Государственный кредит и государственный долг. Система управления государственным долгом.

Государственный кредит — это совокупность финансовых отношений между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными финансовыми организациями — с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений.

Государственный кредит реализуется в трех основных формах, при которых государство:

- является кредитором;

- является заемщиком;

- выступает в качестве гаранта или поручителя по обеспечению выполнения долговых обязательств третьих лиц.

К государственному долгу РФ относятся долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований РФ, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения действие БК.

Как российские, так и зарубежные исследователи выделяют три составных элемента государственного долга: финансовый долг; условный долг (или вероятностные обязательства государства при поручительствах); административный долг.

Финансовый долг, являющийся основной компонентой государственного долга, представляет собой денежные обязательства государственного сектора, возникшие в результате одобренного государственными органами займа кредитных средств, и служащие привлечению средств для финансирования бюджетных расходов. В структуре финансового долга можно выделить две группы долговых обязательств, различающихся по критерию их оформления:

- денежные обязательства государства, возникшие в результате выпуска государственных долговых ценных бумаг (секьюритизированная форма);

- денежные обязательства государства, возникшие в результате заключения правительством страны кредитных договоров (несекьюритизированная форма).

Административный долг представляет собой просроченные обязательства государства по осуществлению бюджетных расходов. Его основное отличие от финансового и условного долгов заключается в том, что административный долг является следствием неисполнения (или несвоевременного исполнения) государством своих бюджетных обязательств.

Структура государственного долга РФ представляет собой группировку долговых обязательств РФ по видам долговых обязательств

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ долговые обязательства РФ могут существовать в виде обязательств по:

1) кредитам, привлеченным от имени РФ как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени РФ;

3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ;

4) государственным гарантиям Российской Федерации;

5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством РФ на государственный долг РФ.

Долговые обязательства РФ могут быть краткосрочными (менее 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет) и долгосрочными (от 5 до 30 лет включительно).

Традиционно понятие управления государственным долгом рассматривается в широком и узком смыслах.
Управление государственным долгом в широком смысле предполагает:

- формирование политики в отношении государственного долга, необходимых институтов и инструментов;
- определение основных показателей и предельных значений государственной задолженности;
- определёние основных направлений воздействия на микро- и макроэкономические показатели;
- определение приоритетных направлений использования привлеченных ресурсов и т. д.
Определение политики в отношении государственного долга и его верхний предел устанавливаются законодательными органами власти, а оперативное управление осуществляет исполнительная власть.

Управление государственным долгом в узком смысле, предполагает определение условий выпуска, обращения и погашения конкретных государственных ценных бумаг.

Еще более узкая трактовка управления государственным долгом предполагает регулирование состава и структуры совокупного государственного долга при его неизменной величине.

Целью управления государственным долгом является нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

Управление государственным долгом основывается на следующих принципах:

- безусловности - обеспечении точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;

- единства учета - учета в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных органами власти всех уровней;

- единства долговой политики;

- обеспечения единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к публично-правовым образованиям низлежащих уровней;

- согласованности — обеспечения максималъно возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;
- снижения рисков — выполнения всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;

- оптимальности — создания такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальными рисками, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;

- гласности — предоставления достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

Наши рекомендации