локтем в воздухе имя соседа справа.
6. А теперь напишем в воздухе правым локтем имя соседа слева.
7. А теперь носом напишем свое имя.
8. Двумя руками одновременно нарисовать в воздухе треугольник... потом квадрат.. потом круг.
Когда Микеланджело расписывал плафоны Сикстинской капеллы, он делал это попеременно то правой, то левой рукой. Задействуя обе руки, он давал работу всему мозгу в целом. Правое полушарие управляет левой стороной тела, а левое полушарие — правой. Активизация обеих сторон тела способствует — как у Микеланджело, так и у каждого из нас — взаимодействию полушарий мозга.
Коктейль руководителя
Можно сидя или стоя, но так, чтобы вокруг вас было достаточно свободного места. Предлагаемое упражнение покажет вам, каким образом можно взбодриться и активизироваться.
Мы часто делаем одновременно несколько разных дел. Например, когда человек ведет автомобиль, то его руки при этом держат руль, переключают скорость или включают фары; ноги нажимают на газ, тормозят, выжимают сцепление; уши контролируют число оборотов или замечают сирену скорой, глаза наблюдают за движением, и при этом человек еще может беседовать с попутчиками или менять кассету в магнитофоне. Если долго тренироваться, то можно делать все это одновременно. А сейчас я хочу предложить вам попробовать выполнить одновременно несколько вещей, которые, вероятно, не так уж часто вам приходилось делать одновременно.
● Ты можешь так? Представь себе, что ты ногами нажимаешь на педали огромного органа и одновременно пальцами рук что-то кромсаешь? (10 секунд)
● Ты можешь так? Делать большой круг руками и в то же время подмигивать одним глазом и еще кивать головой? (10 секунд)
● Ты можешь так? Дирижировать оркестром и шевелить при этом ушами? (10 секунд)
● Ты можешь так? Глазами следить за секундной стрелкой и при этом качаться из стороны в сторону? (10 секунд)
● Ты можешь так? Считать от 20 до 0 и при этом пытаться представить себе образ белого медведя, который ест землянику из миски. (10 секунд)
Язык тамтамов
Группа образует круги (по 8-10 чел). Вы — члены экзотического племени, передающего таким способом какое-то важное послание. Один человек из круга начнет хлопать в ладоши в определенном ритме. Сидящий справа от него участник воспроизводит ритмический рисунок, затем то же самое делает следующий участник, и так происходит до тех пор, пока ритм не возвращается к своему автору — тому участнику, который придумал его.
Сразу после игры можно спросить остальных членов группы, догадываются ли они, каково было содержание передаваемого послания.
После завершения игры ее можно повторить. Только теперь уже другой член группы придумывает свой собственный ритм и решает, в какую сторону он будет передаваться — направо или налево. (3-5 минут)
Спящая восьмерка
Сядь поудобнее, полностью выпрями спину и расслабь плечи. Сделай пару глубоких вдохов и проследи за тем, чтобы ты сначала почувствовал свой живот и только потом — грудь. Предоставь своему мозгу возможность набрать свежего кислорода, чтобы он мог отдохнуть от напряжения предыдущей работы, которую ты выполнял.
Теперь начни, пожалуйста, рисовать в воздухе кончиком носа лежащую на боку восьмерку. Не двигая головой, только носом. Делая это, подумай о том, что ты изображаешь символ бесконечности нашего успеха и возможностей...
Это упражнение расслабляет затылочную мускулатуру, улучшает циркуляцию крови и активизирует глазные мышцы.
Вариант 2 – глазами.
Трудно, почти невозможно
Правила этой игры внешне кажутся очень простыми. Но я должен вас предупредить: то, что вы должны делать, очень легко описать, но сделать это почти невозможно. Тем не менее, вы можете попробовать, а вдруг у вас получится.
Начало очень простое, и с ним справится каждый: сделайте правой рукой круговое движение — большое или маленькое, как хотите. Остановитесь. Теперь я хотел бы, чтобы левой рукой вы нарисовали в воздухе крест. Это еще легче. Это у всех вас получилось. А сейчас мне хотелось бы, чтобы вы выполнили эти два движения одновременно: правой рукой нарисовали бы в воздухе круг, а левой — крест. Кто с этим справится, должен послать мне «победный клич индейца».
Медведь И дровосекИ
Я хочу пригласить вас поиграть в игру, с давних времен известную в России. При этом вы превратитесь в Дровосеков. Дровосеки — это мужественные мужчины и женщины, которые топорами валят деревья в лесу, обрубают ветви и распиливают стволы на бревна. Покажите мне, пожалуйста, как двигаются дровосеки во время работы... Хорошо. Вы прилежные храбрые Дровосеки.
А теперь мне нужен один доброволец... Спасибо! Доброволец будет не Дровосеком, а большим бурым Медведем.
Сейчас мне хотелось бы вам рассказать, что происходит между Медведем и Дровосеками. Медведь выходит на сцену и громко рычит. Дровосеки пугаются до смерти и безжизненно замирают. Они закрывают глаза и пытаются спасти свою жизнь, сделав вид, что они совершенно неподвижны. А что же делает Медведь? Медведь подходит к каждому Дровосеку и проверяет, живые они или нет. Для этого он делает все, что ему вздумается (не разрешается лишь щекотать Дровосеков). Медведь может ворчать или реветь, может дотрагиваться своими «лапами» до безжизненных Дровосеков, он может расталкивать их, поднимать их головы, руки или ноги, короче, он может использовать любой трюк, чтобы заставить Дровосеков начать двигаться или смеяться.
Если кто-нибудь из Дровосеков засмеется или начнет двигаться, то он сразу же превращается во второго Медведя, и уже теперь два Медведя пытаются разбудить Дровосеков, которые, в свою очередь, делают все, чтобы не пикнуть и не пошевелиться. Но со временем Медведей станет трое, потом — четверо и т.д. Вы поняли, как играть в эту игру? Теперь мы можем приступить. Дровосеки, за работу!
А сейчас — выход Медведя: пожалуйста, мощный рев...
РАЗМИНКА КРЕАТИВНОСТИ
Изобретатели
Участники стоят или сидят в кругу. Ведущий кладет в центр обычный предмет, например, стакан, бритву, огнетушитель…. Участники должны предложить самые разнообразные способы использования этого предмета.
Раздать в круг по предмету. Назовите как можно больше способов, как можно использовать этот предмет?
«Волшебный мешочек»
В течение долгого времени собирала я волшебные предметы по миру, как странствующий тренер… аспирин, свеча в форме сердца, карта Рима, бегемот из киндер сюрприза, сетевой адаптер, коробочка, и т.п.
Голосом Деда Мороза (или Снегурочки?): «Ну, дорогие участники, тяните из мешочка, и расскажите нам, чем этот предмет похож на вашего соседа?».
Можно предложить участникам ответить на вопрос: «Как этот предмет связан с продажами?» . Как этот предмет связан с …. Очень хорошо включает творческое начало!
Карусель
Участники встают в два круга – внутренний и внешний. Получаются пары, в которых говорят на заданную тему. По команде ведущего внутренний круг сдвигается вправо; в новых парах обсуждают ту же или новую тему. А потом в общем круге делятся идеями, которые набрали друг от друга.
Колпачок
Нарисуйте как можно больше рисунков, элементом которых будет колпачок от ручки. Можно выбрать другие элементы: пуговицу, монетку, кружок.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Критика
Можно использовать и как игру переключающую, если процесс зашел в тупик.
Сядьте в круг. Я хотел бы пригласить вас сыграть в игру, в которой вы сможете сообщить друг другу, что вам не нравится в поведении других членов группы. Возможно, есть вещи, которые вам мешают: например, у вас возникло впечатление, что вас кто-то часто перебивает; или вам мешает, что кто-то часто над вами подшучивает (над вашей семьей, религиозными взглядами, над вашим происхождением, этнической принадлежностью). А иногда нам чего-то недостает, и это тоже может быть неприятно.
Возможно, ты сожалеешь, что кто-то редко предлагает тебе работать с ним в одной команде; или тебе не хватает., чтобы кто-то из группы обратился к тебе и спросил о твоем мнении; или тебе просто надо, чтобы кто-то иногда делал тебе дружеское замечание. Всегда есть вещи, которые нам мешают или которых нам не хватает, поэтому сейчас мне хотелось бы попробовать сыграть с вами в одну игру.
Встаньте все вместе в круг. Сейчас я брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, у кого в руках мяч, может критиковать. Каждый должен начинать критику одним и тем же определенным образом; это звучит так: «(Дима), я желаю тебе прекрасной долгой жизни, но мне неприятно, что ты небрежно обращаешься с моими книгами...» В то время как участник с мячом говорит эти слова, он смотрит в глаза тому, к кому обращается, и, в конце концов, кидает ему мяч. Теперь мяч у Димы, и он может говорить. Он тоже должен ответить четко определенным образом: «Я благодарю тебя за то, что ты мне это сказал. Я подумаю над этим. Я не хочу оскорблять твои чувства».
(Дальше есть две возможности: если в группе есть тот, кого Дима сам хочет покритиковать, то он может сейчас это сделать, используя слова, описанные выше. Если Дима не желает в данный момент высказывать критическое замечание то он бросает мяч тому, кто, по его мнению, хочет высказаться... И так до тех пор, пока каждый не получит возможность высказаться.)
Треугольники
Каждый из участников в круге выбирает двух других участников, не говоря им об этом. По сигналу ведущего все стараются создать равнобедренный треугольник с теми, кого они выбрали, так, чтобы расстояние до каждого из «избранников» было одинаковым. После того как все останавливаются, создав треугольники, ведущий просит пару человек из участников подойти к нему. Это вызывает перемещения всех остальных, пока равнобедренные треугольники не будут воссозданы.
Игра без правил
Более 16 участников рассаживаются в два круга для обсуждения заданной ситуации и поиска решения. В одном – по правилам круга, в другом – без правил. По окончании обе команды озвучивают свои решения. Ведущий спрашивает, все ли с ним согласны, как решение принималось. Каждый высказывается, насколько его мнение было учтено или нет (например, согласился просто под давлением авторитета, или потому что было лень спорить). Разница впечатлений участников двух кругов будет очевидна.
По окончании можно спросить участников об их самочувствии, настроении, что они ощущали во время обсуждения.
Спор или согласие
Объединитесь в пары
Этап 1. Сейчас вы должны будете спорить друг с другом. Спорить можно о чем угодно. Я предлагаю вам в качестве образца простое предложение: «Что лучше: красное или голубое? » Теперь один из вас должен будет защищать мнение, что красное лучше, а другой - мнение, что лучше голубое. Каждый должен высказать как можно больше аргументов в поддержку той точки зрения, которую он защищает. Выдвигайте свои аргументы по очереди, при этом делать это надо как можно быстрее и как можно убедительнее. Представьте себе, что это игра в пинг-понг: ваши аргументы «летают туда-сюда», как мячик над столом.
Вы готовы? Тогда начинаем дебаты. Первый вопрос звучит так: «Какое число важнее: один или четыре?» (1 минута)
Варианты вопросов:
● «Какой город красивее: Москва или Санкт-Петербург? » (1 минута)
● Что лучше: быть ребенком или взрослым?
● Что людям нужнее: работа или свободное время? Какой транспорт окажется более перспективным: железная дорога или самолет?
● Что важнее знать - математику или родной язык?
Этап 2. А теперь найдите как можно больше общего между этими двумя позициями
Этап 3. Рефлексия: какую разницу вы заметили в ощущениях, когда спорили и когда соглашались и искали общее? Когда вы чувствовали себя лучше?
Равновесие
Очень простое упражнение напоминает участникам о том, что все они зависят друг от друга, и всего один нарушенный контакт может нарушить баланс отношений и сил во всей группе.
В круге все берутся за руки и рассчитываются на первый-второй. Обязательно стоят прямо, ноги вместе. Игроки под номером 1 наклоняются к центру круга, а игроки под номером 2 отклоняются назад, так что в целом возникает равновесие между всеми членами группы. Когда все почувствуют себя устойчиво в таком положении, обе части круга поменяются: первые номера отклоняются назад, а вторые – вперед.
Усложняем задачу: каждый наклоняется все ниже вперед и назад соответственно. Группа должна самостоятельно найти темп, подходящий ей, при котором можно не нарушать равновесия и соблюдать синхронность. Во время игры нельзя разговаривать. Игру логично закончить взаимной благодарностью за поддержку.
Монополька
Каждому в круге выдается роль в производственной цепочке, например: Покупатель, Аптекарь, Водитель, Полицейский, Оптовик, Железная дорога, Завод, Капитан корабля, Фермер, Судья. Определяется максимальная цена товара (лекарства) и Покупателю выдаются деньги. Каждый участник втайне оценивает свои услуги и записывает сумму в рабочей тетради. Когда все подготовились, Покупатель артистично дает деньги Аптекарю. Тот забирает свою долю и дает деньги Водителю, и так далее. Если деньги не доходят в нужной сумме до Фермера, он не дает сырье, товар не производится, и деньги возвращаются к Покупателю. Участники обсуждают ситуацию. Снова каждый оценивает свои услуги, записывает сумму. Покупатель дает деньги Аптекарю…. И так до тех пор, пока денег не хватит для производства и доставки лекарства. Судья следит за порядком.
ИНТЕГРАЛЬНЫЙ СУД
Можно судить самого человека – это фронтально и примитивно.
А можно судить его свойства, сохраняя при этом положительное отношение к самому человеку, любя его.
И разница здесь очень существенная...
Значит, я пытаюсь разрезать на пласты, что дано ему от природы, пытаюсь относиться к его свойствам, оправдывая или осуждая, могу помочь ему увидеть, где я, а где не я, и это не мое.
Суд – он многогранный. Он ясен мне, и я ясен ему и мы даже без взгляда понимаем друг друга. Я уже могу ощущать его, а он меня. И тут пропадают дистанции, обиды, а остаются ощущения его сердца и его разума.
Игра «Суд»
1. Выбирается актуальное происшествие – кто-то в группе обидел другого или актуальное в обществе происшествие.
2. Участники произвольно выбирают бейджики с ролями:
Роль | Порядок выступления | Позиция | |
Ведущий | Ведет игру, может находиться вне круга. Следит за порядком, чтобы не перебивали друг друга | ||
Прокурор | Обвиняет и предлагает наказание | ||
Свидетель обвинения | Описывает факты, которые видел или знает, свидетельствующие о вине обвиняемого | ||
Адвокат | Оправдывает обвиняемого и предлагает свой вариант судебного решения | ||
Свидетель защиты | Описывает факты, которые видел или знает, в защиту обвиняемого | ||
Потерпевший | Описывает свои страдания | ||
Обвиняемый | Готовит оправдательную речь | ||
Присяжные заседатели | Выносят вердикт: виновен или нет, если да, то какие есть смягчающие обстоятельства | ||
Судья (он же ведущий) | Выносит решение о наказании, назначает приговор – кому что делать в этой ситуации |
3. После вынесения решения сюрпризно меняем роли и бейджики:
Роль | Первая перемена | 2 перемена |
Ведущий | ведущий | ведущий |
Свидетель защиты | Судья | Прокурор |
Прокурор | Адвокат | Свидетель |
Потерпевший | Обвиняемый | Адвокат |
Адвокат | Прокурор | Преступник |
Обвиняемый | Потерпевший | Судья |
Присяжные заседатели | Присяжные заседатели | Выносят вердикт: виновен или нет, если да, то какие есть смягчающие обстоятельства |
Судья | Свидетель | Потерпевший |
4. Обмен впечатлениями. Вопросы: Присяжные, как изменилось ваше мнение? Что вы почувствовали в игре? Что из приобретенного сегодня вы возьмете в повседневную жизнь?
5. Реквизиты: распечатка ситуации (по количеству кругов), бейджики. Может, Фотографии, слайды с места события, судейская мантия или шапочка….
6. Важно! Перемена ролей должна стать сюрпризом!
7. При разном количестве участников можно совместить ведущего и судью, сократить свидетеля. Или, наоборот, несколько свидетелей, большая судейская коллегия. Еще пробовали добавлять постоянную группу присяжных. Они не меняют роль, каждый раз выносят приговор, зато видно, как меняется их позиция от раунда к раунду.
Картина
Сидящим в кругу участникам предлагается вместе нарисовать словами картину на тему прошедшего обсуждения. Например, картину идеальной компании. Для этого им выдаются карточки со словами-ассоциациями. Каждый получает одно слово и, исходя из него, развивает мысль. Слова: жизнь, природа, горы, море, мечта, солнце, улыбка, красота, любовь, люди.
Остров
Участники представляют себя после катастрофы на необитаемом острове. Каждый пишет на листочке, чем он готов помочь другим, чтобы выжили все. Игроки складывают листочки и кладут в центр круга. Берут не свой листок, читают и рассказывают, насколько это важное, и даже самое важное действие на острове.
Пикник
Участники представляют, что едут с друзьями на пикник. Каждый на листочке пишет, чтó самое важное он сделает для пикника. Все складывают листочки в центр круга. Затем каждый берет не свой листок, зачитывает и рассказывает, доказывает, насколько и почему это самое важное действие на пикнике.
Мировой судья
Ролевая игра. Участникам раздаются роли и смоделированная ситуация (далее – «кейс»). Например, мальчик мячом разбил стекло Соседу, за что Сосед надрал мальчику уши. Мама мальчика вмешалась и наорала на Соседа. Соседка выскочила из дому и оскорбила Маму мальчика. Отец мальчика повел всех к Судье. После обсуждения и изложения позиций и требований Судья оглашает решение. Далее ведущий меняет роли участников на противостоящие. Обсуждение и требования оглашаются повторно. Судья снова выносит решение.
СУД
Ролевая сценическая игра для 5 человек в круге.
У Менеджера в автобусе украли мобильный телефон, он пошел в отделение полиции и опоздал на работу на час. В это время пришел Клиент с большим заказом, обиделся, наорал на Начальника Менеджера и ушел. Менеджер пришел на работу и попал под критику Начальника и в ответ сгоряча на него наорал. Начальник его уволил и пошел к Боссу. Тот вызвал всех, и Друга, и Коллегу Менеджера, пришел и Клиент с жалобой.
Действие: все по кругу рассказывают свою позицию Боссу, и Босс принимает и объявляет решение – уволить Менеджера или нет.
Далее ведущий проводит смену ролей: Начальник – Менеджер, Менеджер – Начальник, Клиент – Друг, Друг – Клиент. Обсуждают еще раз. Босс опять встает и говорит решение. Если кругов несколько, Босс в каждом встает и говорит всем кругам свое решение.
Пазл
Нужно заранее разрезать картон на части, паззлы, по числу участников круга. Каждый из участников получает фрагмент и пишет на нем самую значительную свою способность или свойство, которое он может и хочет вложить в успех группы. В середину круга ставится стул, на котором участники вместе соединяют паззлы. Вставляя свой фрагмент, каждый объясняет, почему он написал именно то, что написал.