Гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров
Общие положения
1.1. Настоящие Правила организации обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (далее – Правила) в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» (далее – Закон) разработаны в качестве правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (далее – обязательное страхование) и определяют порядок исполнения отдельных положений Закона и Правил обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (далее – Правила обязательного страхования), связанных с организацией обязательного страхования на страховом рынке.
1.2. Настоящие Правила распространяются на деятельность Национального союза страховщиков ответственности (далее – Союз) и страховых организаций, являющихся его членами и осуществляющих обязательное страхование (далее – страховщики).
1.3. Для целей настоящих Правил под организацией обязательного страхования на страховом рынке понимаются действия страховщика, направленные на заключение, сопровождение, исполнение и расторжение договоров обязательного страхования, включающие:
1.3.1. Порядок определения видов транспорта и видов перевозок для целей обязательного страхования (в том числе в отношении перевозок пассажиров транспортными средствами автомобильного транспорта категории М1 (не являющиеся автобусами транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения));
1.3.2. Порядок определения количества пассажиров для целей расчета страховой премии по договору обязательного страхования, установленный «Правилами определения количества пассажиров для целей расчета страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров» (далее – Правила определения количества пассажиров) (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. №1484 (далее – Постановление № 1484)), с учетом срока действия договора обязательного страхования и других особенностей применения Правил определения количества пассажиров;
1.3.3. Порядок установления франшизы в договоре обязательного страхования;
1.3.4. Порядок расчета страховой премии по договору обязательного страхования;
1.3.5. Порядок заключения и выдачи договора обязательного страхования страховщиком.
1.4. Основными задачами настоящих Правил являются:
- защита прав и законных интересов страховщиков, страхователей и выгодоприобретателей;
- совершенствование страховой и финансово-экономической деятельности членов Союза, укрепление дисциплины, законности и правопорядка при осуществлении обязательного страхования;
- обеспечение соответствия деятельности членов Союза принципам добросовестной конкуренции.
2. Порядок определения видов транспорта и видов перевозок для целей обязательного страхования.
2.1. Для целей установления страхового тарифа и определения количества пассажиров по договору обязательного страхования отнесение осуществляемых перевозчиком видов перевозок пассажиров к видам транспорта и видам перевозок, указанным в Постановлении Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. № 1344 «Об утверждении предельных (минимальных и максимальных) значений страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров» (далее – Постановление № 1344) и Постановлении № 1484, производится в соответствии с действующими на момент заключения договора обязательного страхования транспортными уставами и кодексами, регулирующими соответствующий вид перевозки пассажиров:
2.1.1. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта;
2.1.2. Устав железнодорожного транспорта;
2.1.3. Кодекс внутреннего водного транспорта;
2.1.4. Кодекс торгового мореплавания;
2.1.5. Воздушный кодекс.
2.2. При перевозках пассажиров транспортными средствами автомобильного транспорта категории М1[1] определение количества перевезенных пассажиров и установление страхового тарифа производится аналогично соответствующим видам автобусных перевозок с учетом территориальности перевозок, в частности:
· для городских перевозок пассажиров по заказу транспортными средствами категории M1 расчет производится как для автобусных перевозок в городском сообщении по заказам;
· для пригородных, междугородних и международных перевозок пассажиров по заказутранспортными средствами категории M1 расчет производится как для соответствующих видов автобусных перевозок (в пригородном, междугородном или международном сообщении).
3. Порядок определения количества пассажиров для целей обязательного страхования. Учет срока действия договора обязательного страхования при расчете страховой премии.
3.1. В целях обеспечения единообразия применения (толкования) страховщиками Правил определения количества пассажиров определение количества пассажиров осуществляется в соответствии с Приложением № 1 к настоящим Правилам, содержащим таблицу применяемых пунктов Правил определения количества пассажиров по видам осуществляемых перевозчиком перевозок.
3.2. Срок действия договора обязательного страхования при расчете страховой премии учитывается при определении количества пассажиров, страховые тарифы при этом не изменяются. Итоговое значение количества пассажиров, используемое для расчета страховой премии, определяется следующим образом:
3.2.1. При перевозках любым видом транспорта, за исключением случая перевозок пассажиров внутренним водным транспортом при сроке действия договора обязательного страхования (сроке страхования) менее 1 года, но не менее периода навигации, – путем умножения количества пассажиров, определенного в соответствии с пунктами 4 – 9 Правил определения количества пассажиров, на коэффициент T/365 (где T – срок действия договора обязательного страхования (срок страхования), выраженный в календарных днях), в том числе для случаев, когда срок действия договора обязательного страхования (срок страхования) равен одному календарному году (вне зависимости от того, високосный год или нет).
3.2.2. При перевозках внутренним водным транспортом при сроке действия договора обязательного страхования (сроке страхования) менее 1 года, но не менее периода навигации, – в размере количества пассажиров, определенного в соответствии с пунктами 4 – 7 Правил определения количества пассажиров.
3.2.3. Итоговое количество пассажиров, определенное в соответствии с пунктами 3.2.1. и 3.2.2. настоящих Правил и используемое при расчете страховой премии, по каждому виду транспорта и виду перевозки округляется в большую сторону до натурального числа.
3.3. В случае, если определение количества пассажиров осуществляется на основании пункта 4 Правил определения количества пассажиров, для целей обязательного страхования под первичными статистические данными, подаваемыми перевозчиком в рамках организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере транспорта, подразумеваются заполненные перевозчиком в установленном порядке формы федерального статистического наблюдения, исчерпывающий перечень которых указан в Приложении № 2 к настоящим Правилам.
В случае, если на дату заключения договора обязательного страхования еще не наступил установленный нормативными документами срок предоставления субъектам официального статистического наблюдения за деятельностью в сфере транспорта первичных статистических данных за 4 полных квартала, предшествующих кварталу заключения договора обязательного страхования, страхователь предоставляет страховщику статистические данные о количестве перевезенных им пассажиров за 4 последних полных квартала подряд, за которые страхователь уже предоставил первичные статистические данные субъектам официального статистического наблюдения за деятельностью в сфере транспорта перед началом квартала, в котором заключается договор обязательного страхования.
3.4. В случае, если перевозчик осуществляет различные виды перевозок одними и теми же транспортными средствами, определение количества пассажиров осуществляется в соответствии с пунктами 4–9 Правил определения количества пассажиров раздельно для каждого вида перевозки с учетом всех транспортных средств, используемых на данном виде перевозки, вне зависимости от фактического (или планируемого) периода использования каждого такого транспортного средства.
3.5. В случае если при определении количества пассажиров используется вместимость транспортного средства или количество мест для сидения, то для целей обязательного страхования при расчете количества пассажиров не учитываются место водителя, место кондуктора и места для сидения членов экипажа.
Данные о вместимости транспортного средства и количестве мест для сидения указываются в техническом паспорте завода - изготовителя транспортного средства или ином аналогичном документе[2]. В случае отсутствия информации о количестве мест для сидения в автобусе при определении количества пассажиров для целей обязательного страхования данный параметр принимается равным 20 штук в соответствии с пунктом 9 Правил определения количества пассажиров.
3.6. В случае, когда определение количества пассажиров осуществляется на основании пункта 8 Правил определения количества пассажиров, расчет производится только при наличии справки о перевозках, предоставляемой перевозчику органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (далее – справка). В указанной справке в обязательном порядке должна содержаться информация, предусмотренная Постановлением № 1484, а именно:
· реквизиты (номер и дата) документов, на основании которых перевозчик осуществляет и (или) планирует осуществлять перевозку пассажиров по маршрутам;
· номера маршрутов, по которым перевозчик осуществляет и (или) планирует осуществлять перевозку пассажиров в течение срока действия договора обязательного страхования;
· количестве пассажиров, перевезенных по маршрутам за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором выдается справка (с указанием количества маршрутов), и (или) количестве маршрутов и рейсов для определения расчетного количества пассажиров, планируемых к перевозке по вновь вводимым маршрутам.
3.6.1. Если определение количества пассажиров должно осуществляться по справке, но справка не предоставлена страховщику, либо в справке содержится не вся информация, предусмотренная пунктом 8 Правил определения количества пассажиров, допускается производить расчет страховой премии, используя расчетное количество пассажиров, определенное в соответствии с пунктом 9 Правил определения количества пассажиров как для автобусных регулярных перевозок в городском сообщении с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршрутам, и применяя только страховой тариф, предельные значения которого установлены для вида транспорта и вида перевозки «Автомобильный транспорт - автобусные перевозки в городском сообщении по заказам и автобусные регулярные перевозки в городском сообщении с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок».
В пункте 5.1 договора обязательного страхования необходимо указывать вид транспорта и вид перевозки: «Автомобильный транспорт - автобусные перевозки в городском сообщении по заказам и автобусные регулярные перевозки в городском сообщении с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок».
3.7. При определении количества пассажиров не допускается:
3.7.1. Иное толкование Правил определения количества пассажиров, чем установленное в Приложении № 1 к настоящим Правилам.
3.7.2. Проведение расчета количества пассажиров, не подтвержденного перевозчиком документально.
3.7.3. Использование первичных статистических данных в рамках организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере транспорта из других форм, не предусмотренных Приложением № 2 к настоящим Правилам.