Социологический анализ контрактов и контрактный подход
Реальные контракты всегда погружены в сложную сеть межличностных отношений, будучи и зависимыми от них, и влияя на них со своей стороны.
К эксплицитным контрактам относятся все те контракты, которые являются результатами сделок, т.е. проходят в процессе своего формирования те три стадии заключения сделки, наличия которых требует классическая теория контракта. К имплицитным относят интерпретации тех или иных действий сторон как упомянутых стадий заключения сделки. Рассмотрим более подробно характеристики выделенных типов.
Таким образом, если обязывающие (эксплицитные) контракты суть взаимные обещания, явно даваемые сторонами друг другу и вырабатываемые в ходе общения в процессе заключения сделки, то социальные (имплицитные) контракты суть ожидания, возникающие из субъективных (хотя и социально обусловленных) интерпретаций поведения сторон (или одной стороны) каким либо наблюдателем (в частности, участником заключения эксплицитного контракта).
В этой связи полезно разграничивать индивидуальные, групповые и социальные (в узком смысле) имплицитные контракты.
Индивидуальным имплицитным контрактом будем называть односторонние ожидания заинтересованного индивида относительно действий другой стороны, базирующиеся на понимании первым некоторых актов поведения последней как сигналов об обещаниях, выполнение которых полезно (ценно) для данного индивида. Для индивидуального имплицитного контракта возможно наличие стороннего наблюдателя, который также истолковывает такие поведенческие акты как обещания.
Групповым имплицитным контрактом будем называть близкие или совпадающие ожидания относительно действий какого-либо индивида, разделяемые несколькими заинтересованными индивидами, исходящими из сходной интерпретации таких действий как обещаний. При этом каждый из членов такой группы может выполнить роль стороннего наблюдателя по отношению к любому другому члену группы. В частности, в такую группу может входить и тот индивид, действия которого оцениваются (интерпретируются) другими как сигналы об обещаниях или обязательствах.
Таким образом, групповые имплицитные контракты удобно подразделить на односторонние и взаимные. Для первых характерно невключение субъекта ожиданий — «обещаний» в состав группы, имеющей общие представления, для вторых, напротив, такой субъект — сразу или после «разъяснений» его неправоты — включен в состав лиц, разделяющих подобные представления. При этом для взаимных имплицитных контрактов характерно наличие выгодности для обеих сторон исполнения ожиданий, которые имеют по отношению к ним их партнеры (разумеется, эта выгодность носит сугубо субъективный характер и не должна как-то сравниваться или сопоставляться).
Социальные имплицитные контракты (в узком смысле слова, чтобы отличить их от социальных контрактов как синонимов имплицитных) отличаются от групповых лишь в одном пункте: те общие представления, на которых базируются соответствующие интерпретации и трактовки, разделяются не группой индивидов, длительно занимающихся какой-либо совместной деятельностью (прежде всего членами той или иной организации а более широкой социальной общностью — населением какой - то территории или страны, социальной стратой и т.п. В остальном все сказанное относительно групповых имплицитных контрактов, включая их деление на односторонние и взаимные, без изменений можно перенести и на социальные имплицитные контракты.
Указанные выше различия эксплицитных и имплицитных контрактов являются решающе важными с точки зрения механизма разрешения конфликтов, которые могут возникнуть по ходу выполнения контракта. Для анализа возникающих ситуаций удобно классифицировать контракты как классические, неоклассические и отношенческие, что было обсуждено выше. Исходя из такой классификации, можно получить следующую формальную классификацию имплицитных контрактов по способам управления их реализацией:
• управляемые участниками контракта;
• управляемые третьей стороной;
• управляемые организацией, создаваемой участниками контракта.